Создание Летнего сада
Неотъемлемой принадлежностью увеселительных садов начала XVIII века являлись разнообразные беседки, павильоны, птичники, оранжереи. Были они и в Летнем саду. На берегу Фонтанки находился грот. В отделке его интерьера, помимо скульптуры, широко использовались раковины, известковый туф, что создавало иллюзию естественной пещеры. К мерным звукам падающей воды в фонтанах, устроенных в стенах… Читать ещё >
Создание Летнего сада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Из многочисленных построек первой четверти XVIII века, находившихся в Летнем саду, до нас дошел только дворец, возведенный в 1710 — 1714 годах. Прямоугольный в плане двухэтажный дом почти кубической формы, перекрытый высокой четырехскатной крышей, больше похож на жилище богатого голландского бюргера, чем на дворец главы сильного русского государства. Одинаково решенные фасады Летнего дворца с узким лепным фризом из дубовых веток имеют по два ряда окон, между которыми помещено двадцать девять терракотовых барельефов. В образной форме их сюжеты рассказывают о борьбе России за утверждение на берегах Балтийского моря. Вход во дворец, устроенный с южной стороны, подчеркнут великолепно выполненным барельефом, в центре которого помещено изображение Минервы, окруженной военными трофеями и победными знаменами.
Сейчас дворец выглядит несколько более приземистым, так как его опорные стены оказались частично скрытыми подсыпанной позднее землей. Первоначально же здание казалось стройнее: оно словно вырастало из воды. Мягкого светло-желтого цвета стены хорошо сочетались с коричневатыми барельефами и позолоченными оконными переплетами. Красная черепичная крыша, над которой поблескивал золоченый флюгер в виде фигурки Георгия-Победоносца на коне, поражающего дракона, усиливала декоративное звучание архитектуры.
Вопрос об авторе Летнего дворца до сих пор остается открытым. Документально подтверждается лишь участие в создании скульптурного декора крупного архитектора немецкого барокко А. Шлютера.
До нашего времени сохранилось не только первоначальное анфиладное расположение помещений, но и отдельные элементы декора: резное дерево, живописные плафоны, изразцовые печи. Среди них особый интерес представляет выполненная с большим мастерством скульптором И. Пино отделка резным дубом вестибюля с барельефным изображением Минервы, Заслуживает внимания и находящийся во втором этаже Зеленый кабинет, получивший свое название от окрашенных в зеленый цвет стен и членящих их пилястр. Его нарядное оформление, в котором использовались живописные вставки, лепка и позолота, было выполнено при участии упоминавшегося уже талантливого русского архитектора М. Г. Земцова. В кабинете были устроены стенные шкафы с остекленными дверцами. В них размещались всевозможные «диковины», собиравшиеся любознательным хозяином.
В Летнем дворце нет обширных парадных помещений, поскольку он был жилым домом Петра и членов его семьи. Большие приемы и празднества происходили не во дворце, а в саду, где в это время на аллеях расставлялись столы с яствами. В создании сада, который уже в 1710-е годы поражал современников своим обликом и изобретательностью «затей», принимали участие многие мастера садово-паркового искусства начала XVIII века. Сначала его разбивка и возведение разнообразных сооружений были поручены И. М. Угрюмову и Ф. Васильеву. В 1716 — 1717 годах работами руководил приглашенный на русскую службу видный французский архитектор Ж. Б. Леблон. После его смерти строительство возглавил Земцов. Зелеными насаждениями занимались садовые мастера Я. Розен, а несколько позднее И. Сурмин. Однако главным автором всей композиции был Петр. Как указывает надпись на плане, по которому создавался сад, его «чертил сам царское величество». Об облике «царского огорода» дает представление одно из клейм гравированной панорамы Петербурга, выполненной А. Ф. Зубовым в 1716 — 1717 годах. Замечательный видописец первой четверти XVIII века изобразил стоящие вдоль берега Невы дворец и три открытые галереи, которые оформляли «главный фасад» летней резиденции царя. На трех площадках центральной аллеи были устроены фонтаны, а на пересечении прямых дорожек каждого из четырех квадратной формы боскетов стояли беседки. Подстриженные кустарники создавали вдоль аллей зеленые стены, в которых устраивались ниши для статуй или фонтанов.
Петр не жалел денег на приобретение скульптуры, которая должна была не только украшать сад, но и служить средством пропаганды проводимых им преобразований. Этим последним и объясняется тщательность и продуманность в подборе статуй, которые по его указаниям покупались или заказывались в Венеции, славившейся в то время на всю Европу своими 34 мастерами садово-парковой скульптуры.
Принадлежность статуй одной художественной школе создает необычайную гармонию и единство скульптурного оформления сада. Часть этого уникального собрания произведений крупных мастеров итальянского барокко (П. Баратта, Д. Бонацца, Д. Зорзони, Ф. Кабианка, А. Тальяпьетра, А. Тарсия и др.) сохранилась. Восемьдесят девять статуй и бюстов украшают Летний сад сегодня, являясь одной из его главных достопримечательностей. Художественные достоинства мраморных изваяний неодинаковы. Чрезвычайно разнообразны их сюжеты. Многочисленные персонажи античной мифологии и аллегорические фигуры, прославляющие земные радости и чувства, соседствуют с реалистическими портретами современников Петра I — польского короля Яна Собесского, одержавшего победу над турками, и его супруги Марии Казимиры. Любимые Петром науки представлены фигурами «Мореплавание» и «Архитектура». Статуи «Правосудие», «Изобилие», «Милосердие», «Истина» олицетворяют мудрое управление государством. Некоторые изваяния составляют целые серии. К их числу относится, например, цикл «Круговорот суток», выполненный по заданию Петра. В эту сюиту входят «Аврора» («Утро»), «Полдень», «Закат» и «Ночь» (4, с. 35).
Двухфигурная мраморная композиция «Амур и Психея» украшает террасу на берегу Лебяжьего канала. Безвестный итальянский мастер великолепно передал в мраморе грациозное движение Психеи, склонившейся над спящим Амуром. Несколько статуй посвящены теме войны и прославления воинской доблести. Это «Слава», «Минерва», «Беллона», а также заказанная Петром скульптору П. Баратта группа «Мир и Изобилие» — аллегория Ништадтского мира, заключенного в 1721 году между Россией и Швецией. Портреты Александра Македонского, Юлия Цезаря и других должны были напоминать о подвигах героев-полководцев древности.
В 1720 году в одной из главных галерей у Невы была выставлена приобретенная в Риме античная статуя Венеры. Сейчас она экспонируется в залах Государственного Эрмитажа и известна как Венера Таврическая. Такое название ей дали после того, как во второй половине XVIII века она побывала в Таврическом дворце.
В юго-восточной части сада по проекту Земцова был соз-36 дан лабиринт с фонтанами, в оформлении которых использовались сюжеты басен Эзопа. Их поучительный смысл высоко ценил преобразователь России. Южнее лабиринта был вырыт Карпиев пруд. Изумрудное летом и золотое осенью убранство сада дополнялось партерами с ярким ковром цветников и газонами душистых трав. Струи фонтанов переливались на солнце всеми цветами радуги (4, с. 36).
Неотъемлемой принадлежностью увеселительных садов начала XVIII века являлись разнообразные беседки, павильоны, птичники, оранжереи. Были они и в Летнем саду. На берегу Фонтанки находился грот. В отделке его интерьера, помимо скульптуры, широко использовались раковины, известковый туф, что создавало иллюзию естественной пещеры. К мерным звукам падающей воды в фонтанах, устроенных в стенах, присоединялись мелодии, разыгрываемые водяным органом. Эта во многом примечательная постройка первой четверти XVIII века, в создании которой участвовали А. Шлютер, Г. Маттарнови, Б. К, Растрелли и М. Г. Земцов, не сохранилась. В 1826 году К. И. Росси перестроил грот в павильон, названный Кофейным домиком. В петровское время Летний сад играл большую роль в общественной жизни столицы. В нем устраивались ассамблеи, разнообразные празднества и иллюминации по случаю военных побед и семейных торжеств.