Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Аттестация персонала на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами, (направление на учебу, утверждение в новой должности и пр.) проводится перед принятием соответствующего решения. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Классификация целей аттестации персонала представлена в табл. 2. Если же в ходе аттестации будут допущены те или иные ошибки… Читать ещё >

Аттестация персонала на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно российскому трудовому законодательству, в организации должно быть утверждено Положение об аттестации персонала, в котором определяются цели аттестации и описываются организационные процедуры.

При выборе системы аттестации сотрудников необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим элементам системы управления персоналом (профессионального развития, планирования карьеры, мотивации и стимулирования), чтобы добиться целостности и эффективности кадрового менеджмента, а главное, избежать конфликтов в трудовом коллективе.

Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Классификация целей аттестации персонала представлена в табл. 2.

Таблица 2

Цели аттестации персонала

Наименование целей.

Характеристика целей.

1. Административные: повышение перевод понижение прекращение трудового договора.

Заполнение вакансии работниками, проявившими свои способности, подтвердившими свое стремление к успеху.

Приобретение работником нового опыта.

Если руководство считает, что прекращение трудового договора с работником нецелесообразно, учитывая его стаж и заслуги в прошлом.

Сокращение штатов.

2. Информационные.

Информирование работников об относительном уровне их квалификации, качеств и результатов труда.

Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использование их по специальности, совершенствовании стиля и методов управления персоналом организации.

3. Мотивационные.

Вознаграждение благодарностью, зарплатой, повышением в должности работников.

Изыскание резервов роста производительности труда.

Заинтересованность работников в результатах своего труда и всей организации.

Использование экономических стимулов и социальных гарантий. Создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.

Выделяют следующие виды аттестаций: итоговую, промежуточную и специальную (по особым обстоятельствам).

При итоговой аттестации, которая дает полную и разностороннюю оценку трудовой деятельности и морального облика работника и во многом помогает понять людей, предвидеть их поведение в тех или иных ситуациях, проводится раз в три — пять лет.

Промежуточная аттестация проводится регулярно через определенные периоды (иногда раз в квартал и даже ежемесячно), и каждая последующая базируется на результатах предыдущей. В крупных западных фирмах для руководителей и специалистов она проводится раз в год; для других категорий (новичков, лиц, включенных в резерв рабочих и младших служащих) раз в 6 мес.

Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами, (направление на учебу, утверждение в новой должности и пр.) проводится перед принятием соответствующего решения.

Наряду с аттестацией в практике управления персоналом может иметь место самооценка (самоаттестация) на основе письменных ответов на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценку выполнению своих служебных обязанностей, достигнутым результатам, профессионализму, производственной дисциплине и пр. Это позволяет узнать, какие требования они предъявляют к себе.

Однако самооценка весьма субъективна (завышена или занижена), поэтому должна обсуждаться в коллективе или с руководителем.

Анкета для самоаттестации может выглядеть следующим образом:

  • — ключевые области работы или выполняемые задания;
  • — отношение к работе и оценка ее эффективности;
  • — области, где работа была выполнена хорошо (плохо);
  • — причины успехов (трудностей);
  • — предложения о путях улучшения работы;
  • — планы карьеры.

Источниками информации о себе могут служить: мнение окружающих (целесообразно составить список тех, чье мнение о себе важно знать), анализ своей жизни, ключевых событий, специальных анкет.

Функции аттестации могут быть явными и скрытыми. К явным относятся:

  • — установление в официальном порядке пригодности данного лица к выполнению той иной работы;
  • — контроль выполнения поставленной задачи;
  • — поиск резервов повышения эффективности труда;
  • — решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и пр.

Скрытыми функциями могут быть:

  • — выполнение требования вышестоящего руководства;
  • — придание большего веса принятым прежде кадровым решениям;
  • — знакомство руководителя с сотрудниками;
  • — разрушение круговой поруки, существующей в коллективе;
  • — активизация работы;
  • — возложение формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и пр.

Нужно помнить, что аттестация мотивирует и является предпосылкой изменения поведения работника. Общая позитивная оценка улучшает результаты работы в 70−90% случаев, но способствует формированию завышенной самооценки; общая отрицательная оценка порождает неуверенность в себе. Поэтому более обоснована оценка конкретных поступков.

Типичная процедура аттестации работающего персонала состоит из следующих основных элементов:

  • 1) Разъяснение руководителем целей и порядка аттестации.
  • 2) Предварительная оценка работника всеми теми, с кем ему приходится контактировать.
  • 3) Участие в общих дискуссиях, деловых играх, выполнение специальных заданий, тестов, сдача экзаменов,
  • 4) Обобщение руководителем наблюдений, данных опросов, самоотчета и подготовка к беседе.
  • 5) Предварительная беседа аттестуемых с руководителем.
  • 6) Написание им заключения.
  • 7) Собеседование аттестуемых с комиссией.
  • 8) Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития.
  • 9) Подготовка итогового документа.
  • 10) Осуществление практических мероприятий (изменение должности, премирование и пр.).

Аттестации предшествует заполнение анкеты на аттестуемого непосредственным руководителем или сотрудником кадровой службы. Аттестация при правильном ее проведении несет в себе ряд потенциальных выгод как для организации, так и для аттестуемых работников (табл. 3).

Таблица 3.

Потенциальные выгоды от проведения аттестации

Выгоды для организации.

Выгоды для работника.

Дает информацию о том, насколько эффективно используется персонал организации и каково его качество.

Признание достижений работников со стороны руководства стимулирует их готовность напряженно работать в интересах организации.

Позволяет уточнить критерии оценки рабочих результатов и конкретизировать те требования, которые организация предъявляет к работникам.

Работник получает крайне важную для себя обратную связь, позволяющую ему своевременно внести необходимые коррективы в свою работу, в отношение к делу.

Показывает те трудности и проблемы, которые мешают работникам в достижении требуемых трудовых показателей.

Работник получает возможность уточнить для себя те требования, которые предъявляются к его работе непосредственным руководителем и организацией.

Позволяет наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работников.

Позволяет работникам лучше понять цели и задачи, стоящие перед организацией (подразделением), облегчая прохождение информации по вертикали сверху вниз.

Позволяет поднять производительность труда и качество через повышение уровня мотивации и ответственности работников.

Повышает уровень приверженности работников к своей организации и ее целям.

Является важным источником информации для руководства о положении дел в организации, облегчая прохождение информации по вертикали снизу вверх.

Позволяет сформировать или уточнить состав кадрового резерва.

Если же в ходе аттестации будут допущены те или иные ошибки, то потенциальные выгоды не будут реализованы и аттестация может не дать ожидаемых результатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой