Аттестация персонала на предприятии
Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами, (направление на учебу, утверждение в новой должности и пр.) проводится перед принятием соответствующего решения. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Классификация целей аттестации персонала представлена в табл. 2. Если же в ходе аттестации будут допущены те или иные ошибки… Читать ещё >
Аттестация персонала на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно российскому трудовому законодательству, в организации должно быть утверждено Положение об аттестации персонала, в котором определяются цели аттестации и описываются организационные процедуры.
При выборе системы аттестации сотрудников необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим элементам системы управления персоналом (профессионального развития, планирования карьеры, мотивации и стимулирования), чтобы добиться целостности и эффективности кадрового менеджмента, а главное, избежать конфликтов в трудовом коллективе.
Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Классификация целей аттестации персонала представлена в табл. 2.
Таблица 2
Цели аттестации персонала
Наименование целей. | Характеристика целей. |
1. Административные: повышение перевод понижение прекращение трудового договора. | Заполнение вакансии работниками, проявившими свои способности, подтвердившими свое стремление к успеху. Приобретение работником нового опыта. Если руководство считает, что прекращение трудового договора с работником нецелесообразно, учитывая его стаж и заслуги в прошлом. Сокращение штатов. |
2. Информационные. | Информирование работников об относительном уровне их квалификации, качеств и результатов труда. Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использование их по специальности, совершенствовании стиля и методов управления персоналом организации. |
3. Мотивационные. | Вознаграждение благодарностью, зарплатой, повышением в должности работников. Изыскание резервов роста производительности труда. Заинтересованность работников в результатах своего труда и всей организации. Использование экономических стимулов и социальных гарантий. Создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности. |
Выделяют следующие виды аттестаций: итоговую, промежуточную и специальную (по особым обстоятельствам).
При итоговой аттестации, которая дает полную и разностороннюю оценку трудовой деятельности и морального облика работника и во многом помогает понять людей, предвидеть их поведение в тех или иных ситуациях, проводится раз в три — пять лет.
Промежуточная аттестация проводится регулярно через определенные периоды (иногда раз в квартал и даже ежемесячно), и каждая последующая базируется на результатах предыдущей. В крупных западных фирмах для руководителей и специалистов она проводится раз в год; для других категорий (новичков, лиц, включенных в резерв рабочих и младших служащих) раз в 6 мес.
Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами, (направление на учебу, утверждение в новой должности и пр.) проводится перед принятием соответствующего решения.
Наряду с аттестацией в практике управления персоналом может иметь место самооценка (самоаттестация) на основе письменных ответов на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценку выполнению своих служебных обязанностей, достигнутым результатам, профессионализму, производственной дисциплине и пр. Это позволяет узнать, какие требования они предъявляют к себе.
Однако самооценка весьма субъективна (завышена или занижена), поэтому должна обсуждаться в коллективе или с руководителем.
Анкета для самоаттестации может выглядеть следующим образом:
- — ключевые области работы или выполняемые задания;
- — отношение к работе и оценка ее эффективности;
- — области, где работа была выполнена хорошо (плохо);
- — причины успехов (трудностей);
- — предложения о путях улучшения работы;
- — планы карьеры.
Источниками информации о себе могут служить: мнение окружающих (целесообразно составить список тех, чье мнение о себе важно знать), анализ своей жизни, ключевых событий, специальных анкет.
Функции аттестации могут быть явными и скрытыми. К явным относятся:
- — установление в официальном порядке пригодности данного лица к выполнению той иной работы;
- — контроль выполнения поставленной задачи;
- — поиск резервов повышения эффективности труда;
- — решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и пр.
Скрытыми функциями могут быть:
- — выполнение требования вышестоящего руководства;
- — придание большего веса принятым прежде кадровым решениям;
- — знакомство руководителя с сотрудниками;
- — разрушение круговой поруки, существующей в коллективе;
- — активизация работы;
- — возложение формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и пр.
Нужно помнить, что аттестация мотивирует и является предпосылкой изменения поведения работника. Общая позитивная оценка улучшает результаты работы в 70−90% случаев, но способствует формированию завышенной самооценки; общая отрицательная оценка порождает неуверенность в себе. Поэтому более обоснована оценка конкретных поступков.
Типичная процедура аттестации работающего персонала состоит из следующих основных элементов:
- 1) Разъяснение руководителем целей и порядка аттестации.
- 2) Предварительная оценка работника всеми теми, с кем ему приходится контактировать.
- 3) Участие в общих дискуссиях, деловых играх, выполнение специальных заданий, тестов, сдача экзаменов,
- 4) Обобщение руководителем наблюдений, данных опросов, самоотчета и подготовка к беседе.
- 5) Предварительная беседа аттестуемых с руководителем.
- 6) Написание им заключения.
- 7) Собеседование аттестуемых с комиссией.
- 8) Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития.
- 9) Подготовка итогового документа.
- 10) Осуществление практических мероприятий (изменение должности, премирование и пр.).
Аттестации предшествует заполнение анкеты на аттестуемого непосредственным руководителем или сотрудником кадровой службы. Аттестация при правильном ее проведении несет в себе ряд потенциальных выгод как для организации, так и для аттестуемых работников (табл. 3).
Таблица 3.
Потенциальные выгоды от проведения аттестации
Выгоды для организации. | Выгоды для работника. |
Дает информацию о том, насколько эффективно используется персонал организации и каково его качество. | Признание достижений работников со стороны руководства стимулирует их готовность напряженно работать в интересах организации. |
Позволяет уточнить критерии оценки рабочих результатов и конкретизировать те требования, которые организация предъявляет к работникам. | Работник получает крайне важную для себя обратную связь, позволяющую ему своевременно внести необходимые коррективы в свою работу, в отношение к делу. |
Показывает те трудности и проблемы, которые мешают работникам в достижении требуемых трудовых показателей. | Работник получает возможность уточнить для себя те требования, которые предъявляются к его работе непосредственным руководителем и организацией. |
Позволяет наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работников. | Позволяет работникам лучше понять цели и задачи, стоящие перед организацией (подразделением), облегчая прохождение информации по вертикали сверху вниз. |
Позволяет поднять производительность труда и качество через повышение уровня мотивации и ответственности работников. | Повышает уровень приверженности работников к своей организации и ее целям. |
Является важным источником информации для руководства о положении дел в организации, облегчая прохождение информации по вертикали снизу вверх. | |
Позволяет сформировать или уточнить состав кадрового резерва. |
Если же в ходе аттестации будут допущены те или иные ошибки, то потенциальные выгоды не будут реализованы и аттестация может не дать ожидаемых результатов.