Супергерои в мировой и американской культуре до 1940-х
Что чрезвычайно важно, совершив первый подвиг, заключавшийся в удушении Немейского льва, Геракл впоследствии всегда ходил в его шкуре. Излюбленным оружием же героя, согласно мифам, была палица. Таким образом, у персонажа помимо сверхчеловеческой силы и героических интенций появились также узнаваемая деталь в одежде и характерное орудие. Таким образом, Геракл удовлетворяет трем из пяти критериев… Читать ещё >
Супергерои в мировой и американской культуре до 1940-х (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Значение понятия «супергерой». Предшественники супергероя в мировой литературе
В рамках данного исследования под понятием «супергерой» мы понимаем тип персонажа художественного произведения, которому присущи характерные черты, такие, как обладание экстраординарными способностями, физическими либо ментальными, естественного либо сверхъестественного происхождения, наличие геройского альтер эго, узнаваемых деталей внешнего вида (например, костюм, символ, оружие), намерения защищать общество и его моральные ценности от внешних и внутренних угроз. Приведенное определение было сформулировано Питером Куганом в статье «The Definition of the Superhero» в сборнике «Super/heroes: From Hercules to Superman»1 Wendy Haslem, Angela Ndalianis, C. J. Mackie. Super/heroes: From Hercules to Superman // New Academia Publishing, LLC, 2007. — с. 21, и взято нами за основу как наиболее полное.
Согласно словарю «Merriam-Webster», термин «супергерой» впервые упоминается в 1917 году2 Superhero [Электронный ресурс]//Merriam Webster — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: https://web.archive.org/web/20 141 105 205 405/http://www.merriam-webster.com/dictionary/superhero, свободный., однако первым персонажем, соответствующим типу супергероя в привычном современному читателю и зрителю представлении исследователи считают Sharon Packer MD. Superheroes and Superegos: Analyzing the Minds Behind the Masks // ABC-CLIO, 2009. — с. 1 Grant Morrison. Supergods: Our World in the Age of the Superhero // Random House, 2011. — с. 5 Супермена, чье первое появление датируется 1938 годом, когда свет увидел первый выпуск журнала «Action Comics» Superman [Электронный ресурс]//DC Comics — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.dccomics.com/characters/superman, свободный. По версии уже упомянутого Кугана, приставка «супер» указывает на превосходную степень персонажей данного типа по отношению к «простым» героям и обыкновенным людям. Супергерой способен на то, что человеку неподвластно, к примеру, летать или поднимать невероятный вес. Даже будучи смертным, он превосходит обывателя физической силой, ловкостью или интеллектом, как, например, Бэтмен Batman [Электронный ресурс]//DC Comics — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.dccomics.com/characters/batman, свободный.
Истоки персонажей типа «супергерой», в том числе и интересующих нас кинематографических, мы находим в мировой литературе. Данный тип персонажа имеет множество сходных черт с мифическими и эпическими, а также некоторыми фольклорными героями. В частности, согласно материалам сайта mifologiya.com, созданным на основе работ П. А. Гринцера, Е. М. Мелетинского, А. А. Тахо-Годи и О. Ранка, архетипическому образу эпического героя присущи характерные черты, такие как сверхчеловечность, неуязвимость, узнаваемое оружие, гиперболизация противников и подвиг как главное назначение Архетипические черты эпического героя [Электронный ресурс]//Mifologiya.com — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://mifologiya.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1729:2012;07−12−13−15−04&catid=56:-q—-q&Itemid=104, свободный. Можно отметить, что приведенный перечень особенностей образа во многом пересекается и совпадает со сформулированным нами определением супергероя.
Наиболее ярких предшественников современных супергероев можно выделить в древневосточной мифологии, древнегреческой мифологии, гомеровском эпосе, библейских сказаниях, скандинавской мифологии, средневековых эпических поэмах, европейском фольклоре, городских легендах Викторианской Англии, а так же приключенческих романах рубежа XIX — XX веков. Мы последовательно проанализируем каждый из представленных этапов, после чего выявим предпосылки популярности супергероев в американском кинематографе 1940;х — 2010;х годов.
Самым древним и наиболее значимым для мировой культуры произведением на интересующую нас тему можно считать литературный памятник под названием «Эпос о Гильгамеше», так же известный как поэма «О все видавшем» (аккад. «Љa nagba imuru»), созданный в Древнем Востоке в период с XVIII по XVII века до нашей эры на основе шумерских сказаний Поэма о Гильгамеше [Электронный ресурс]//Historic.Ru — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st039.shtml, свободный.
Являясь одним из старейших произведений как таковых, «Эпос и Гильгамеше» является первым из дошедших до нас письменных произведений, повествующих о подвигах героя, чьи возможности, в соответствии с установившейся позднее литературной традицией эпоса как жанра, превосходят человеческие. Главным героем поэмы выступает царь города Урук по имени Гильгамеш, являющийся полубогом. В произведении он характеризуется следующим образом:
«Велик он более всех человеков, На две трети он бог, на одну — человек он, Образ его тела на вид несравненен, Стену Урука он возносит.
Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята, Чье оружье в бою не имеет равных, ;
Все его товарищи встают по барабану!" Эпос о Гильгамеше [Электронный ресурс]/ - Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST/gilgamesh.txt, свободный.
В ходе поэмы Гильгамеш совершает ряд подвигов, среди которых победа над Хумбабой, который характеризуется следующим образом:
«…Ему вверил Эллиль страхи людские.
Хумбаба — ураган его голос, Уста его — пламя, смерть — дыханье!" Эпос о Гильгамеше [Электронный ресурс]/ - Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST/gilgamesh.txt, свободный.
Исходя из приведенных строк, можно сделать вывод, что речь идет о существе, терроризировавшем людей.
«Эпос о Гильгамеше» привнес в мировую литературу и культуру ряд сюжетных тропов, имеющих первоочередное значение для предмета нашего исследования. Во-первых, произведение, по сути, ввело в литературу такое понятие, как герой. В мифологии Древнего Египта, которая старше ассирийской, как известно, смертные в принципе не принимали сколько-нибудь значительного участия, а главными действующими лицами мифов были исключительно боги Жданов В. В. Древнеегипетская религия // Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2006. — 1256 с. В то время как в «Эпосе о Гильгамеше» смертность и самого Гильгамеша, и его друга Энкиду является одним из важных сюжетных элементов. Впервые в центре повествования был пусть и невероятно сильный, но смертный человек.
Во-вторых, троп наличия упомянутой невероятной силы у существа, не являющегося божеством в полном смысле. Гильгамеша можно назвать первым описанным персонажем, являющимся помесью сверхчеловека, в рассматриваемом случае бога, и смертного. Данный сюжетный троп впоследствии неоднократно использовался в мифах разных народов мира, особенно в мифологии Древней Греции, которая будет рассмотрена нами позднее. Его же можно отчетливо рассмотреть в основе христианства, однако догматическая концепция Богочеловека несколько отличается от концепции полубога, привычной для политеистических религий Богочеловек [Электронный ресурс]//azbyka.ru — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://azbyka.ru/bogochelovek, свободный.
В-третьих, сюжетный троп битвы героя с чудовищем для достижения собственных целей, либо защиты более слабых. Это можно назвать центральной сюжетообразующей формулой подавляющего большинства произведений об эпических героях и супергероях, что станет очевидно в дальнейшем процессе нашего исследования. Опционально чудовище можно заменить сверхчеловеком, чьи убеждения идут в разрез с моральными убеждениями героя, и чьей основной целью является насилие и деструктивная деятельность, — то есть так называемым суперзлодеем.
Значительное влияние на формирование типа персонажа «супергерой» оказала мифология Древней Греции. Особенно следует выделить трех мифических героев, каждого из которых мы рассмотрим отдельно: Геракла, Персея и Ахиллеса.
Геракл, также известный как Геркулес, несомненно, является одним из самых широко известных героев древнегреческой мифологии Геракл [Электронный ресурс]//Zaumnik.ru — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://zaumnik.ru/mifologija/gerakl/mify-o-gerakle.html, свободный. И исследователь Питер Куган, и известный сценарист комиксов Грант Морриссон высказывают мнение, что именно Геркулеса справедливо считать первым предтечей супергероев, и что именно он как персонаж стал источником вдохновения для многих авторов и прототипом многих героев, включая Супермена Peter Coogan. Superhero: the secret origin of a genre //MonkeyBrain Books, 2006. — с. 34, Grant Morrison. Supergods: Our World in the Age of the Superhero //Random House, 2011. — с. 12 .
Подобно Гильгамешу Геракл является наполовину человеком наполовину богом. Причем кровное родство связывает его не просто с божеством, но с высшим существом древнегреческого пантеона — Зевсом. Сверхъестественное происхождение является источником необычайной силы героя.
Свою силу Геракл применяет в основном во благо — совершает знаменитые двенадцать подвигов, в ходе которых убивает разнообразных чудовищ и ликвидирует бедствия различного характера.
Что чрезвычайно важно, совершив первый подвиг, заключавшийся в удушении Немейского льва, Геракл впоследствии всегда ходил в его шкуре. Излюбленным оружием же героя, согласно мифам, была палица. Таким образом, у персонажа помимо сверхчеловеческой силы и героических интенций появились также узнаваемая деталь в одежде и характерное орудие. Таким образом, Геракл удовлетворяет трем из пяти критериев, заявленных нами в определении понятия «супергерой». Это подчеркивает и тот факт, что в XX веке Геркулес стал персонажем комиксов обоих крупнейших издательств, занимающихся выпуском графических романов и периодических изданий о супергероях — Marvel и DC Comics Hercules (Heracles) [Электронный ресурс]//Marvel — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://marvel.com/universe/Hercules_(Heracles), свободный, Hercules [Электронный ресурс]//DC Wikia — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://dc.wikia.com/wiki/Hercules, свободный.
Не менее важным является и Персей. Так же, как и Геракл, он истребляет чудовищ, но делает это при помощи даров, преподнесенных богами, а не благодаря сверхчеловеческой силе Персей [Электронный ресурс]//Энциклопедия мифологии — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://godsbay.ru/antique/perseus.html, свободный. Он получает летучие сандалии Гермеса, шлем Аида, меч Гефеста и безразмерную сумку. Каждый из предметов впоследствии применяется им в борьбе с монстрами.
Дар высших сил в виде некоего артефакта или же способностей является одним из основных сюжетных тропов современных произведений о супергероях, наравне со сверхъестественным происхождением. Так персонаж комиксов компании DC Comics Капитан Марвел, также известный как Шазам, получает свои силы именно от античных богов — Зевса, Атласа и Меркурия Shazam [Электронный ресурс]//DC Comics — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.dccomics.com/characters/shazam, свободный. А один из известнейших супергероев Зеленый Фонарь черпает энергию из кольца, подаренного ему высшей инопланетной цивилизацией Green Lantern [Электронный ресурс]//DC Comics — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.dccomics.com/characters/green-lantern, свободный.
Наконец, рассмотрим миф об Ахиллесе. Можно утверждать, что он привнес в мировую культуру (или же реализовал наиболее показательно) другой важнейший троп — наличие у неуязвимого героя единственного слабого места Ахилл [Электронный ресурс]//Энциклопедия мифологии — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://godsbay.ru/antique/achilles.html, свободный. По сюжету мифа, мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, захотела сделать тело своего сына непробиваемым, для чего окунула его в младенчестве в реку Стикс, держа за пятку. Поэтому пята осталась единственным незащищенным местом. Во время осады Трои, когда Ахиллес был уже известным и могучим воином, стрела, пущенная из лука Париса рукой Аполлона, попала именно в пятку, отчего герой и погиб.
Данная сюжетная схема, прочно укоренилась в мировой литературе. Она четко прослеживается в сюжете средневековой германской эпической поэмы XII — XIII века «Песнь о Нибелунгах». Один из центральных персонажей, герой Зигфрид, так же омывается в источнике сверхъестественного могущества (кровь дракона вместо вод Стикса) получая невероятную силу, и точно так же оставляет один участок своего тела незащищенным.
«Когда в крови дракона он омываться стал, Листок с соседней липы на витязя упал И спину меж лопаток на пядь прикрыл собой.
Вот там, увы, и уязвим супруг могучий мой" Песнь о Нибелунгах [Электронный ресурс]/ - Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.lib.ru/win/INOOLD/WORLD/nibelungi.txt, свободный.
В современных произведениях, главными действующими лицами которых являются супергерои, описанный сюжетный троп также использовался неоднократно. К примеру, Супермен, согласно комиксам, телесериалам и художественным фильмам, практически неуязвим для любого внешнего воздействия. Однако вымышленный минерал криптонит способен ослабить его и даже убить. Можно сказать, что криптонит — «ахиллесова пята» Супермена.
Похожую схему можно проследить и в истории Самсона — ветхозаветного героя-Судьи, чьи подвиги описаны в «Книге Судей Израилевых» Кто такой Самсон в Библии [Электронный ресурс]//Фома — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://foma.ru/kto-takoy-samson-v-biblii.html, свободный. Согласно библейским преданиям, источником невероятной силы Самсона были его волосы, которые он не стриг с самого детства, потому как его матери явился ангел и запретил это делать.
«И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына;
итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого;
ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян" Книга Судей Израилевых [Электронный ресурс]/ - Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/book/449, свободный.
Лишившись волос, то есть источника своей силы, Самсон ослаб и не смог более давать отпор противникам.
В произведениях о супергероях данный сюжетный троп используется очень часто. Например, в художественном фильме «Росомаха: Бессмертный» (англ. «Wolverine», 2013), где главный герой лишается способности к ускоренной регенерации, или в сериале «Сверхспособности» (англ. «Powers», 2015 -…), по сюжету которого супергерой вновь становится простым человеком в результате травмы.
Также Самсон как персонаж послужил прототипом героя комиксов компании Marvel Дока Самсона Doc Samson [Электронный ресурс]//Marvel — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://marvel.com/universe/Doc_Samson, свободный. Сходство заключается в том, что во время применения сверхчеловеческих сил у Дока Самсона отрастают длинные волосы, что можно расценивать как отсылку к библейскому Судье.
Мы также имеем все основания рассматривать скандинавскую мифологию в рамках данного исследования как один из важных источников влияния на формирование образа супергероя, так как в ней тоже присутствовала фигура божественного заступника людей (стоит также уточнить, что мифология Индии, Китая, Японии и прочих стран Востока нами рассматриваться не будет, в виду того, что супергерой как тип персонажа является продуктом культуры стран Запада Alex S. Romagnoli, Gian S. Pagnucci. Enter the Superheroes: American Values, Culture, and the Canon of Superhero Literature //Scarecrow Press, 2013. — с. 15). Речь идет о скандинавском боге грома и молнии Торе. В мифах он выступал не только в качестве могучего воина, но и, что важно, защитника Мидгарда, то есть мира смертных, от всевозможных чудовищ Тор Бог грома [Электронный ресурс]//Энциклопедия мифологии — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://godsbay.ru/vikings/thor.html, свободный.
Согласно Р. Рейнольдсу, Тор является одним из первых мифических сверхлюдей, руководствующихся не только личными мотивами или политической обстановкой, но и альтруистическими побуждениями Richard Reynolds. Super Heroes: A Modern Mythology // Univ. Press of Mississippi, 1992. — с. 48. Он оберегает весь людской род.
Так же, как и Геркулес, с которым его путали римские летописцы, Тор обладает характерными предметами одежды и узнаваемым оружием. Его героическими атрибутами являются молот Мьёльнир, железные рукавицы и волшебный пояс Мёгингъёрд.
Подобно перечисленным ранее героям мифов и легенд, Тор также стал персонажем комиксов о супергероях. Серия, посвященная его приключениям в современном мире, выпускается компанией Marvel Comics с 1962 года Thor (Thor Odinson) [Электронный ресурс]//Marvel — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://marvel.com/universe/Thor, свободный. Как и в случае с Геркулесом и Самсоном, данный факт можно интерпретировать как подтверждение близости образа мифического героя или божества к образу современного вымышленного супергероя.
Также следует отметить Беовульфа — главного героя одноименной англосаксонской эпической поэмы, созданной в период между VIII и X веком Беовульф [Электронный ресурс]//Энциклопедия мифологии — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://godsbay.ru/vikings/beowulf.html, свободный. Выделить его следует, прежде всего, в силу того, что он является смертным, и какой-либо родственной либо другой связи с богами не имеет. При этом он борется с различными чудовищами и успешно их побеждает в силу своих воинских навыков, а не сверхчеловеческих возможностей. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что именно Беовульф является первым персонажем такого типа. С одной стороны, известным героем не из рода богов так же был Одиссей, с другой — чудовищ он одолевал смекалкой и хитростью, в то время как Беовульф со всеми противниками справляется при помощи грубой физической силы, которая почиталась народами Северной Европы.
Что так же примечательно, на протяжении всей поэмы Беовульф, так же, как и Персей, сражается исключительно с монстрами, существами сверхъестественного происхождения, которые представлены врагами всего человеческого рода. Эта деталь также роднит его с современными супергероями, которые противостоят различным внеземным, сверхъестественным и глобальным угрозам для человечества.
Согласно работе Дж. Тондро, огромное влияние на формирование образа супергероя оказал Робин Гуд — популярный герой средневековых английских народных баллад и сказаний Jason Tondro. Superheroes of the Round Table: Comics Connections to Medieval and Renaissance Literature //McFarland, 2011. — с. 53. В балладах о приключениях Робина Гуда было реализовано множество сюжетных элементов, формул и тропов, которые позже легли в основу большей части произведений о супергероях.
Во-первых, среди известных широкой аудитории персонажей Робин Гуд является первым, кто использует псевдоним. Несмотря на то, что исследователи до сих пор не сошлись в этимологии прозвища «Robin Hood», точно известно, что это не настоящее имя героя Робин Гуд. Легенда Робина Гуда [Электронный ресурс]//Altritter — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://altritter.ru/articles/istorija/134.html, свободный. В виду того, что ученые полагают, будто прототипом героев баллад была реальная историческая личность, есть также гипотеза о его социальном статусе и образе жизни, согласно которой человек, именовавший себя Робином Гудом на самом деле был разорившимся дворянином, предпочитавшим не оглашать свое истинное происхождение The Real Robin Hood [Электронный ресурс]//History — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.history.com/topics/british-history/robin-hood, свободный. Исходя из этого, можно говорить о том, что Робин Гуд как персонаж ввел в произведения о супергероях сюжетный элемент сокрытия протагонистом своей личности и изобретения им особого геройского образа.
Во-вторых, Робин Гуд является первым героем, ключевым мотивом действий которого является желание восстановить справедливость в обществе. События, описанные в балладах, разворачиваются, как предполагают исследователи, во времена правления короля Иоанна Безземельного. Данный период истории Англии примечателен неоправданно высокими налогами и угнетением крестьян со стороны рыцарства и купечества Иоанн Безземельный [Электронный ресурс]//Хронос — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://hrono.ru/biograf/bio_i/ioann_bezzemel.php, свободный. Робин Гуд же, как известно, грабил привилегированные сословия и раздавал награбленное беднякам, тем самым восстанавливая общественный баланс. Помимо этого он и его подручные защищали крестьян от агрессии со стороны властей на местах в лице Ноттингемского шерифа.
В-третьих, в балладах и сказаниях у Робина Гуда есть постоянные противники. В большинстве сюжетов он и его банда благородных разбойников противостоят упомянутому шерифу Ноттингемскому и сэру Гаю Гисборну. Исходя из этого факта, можно утверждать, что у Робина Гуда есть так называемые архивраги, то есть антагонисты, с которыми герой вступает в противостояние чаще, чем с другими противниками. Наличие антиврага так же является одной из характерных черт супергероя, согласно П. Кугану Wendy Haslem, Angela Ndalianis, C. J. Mackie. Super/heroes: From Hercules to Superman //New Academia Publishing, LLC, 2007. — с. 21.
Баллады о Робине Гуде оказали значительное влияние на жанр приключенческой литературы в целом и на истории о супергероях в частности. Образом Робина Гуда вдохновлялись создатели таких персонажей, как Алый Первоцвет и Зорро, которых мы подробнее разберем далее по тексту.
Также следует упомянуть о том, что известный персонаж комиксов компании DC Comics супергерой Зелёная Стрела является вариацией образа Робина Гуда Green Arrow [Электронный ресурс]//DC Comics — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.dccomics.com/characters/green-arrow, свободный. Он так же использует в качестве основного оружия лук, носит зеленый костюм, а в ранних версиях и головной убор с пером, подобный тому, который был на Робине Гуде в исполнении Дугласа Фэрбенкса в фильме «Робин Гуд» (англ. «Robin Hood») 1922 года.
Следующим интересующим нас персонажем является Джек-прыгун или Джек-пружинки-на-пятах (англ. Spring-Hilled Jack) — фигурант многочисленных городских легенд Викторианской Англии Джек-пружинки-на-пятах [Электронный ресурс]//Тайная Планета — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://cryptoplanet.ru/publ/zagadki_nauki_istorii_i_bytija/strashilki/dzhek_prygun/12−1-0−47, свободный. Первые упоминания о нем датированы 1837 годом.
Что интересно, Джек-прыгун упоминается в основном в отчетах и газетных статьях о нападениях на граждан Лондона и других мест. Ему приписывают запугивания, нанесение телесных повреждений и даже одно убийство. То есть фигура эта не имеет общих черт с эпическими или народными героями. Напротив, официальные упоминания о нем носят преимущественно негативный характер. Однако яркий образ и обилие слухов превратили его в героя городских легенд, а позже художественных произведений, в которых характер и мотив действий Джека-прыгуна претерпели существенные изменения.
Многочисленные свидетельства описывают Джека-прыгуна либо как пугающее сверхъестественное существо, либо как человека в необычном костюме с техническими приспособлениями для произведения устрашающего эффекта. Свое прозвище он получил за приписываемую ему способность прыгать на высоту в несколько этажей. Следователи по делам о нападении Джека-прыгуна предположили, что эту возможность ему дают некие устройства в обуви, например, мощные пружины. Этот образ был подхвачен авторами так называемых «грошовых страшилок» (англ. «penny dreadful») — регулярных дешевых брошюр развлекательного характера, в которых публиковались адаптированные для малограмотных слоев населения пересказы готических и приключенческих романов, а так же мистические новеллы и художественные переложения фольклорных историй Cheap and nasty: the horrib legacy of the penny dreadful [Электронный ресурс]//The Guardian — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.theguardian.com/books/2014/jun/06/horror-fiction, свободный. «Penny dreadful» считаются предшественниками популярных в США pulp-журналов (англ. «pulp magazines»), которые в свою очередь породили журналы комиксов — основной формат историй о супергероях, помимо кинематографа What Is Pulp Fiction [Электронный ресурс]//The Vintage Library — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.vintagelibrary.com/pulpfiction/introduction/What-Is-Pulp-Fiction.php, свободный. В брошюрах Джек-прыгун со временем уходил с позиции злодея и выступал сперва в качестве трикстера, а затем и в роли положительного героя.
Пиком трансформации Джека-прыгуна как персонажа следует считать серию рассказов за авторством Альфреда Буранже, изданных в 1904 году.
Действие разворачивается в период Наполеоновских войн. Главным героем является молодой благородный британский офицер Бертрам Врэйдон, который в целях устрашения врагов создает себе костюм и образ Джека-прыгуна. С помощью разнообразных технических устройств он отвлекает противников и перемещается прыжками на большие расстояния. На местах своих подвигов Врэйдон оставляет характерный знак — букву «S».
С большой долей уверенности можно утверждать, что Джек-прыгун в интерпретации Буранже является одним из персонажей, наиболее близких к образу супергероя. Популярнейший герой комиксов и художественных фильмов Бэтмен создан во многом под влиянием Джека-прыгуна как литературного, так и фольклорного Peter Coogan. Superhero: the secret origin of a genre //MonkeyBrain Books, 2006. — с. 137. Его образ так же призван устрашать врагов и создавать иллюзию нечеловеческой природы героя, технические средства призваны отвлекать внимание в бою, а перемещается Бэтмен, раскачиваясь на тросах, либо паря на плаще.
Практически в то же самое время баронесса Эмма Орци создает в первую очередь пьесу (1903 год), а затем на ее основе приключенческий роман (1905 год) «Алый Первоцвет» (англ. «The Scarlet Pimpernel»), который считается одним из первых литературных произведений, популяризровавших образ «мстителя в маске» Who Was The Scarlet Pimpernel? [Электронный ресурс]//Scarletpimpernel.com — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.scarletpimpernel.com/whowas.html, свободный.
Главный герой романа — сэр Перси Блейкни, который ведет двойную жизнь, днем притворяясь заурядным дворянином, а по ночам борясь с режимом Французской революции. Помогает он в основном роялистам, а после себя оставляет характерную метку в виде изображения красного цветка.
Алого Первоцвета можно с уверенностью назвать осовремененной (по меркам начала XX века) версией Робина Гуда. Наличие альтер эго и характерного символа вполне роднит его с супергероями.
Очень похожим на Алого Первоцвета, однако значительно более популярным в XX веке и по сей день персонажем можно назвать Зорро — героя повести Джонстона МакКали «Проклятие Капистрано» (англ. «The Curse of Capistrano») опубликованной в 1919 году History of Zorro [Электронный ресурс]//Zorro.com — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.zorro.com/history/, свободный.
Протагонист повести, дон Диего де ла Вега, как и Перси Блейкни, притворяется индифферентным к политике и социальной несправедливости аристократом. Тайно же он ведет под именем Зорро подрывную деятельность против мексиканского правительства в Калифорнии начала XIX века и защищает граждан от притеснений со стороны военных. На своих врагах народный мститель вырезает шпагой букву «Z», что перекликается с сюжетными ходами произведений о Джеке-прыгуне и Алом Первоцвете.
Зорро можно назвать последним из литературных предшественников супергероев. Меньше, чем через двадцать лет после его появления в США получат широкое распространение журналы комиксов, а в 1938 в них дебютирует Супермен, считающийся первым супергероем.
Нами были выделены и рассмотрены все известные предшественники супергероя в мировой культуре. Ими стали Гильгамеш из «Эпоса о Гильгамеше, Геркулес, Персей и Ахилл из мифов Древней Греции, ветхозаветный Самсон, скандинавский бог Тор, герой англосаксонской эпической поэзии Беовульф, герой английских легенд Робин Гуд, персонаж городского фольклора и бульварной литературы Викторианской Англии Джек-пружинки-на-ногах, а также герои приключенческих романов начала XX века Алый Первоцвет и Зорро.