Роль инвестиционной деятельности в эффективном развитии сельского хозяйства Республики Беларусь
Как известно, между вложением инвестиций в экономику и увеличением валового внутреннего продукта существует прямая тесная связь. Это в очередной раз подтверждают показатели табл. 1. После экономического кризиса 1991;1995 гг. и обвального сокращения инвестиций к 2003 г. народное хозяйство республики получило валовой внутренний продукт на уровне 1990 г. Объем инвестиций приблизился к уровню… Читать ещё >
Роль инвестиционной деятельности в эффективном развитии сельского хозяйства Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭФФЕКТИВНОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Как известно, между вложением инвестиций в экономику и увеличением валового внутреннего продукта существует прямая тесная связь. Это в очередной раз подтверждают показатели табл. 1. После экономического кризиса 1991;1995 гг. и обвального сокращения инвестиций к 2003 г. народное хозяйство республики получило валовой внутренний продукт на уровне 1990 г. Объем инвестиций приблизился к уровню 1990 г. только к концу 2005 г. Положительной тенденцией в 2008 г. являлся рост удельного веса инвестиций в структуре валового внутреннего продукта до 28,9%, что свидетельствует об ускорении темпов обновления и роста экономики (табл. 1). В быстроразвивающихся странах удельный вес инвестиций в валовом внутреннем продукте колеблется в пределах 28−32%. Изменения стоимости и структуры основных средств в зависимости от инвестиций происходят с определенным временным лагом. Эти изменения касаются в первую очередь физического и морального износа. В 2008 г. стоимость основных производственных средств в республике увеличилась на 25,4% к уровню 1990 г.
Темпы сокращения инвестиций в сельском хозяйстве после 1990 г. были значительно выше, чем в других отраслях. Положительный перелом наступил в 2005;2006 гг., однако только к концу 2008 г. их объем приблизился к уровню 1990 г. и составил 91,9%. В результате доля сельскохозяйственных инвестиций в общем объеме инвестиций уменьшилась с 28,8% в 1990 г. до 4,9% в 1999 г. и увеличилась до 14,9% в 2008 г. Все это привело к неблагоприятным изменениям в воспроизводстве основного капитала, обусловившим деградацию материально-технической базы отрасли. Степень износа основных средств в сельском хозяйстве в 2000 г. достигла 53,8%, в т. ч. машин и оборудования — 80,7%, а в 2008 г. уменьшилась до 46,2% и 52% соответственно [10, 11]. Обеспеченность сельского хозяйства техникой в настоящее время составляет около 50% нормативной потребности [5]. В 2008 г. на 100 га посевных площадей приходилось 394 л.с. энергетических мощностей, что на 39% меньше, чем в 1990 г. (табл. 1). Столь длительное сокращение инвестиций негативно отразилось на экономике сельского хозяйства, темпы снижения валовой продукции составили около 30%. Положительный перелом наметился в 2004 г., а к концу 2007 г. удалось выйти на уровень 1990 г. (98,9%). Удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте сократился с 22,7% в 1990 г. до 8,4% в 2008 г. Несомненно основной причиной кризиса явился более чем четырехкратный диспаритет цен на продукцию промышленности, поставляемую для сельского хозяйства, и цен на сельскохозяйственную продукцию за 1991;2003 гг. на фоне сокращения бюджетного финансирования отрасли, приведший к неудовлетворительному финансово-экономическому состоянию сельских товаропроизводителей (табл. 2). Так, финансовые потери сельскохозяйственных товаропроизводителей за 13 лет составили примерно 10 млрд. долларов США, т. е. ежегодно около 800 млн. долларов, а государственная поддержка в лучшие годы этого периода, например в 2001 г., была на уровне 477 млн. долларов, в 2002 г. — около 430 млн. долларов, в 2003 г. — около 550 млн. долларов США [2, 3, 4, 8].
Таблица 1. Динамика валового производства продукции, инвестиций и основных средств в сельском хозяйстве и в целом по народному хозяйству Республики Беларусь
Наименование показателей. | 1990 г. | 1995 г. | 1997 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Темпы роста (снижения) валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах к 1990 г., %. | 65,2. | 74,6. | 83,7. | 88,6. | 92,8. | 97,4. | 104,2. | 116,1. | 127,0. | 139,7. | 151,7. | 166,9. | ||
Инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах 1991 г.), млн. рублей. | ||||||||||||||
Темпы роста (снижения) инвестиций в сопоставимых ценах к 1990 г., %. | 39,1. | 44,8. | 51,1. | 52,3. | 50,5. | 53,4. | 64,5. | 78,2. | 93,8. | 123,9. | 143,9. | 177,7. | ||
Удельный вес инвестиций в валовом внутреннем продукте, %. | 20,9. | 18,4. | 18,6. | 20,6. | 19,8. | 17,8. | 17,2. | 19,5. | 21,6. | 23,7. | 25,7. | 27,1. | 28,9. | |
Темпы роста основ. произв. средств в сопоставимых. ценах к 1990 г., %. | 108,1. | 108,8. | 109,3. | 109,5. | 109,1. | 110,3. | 112,3. | 114,0. | 116,3. | 119,2. | 121,7. | 125,4. | ||
Темпы роста (снижения) валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 1990 г., %. | 73,6. | 71,7. | 65,3. | 71,4. | 72,7. | 73,2. | 78,0. | 87,8. | 89,3. | 94,7. | 98,9. | 107,4. | ||
Удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте, %. | 22,7. | 15,1. | н/д. | н/д. | 11,6. | 9,7. | 9,5. | 8,0. | 8,3. | 7,9. | 7,9. | 7,5. | 8,4. | |
Инвестиции в сельское хозяйство (в сопоставимых ценах 1991 г.), млн. рублей. | ||||||||||||||
Темпы роста (снижения) инвестиций в сельское хозяйство в сопоставимых ценах к 1990 г., %. | 11,6. | 9,8. | 11,4. | 12,3. | 8,6. | 9,9. | 13,7. | 23,3. | 43,6. | 62,4. | 61,0. | 91,9. | ||
Инвестиции в сельское хозяйство к общему объему инвестиций, %. | 28,8. | 8,5. | 6,3. | 6,4. | 6,8. | 4,9. | 5,4. | 5,9. | 8,4. | 13,3. | 17,2. | 14,6. | 14,9. | |
Энергетические мощности в с.-х. организациях на 100 га посевной площади, л.с. | ||||||||||||||
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. | ||||||||||||||
Нагрузка пашни на 1 трактор, га. | ||||||||||||||
Приходится комбайнов на 1000 га посевов культур, шт.: | ||||||||||||||
зерноуборочных. | ||||||||||||||
картофелеуборочных. | ||||||||||||||
льноуборочных. | ||||||||||||||
свеклоуборочных. | ||||||||||||||
Источник: расчеты автора на основе [10, 11].
Таблица 2. Соотношение индексов цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию
Наименование показателей. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Индексы цен производителей промышленной продукции, в % к предыдущему году. | 33,71). | 2,421). | 1,971). | 560*. | 131,4. | 189,2. | 300,1. | 345,1. | 297*. | 182*. | 131*. | 131*. | 128*. | 112*. | 116,8. | 116,4. | ||
Индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию, в % к предыдущему году. | 8,61). | 1,231). | 2,381). | 167,0. | 219,0. | 121,8. | ||||||||||||
Соотношение индексов роста цен. | 3,92. | 1,97. | 0,83. | 0,86. | 0,79. | 1,01. | 1,37. | 0,69. | 1,41. | 1,21. | 1,09. | 1,06. | 1,05. | 1,01. | 1,0. | 0,88. | 0,96. | |
Соотношение индексов роста цен нарастающим итогом. | 3,92. | 4,89. | 4,72. | 4,58. | 4,37. | 4,38. | 4,75. | 4,44. | 4,85. | 5,06. | 5,15. | 5,21. | 5,26. | 5,27. | 5,27. | 5,15. | 5,11. | |
1) В разах.
*) Индексы цен на промышленную продукцию и услуги, приобретаемые с.-х. организациями, в % к предыдущему году.
Источник: расчеты автора на основе [10, 11].
В связи с тем, что непаритет цен не был ликвидирован, в 2005;2008 гг. сельскому хозяйству была значительно увеличена государственная финансовая помощь в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005;2010 гг. Так, в 2006;2008 гг. сельскохозяйственными организациями было использовано бюджетных ассигнований в среднем за год около 3,9 трлн. рублей, или 1600 млн долл. США (табл. 3). Если в 1999;2002 гг. бюджетные инвестиции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий составляли от 14 до 27 долл. США, в 2003 г. — 83, в 2004 г. — 121, то в 2005 г. они достигли 150, в 2006 г. — 209, а в 2007 г. — 258 долл. США. Доля господдержки в валовой продукции сельского хозяйства республики возросла с 16,1% в 2003 г. до 23,2% в 2007 г. Для сравнения, в странах Европейского Союза государственная поддержка колеблется в пределах 500−600 евро на 1 га, в Российской Федерации — около 20 долл. США [7, 8].
Таблица 3. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в фактически действовавших ценах, трлн. рублей
Расходы1). | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||||||
консолид. бюджет. | в том числе. | консолид. бюджет. | в том числе. | консолид. бюджет. | в том числе. | консолид. бюджет. | в том числе. | ||||||
респуб. бюджет. | местные бюджеты. | респуб. бюджет. | местные бюджеты. | респуб. бюджет. | местные бюджеты. | респуб. бюджет. | местные бюджеты. | ||||||
Всего1). | 31,3. | 21,4. | 12,3. | 37,3. | 27,5. | 13,9. | 47,6. | 35,9. | 17,8. | 63,8. | 48,1. | 23,0. | |
в т.ч. на национальную экономику1). | … | … | … | 7,6. | 6,1. | 1,7. | 11,2. | 9,2. | 2,1. | 16,5. | 14,4. | 2,3. | |
из них на сельское хозяйство, рыбохозяйствен. деятельность1). | 1,2. | 0,3. | 0,9. | 3,3. | 2,4. | 1,0. | 3,9. | 2,6. | 1,3. | 4,5. | 3,2. | 1,3. | |
уд. вес расходов на сельское хозяйство в расходах на национальную экономику, %. | … | … | … | 43,5. | 39,3. | 59,1. | 34,8. | 28,3. | 61,9. | 27,3. | 22,2. | 56,5. | |
1) С учетом взаимных расчетов.
Источник: расчеты автора на основе [10, 11].
Существенным образом изменилась структура бюджетных ассигнований: государство все больше внимания уделяет производственному и социальному развитию села. В 2005;2008 гг. более 32−34% бюджетных средств было направлено на финансирование централизованных капитальных вложений (льготирование процентов за кредит, финансирование операций по лизингу и др.), тогда как в 2001 г. — только 12,5%. Около 20% занимают затраты капитального характера (мелиоративное и водохозяйственное строительство, газификация, электрификация, строительство дорог внутрихозяйственного назначения и др.). Удельный вес надбавок к ценам снизился: 23,4% - в 2001 г., 10,2% - в 2002 г., 2,1% - в 2003 г., 17,8% - в 2007 г., 2,2% - в 2008 г. (табл. 4).
Таблица 4. Целевое финансирование, млрд. рублей.
Наименование показателей. | 2007 г. | 2008 г. | |||||
всего. | из бюджета. | из внебюджетных фондов. | всего. | из бюджета. | из внебюджетных фондов. | ||
Расходы по видам деятельности, всего. | 1642,4. | 1634,1. | 8,3. | 1793,5. | 1781,5. | 12,0. | |
в том числе: | |||||||
на выполнение мероприятий, работ, услуг по развитию с.-х. производства. | 182,6. | 180,3. | 2,3. | 240,1. | 238,0. | 2,1. | |
на приобретение оборотных активов. | 744,0. | 740,8. | 3,2. | 1201,5. | 1197,9. | 3,6. | |
в соответствии с целевыми программами и мероприятиями (за исключением инвестиционных целей). | 50,9. | 50,9. | ; | 44,3. | 43,2. | 1,1. | |
надбавки. | 442,6. | 442,6. | ; | 61,2. | 61,2. | ; | |
прочие. | 222,3. | 219,5. | 2,8. | 246,4. | 241,2. | 5,2. | |
Капитальные вложения во внеоборотные активы. | 804,3. | 798,0. | 6,3. | 934,3. | 918,8. | 15,5. | |
в том числе: | |||||||
приобретение основных средств. | 228,5. | 227,2. | 1,3. | 228,1. | 223,9. | 4,2. | |
приобретение оборудования и строительно-монтажные работы. | 238,6. | 238,6. | 297,9. | 291,9. | 6,0. | ||
дотации для снижения цен на с.-х. технику, поставленную на условиях долгосрочной аренды. | 263,3. | 263,3. | 271,4. | 271,4. | |||
льготирование процентов за кредит. | 9,9. | 9,9. | 19,3. | 19,3. | 0,0. | ||
прочие. | 63,9. | 59,0. | 4,9. | 117,6. | 112,3. | 5,3. | |
Прочие получения — всего. | 35,7. | 35,7. | 26,8. | 26,8. | ; | ||
Целевое финансирование — всего. | 2482,4. | 2467,8. | 14,6. | 2754,6. | 2727,0. | 27,6. | |
Источник: расчеты автора на основе [9].
В результате реализации Государственной программы возрождения и развития села и ряда Указов Президента Республики Беларусь, направленных на привлечение инвесторов в село, в 2005;2008 гг. значительно увеличились инвестиции и ввод основных средств (табл. 5) [1, 6]. Коэффициент обновления основных средств возрос с 2,5 в 1995 г. до 4,1 — в 2008 г.
Таблица 5. Основные показатели строительства в сельском хозяйстве
Показатели. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Ввод животнов. помещений, тыс. ското-мест: | ||||||||||
для крупного рогатого скота. | 152,1. | 16,8. | 7,9. | 10,6. | 21,9. | 15,8. | 24,7. | 29,2. | 31,1. | |
для свиней. | 39,5. | 27,1. | 8,2. | 13,1. | 2,9. | 13,9. | 6,8. | 28,2. | 43,4. | |
Ввод хранилищ для картофеля, овощей и фруктов, тыс. тонн единовременного хранения. | 86,2. | 19,9. | 9,6. | 4,1. | 5,0. | 8,4. | 7,8. | 8,6. | 33,1. | |
Теплицы под стеклом, тыс. м2. | 41,9. | 1,2. | 0,6. | 19,0. | 22,0. | ; | 244,5. | 40,0. | 13,3. | |
Теплицы пленочные, тыс. м2. | 31,0. | 2,7. | ; | ; | 5,9. | ; | 0,1. | ; | 0,8. | |
Склады для хранения мин. удобрений и ядохимикатов, тыс. тонн единоврем. хранения. | 115,3. | 5,5. | 0,7. | 2,0. | 3,0. | 5,4. | 6,8. | 4,7. | 1,0. | |
Инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство (в фактически действовавших ценах), млрд. рублей. | 2,6. | 19 091). | 1222). | |||||||
Ввод в эксплуатацию осушенных земель, тыс. гектаров. | 85,1. | 32,6. | 7,3. | 4,5. | 5,8. | 0,2. | 0,4. | 0,5. | 0,3. | |
Культуртехнические работы на с.-х. угодьях, не требующих осушения, тыс. гектаров. | 103,1. | 5,6. | 2,1. | 1,0. | 0,3. | 0,7. | 0,2. | 0,1. | 0,2. | |
Инвестиции в основной капитал на мелиоративные мероприятия (в фактически действовавших ценах), млрд. рублей. | 0,3. | 454,21). | 8,42). | 19,7. | 34,6. | 90,9. | 57,1. | 69,8. | 105,3. | |
- 1) С учетом деноминации 1994 г. (уменьшение в 10 раз).
- 2) С учетом деноминации 2000 г. (уменьшение в 1000 раз).
Источник: расчеты автора на основе [10, 11].
В 2004;2005 гг. в республике было реорганизовано 506 сельскохозяйственных организаций, в том числе проданы как имущественные комплексы юридическим лицам всех форм собственности 85 убыточных сельскохозяйственных организаций, реорганизованы путем присоединения 420 убыточных сельскохозяйственных организаций, из них 220 присоединено к сельскохозяйственным организациям, 143 — к промышленным, 57 — к райагросервисам и иным обслуживающим организациям. Это составило 40,3% общего количества убыточных хозяйств по состоянию на 01.01.2004 г. [6]. Инвесторами выступили организации всех форм собственности. По состоянию на 01.10.2009 г. в развитие реорганизованных сельскохозяйственных организаций инвестировано более 8 трлн. рублей (табл. 6). Сравнение данных табл. 6 показало, что в проданных организациях в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий вложено инвестиций в 1,75 раза больше, чем в присоединенных, доля собственных инвестиций выше на 13,3 пункто-процента, прибыли получено в 1,4 раза больше при одинаковом уровне производства валовой продукции.
Таблица 6. Показатели производственной деятельности реорганизованных в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 19.03.2004 г. № 138 и 14.06.2004 г. № 280 убыточных сельскохозяйственных организаций на 01.10.2009 г.
Наименование показателей. | Реорганизовано. | Продано. | |
Количество реорганизованных убыточных с.-х. организаций. | |||
Площадь с.-х. угодий: на 01.01.2004 г., тыс. гектаров. | 1791,4. | 232,7. | |
на 01.01.2009 г., тыс. гектаров. | 1866,8. | 247,7. | |
темп роста, %. | 104,2. | 106,4. | |
В том числе пашни: на 01.01.2004 г., тыс. гектаров. | 1072,4. | 148,9. | |
на 01.01.2009 г., тыс. гектаров. | 1119,1. | 152,4. | |
темп роста, %. | 104,3. | 102,4. | |
Инвестиции в развитие созданных в результате реорганизации с.-х. организаций с начала реорганизации, млрд. рублей. | 7284,6. | 1695,8. | |
В том числе: | |||
собственные средства организаций-инвесторов, млрд. рублей. | 3177,2. | 964,4. | |
в % к общему объему инвестиций. | 43,6. | 56,9. | |
кредиты банков, млрд. рублей. | 2443,5. | 278,3. | |
в % к общему объему инвестиций. | 33,5. | 16,4. | |
бюджетные (надбавки, целевые республиканские программы и т. д.), млрд. рублей. | 1405,4. | 453,1. | |
в % к общему объему инвестиций. | 19,3. | 26,7. | |
прочие, млрд. рублей. | 258,5. | ||
в % к общему объему инвестиций. | 3,6. | ||
Инвестиции в расчете: на 1 с.-х. организацию, млрд. рублей. | 17,1. | 23,2. | |
на 100 га с.-х. угодий, млн. рублей. | 390,2. | 684,6. | |
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (в ценах 2003 г.): на 01.09.2003 г., млрд. рублей. | 663,9. | 73,8. | |
на 01.09.2009 г., млрд. рублей. | 1350,3. | 176,9. | |
темп роста валовой продукции, %. | 203,4. | 239,7. | |
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (в ценах 2003 г.) в расчете на 100 га с.-х. угодий на 01.09.2009 г., млн. рублей. | 72,3. | 71,4. | |
Прибыль (+) убыток (-): на 01.09.2003 г., млрд. рублей. | — 37,6. | — 8,7. | |
на 01.09.2009 г., млрд. рублей. | 239,5. | 44,2. | |
Прибыль на 100 га с.-х. угодий на 01.09.2009 г., млн. рублей. | 12,8. | 17,8. | |
Источник: расчеты автора на основе [6].
Дополнительные собственные источники инвестиций привлекаются в кооперативно-интеграционные структуры, которых в агропромышленном комплексе республике функционирует 68, в их состав вошли 179 участников. Планируется создать еще 38 таких формирований [6].
В 2008 г. структура источников финансирования долгосрочных инвестиций в сельскохозяйственных предприятиях значительно изменилась по сравнению с 2001 г. Удельный вес собственных источников сократился с 58,7% в 2001 г. до 35,7% в 2008 г. соответственно, доля кредитов банков возросла с 27,6 до 46,4%. При этом удельный вес амортизационного фонда уменьшился с 44,6% до 13,6% [9]. Если сравнить со структурой источников финансирования инвестиций в целом по народному хозяйству в 2008 г., то наблюдается такая же тенденция. Так, собственные источники в среднем по республике составляли 38,5%, а в сельскохозяйственных организациях — 35,7%, кредиты банков соответственно 21,3 и 46,4%, бюджетные и внебюджетные средства соответственно — 26,3 и 16,9% [10, 11].
Прирост объемов валовой продукции и рентабельности производства в результате усиления государственной поддержки в 2005;2008 гг. и привлечения организаций-инвесторов не сопровождался улучшением финансового положения сельскохозяйственных организаций республики (табл. 7).
Таблица 7. Финансовое положение сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь
Наименование показателей. | 1995 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г.1). | 2005 г.1). | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Прибыль (убыток) организаций по отраслям экономики (в действ. ценах), млрд. рублей. | |||||||||||
Прибыль в сельском хозяйстве2), млрд. рублей. | — 85. | — 45. | — 21. | ||||||||
Удельный вес прибыли в сельском хозяйстве2) в общем объеме прибыли, %. | 10,2. | 3,4. | ; | ; | ; | 11,0. | 12,0. | 12,0. | 12,6. | 11,8. | |
Удельный вес убыточных организаций, всего, %. | 17,9. | 22,3. | 33,4. | 32,0. | 27,2. | 20,9. | 3,5. | 8,5. | 6,5. | 5,1. | |
Удельный вес убыточных организаций в сельском хозяйстве2), %. | 13,2. | 41,8. | 59,3. | 57,7. | 57,9. | 16,0. | 0,7. | 1,4. | 2,0. | 1,2. | |
Рентабельность в сельском хозяйстве по итогу, %. | 15,4. | 6,2. | — 5,3. | — 2,3. | — 0,4. | 7,5. | 8,1. | 5,3. | 5,2. | 17,9. | |
Рентабельность (убыточность) реализованной с.-х. продукции, %. | 17,7. | 5,0. | — 9,3. | — 5,0. | — 6,2. | 4,7. | 4,0. | 0,1. | — 0,04. | 6,1. | |
Задолженность организаций сельского хозяйства на конец года, млрд. рублей. | 4850,5. | 653,4. | 1363,9. | 2072,0. | 2847,1. | 4499,5. | 6287,1. | 9553,2. | |||
В % к предыдущему году. | х. | 13,5. | 208,7. | 151,9. | 137,4. | 158,0. | 139,7. | 151,9. | 123,5. | 139,8. | |
в.т.ч. просроченная, млрд. рублей. | 1713,6. | 241,7. | 609,8. | 690,5. | 1067,8. | 1051,6. | 1044,3. | 1134,5. | 1307,8. | 1645,7. | |
Из суммарной задолженности кредиторская задолженность, млрд. рублей. | 3781,1. | 472,6. | 1014,4. | 1502,6. | 1954,8. | 2931,9. | 3990,4. | 5341,0. | 6168,3. | 7726,0. | |
В % к предыдущему году. | х. | 12,5. | 214,6. | 148,1. | 130,1. | 150,0. | 136,1. | 133,8. | 115,5. | 125,3. | |
Дебиторская задолженность, млрд. рублей. | 1426,6. | 75,1. | 117,2. | 194,2. | 273,3. | 498,9. | 592,6. | 872,3. | 1076,6. | 2479,5. | |
в т.ч. просроченная, млрд.рублей. | 499,2. | 22,0. | 38,3. | 68,3. | 105,2. | 195,6. | 231,9. | 318,0. | 400,2. | 626,4. | |
Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. | 2,65. | 6,3. | 8,65. | 7,7. | 7,15. | 5,9. | 6,7. | 6,1. | 5,7. | 3,1. | |
Соотношение просроченной кредиторской и дебиторской задолженности. | 3,4. | 11,0. | 15,9. | 10,1. | 10,2. | 5,4. | 4,5. | 3,6. | 3,3. | 2,6. | |
Коэффициент текущей ликвидности в с.-х. организациях. | … | 1,80. | 1,29. | 1,29. | 1,32. | 1,23. | 1,19. | 1,24. | 1,26. | 2,02. | |
К-т обеспеченности собственными оборотными средствами в с.-х. организациях. | … | 0,40. | 0,08. | 0,01. | — 0,01. | — 0,04. | — 0,11. | — 0,17. | — 0,19. | — 0,13. | |
- 1) Чистая прибыль.
- 2) В отрасль «сельское хозяйство» включены сельскохозяйственные организации и организации по обслуживанию сельского хозяйства.
Источник: расчеты автора на основе [10, 11].
Суммарная задолженность сельскохозяйственных организаций по обязательствам на конец 2008 г. возросла на 40% по сравнению с 2007 г. и составила 16,5 трлн. рублей, в том числе просроченная задолженность увеличилась на 26% - до 1,6 трлн. рублей, кредиторская задолженность возросла на 25% - до 7,7 трлн. рублей, несмотря на списание долгов, отсрочку их выплаты и продление погашения бюджетных ссуд. В результате сумма кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций на конец 2008 г. составила 79% выручки от реализации продукции (без НДС).
В 2008 г. значительно уменьшилось соотношение кредиторской и дебиторской задолженности (3,1), однако дебиторская задолженность возросла в 2,3 раза. В 2008 г. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами оставался отрицательным (-0,13), что значительно меньше предельно допустимого (0,2) и свидетельствует об отсутствии собственных оборотных средств.
В структуре прибыли, полученной в 2008 г. сельскохозяйственными организациями, прибыль от реализации товаров, работ, услуг занимала только 33,4% [9]. Большая часть прибыли получена от внереализационных доходов, где основная доля приходится на бюджетные ассигнования.
В последние годы в связи с недостатком собственных оборотных средств наблюдается тенденция отвлечения главного собственного источника инвестиций — амортизационного фонда на покрытие этого недостатка, поэтому он используется по целевому назначению только на 40−50%.
Размер и структура мер государственной поддержки оказывает влияние на конечный финансовый результат и соответственно, на формирование собственных источников финансирования инвестиций. Учеными Института системных исследований в АПК НАН Беларуси предложена классификация мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций на входные, внутренние и выходные [7, с. 22−24]. Проведенные нами исследования показали, что в 2008 г. структура прямых мер государственной поддержки существенно изменилась по сравнению с 2005 г. (табл. 8). Доля входных, наименее эффективных по исследованиям ученых мер значительно возросла — с 38,8% до 50%, доля выходных, наиболее эффективных мер, наоборот, снизилась с 30,3% до 6,6%.
Таблица 8. Структура субсидий и дотаций из бюджета сельскохозяйственным организациям Республики Беларусь
Наименование показателей. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Субсидии и дотации из бюджета, млрд. рублей. | 314,2. | 443,0. | 674,6. | 1212,4. | 1674,2. | 2486,4. | 2671,0. | 2727,0. | |
В т.ч. прочие субсидии и дотации, млрд. рублей. | 85,3. | 117,7. | 177,4. | 430,5. | 524,5. | 809,6. | 650,2. | 613,2. | |
Субсидии и дотации из бюджета без прочих субсидий и дотаций, млрд. рублей. | 228,9. | 325,3. | 497,2. | 781,9. | 1149,7. | 1676,8. | 2020,8. | 2113,8. | |
Структура субсидий и дотаций из бюджета без прочих субсидий и дотаций, %. | |||||||||
В том числе: | |||||||||
входные, %: | 34,5. | 44,4. | 68,9. | 45,7. | 38,8. | 37,9. | 30,9. | 50,0. | |
приобретение семян высоких репродукций. | 2,1. | 2,6. | 2,7. | 1,9. | 1,6. | 1,3. | 1,1. | 2,2. | |
приобретение родительских форм семян кукурузы. | 0,1. | 0,2. | |||||||
возмещение расходов на автомобильн. топливо. | 7,8. | 9,8. | 21,8. | 18,4. | 12,3. | 12,7. | 5,0. | 3,6. | |
приобретение молодняка КРС. | 1,2. | 0,8. | 0,3. | 0,5. | 1,0. | 1,1. | 1,5. | 1,5. | |
погашение задолженности по расчетам за тепловую и электрическую энергию. | 0,2. | 0,4. | 1,5. | 0,3. | 0,1. | 2,0. | 5,5. | 0,1. | |
приобретение удобрений, средств защиты и пестицидов. | 17,1. | 28,5. | 41,0. | 23,5. | 21,7. | 19,2. | 16,4. | 41,0. | |
удешевление и приобретение комбикормов. | 5,9. | 2,2. | 1,5. | 0,9. | 2,1. | 1,6. | 1,4. | 1,3. | |
на стимулирование производства льна. | 0,2. | 0,1. | 0,0. | 0,2. | 0,1. | ||||
Внутренние, %: | 32,7. | 41,2. | 28,1. | 29,4. | 30,8. | 37,0. | 44,1. | 43,4. | |
дотации для снижения цен на с.-х.технику, поставленную на условиях долгосрочной аренды. | 28,4. | 39,5. | 26,7. | 27,7. | 28,8. | 35,7. | 13,3. | 11,0. | |
удешевление зерноуборочных комбайнов. | 3,7. | 1,8. | |||||||
на финансирование программы «Племенное дело». | 1,8. | 0,7. | 0,5. | 0,2. | 0,2. | 0,1. | 2,1. | 0,8. | |
капитальные вложения. | 25,0. | 29,7. | |||||||
на первоочередные потребности предприятий. | 2,5. | 1,0. | 0,9. | 1,5. | 1,8. | 1,2. | |||
Выходные, %: | 32,8. | 14,4. | 2,8. | 24,6. | 30,3. | 25,1. | 25,0. | 6,6. | |
надбавки и дотации к закупочным ценам на с.-х. продукцию. | 31,5. | 11,9. | 0,2. | 21,3. | 28,3. | 24,1. | 22,6. | 2,9. | |
из них: молоко. | 19,4. | 7,3. | 0,0. | 14,5. | 17,7. | 12,6. | 11,4. | ||
КРС. | 8,1. | 3,3. | 0,1. | 4,6. | 6,4. | 8,9. | 7,0. | ||
свиньи. | 4,0. | 1,3. | 2,2. | 2,7. | 1,5. | 0,8. | |||
птица. | 0,9. | 0,6. | |||||||
яйца. | 0,2. | 0,1. | |||||||
льнотреста. | 0,1. | 0,3. | |||||||
картофель для промпереработки. | 0,5. | 0,1. | |||||||
сахарная свекла. | 2,6. | 2,6. | |||||||
рыба. | 0,4. | 0,3. | |||||||
компенсац. выплаты за реализацию плем. яиц, молодняка птицы, яиц на инкубацию. | 0,2. | 0,2. | 1,7. | 2,1. | 1,3. | 0,7. | |||
списание сумм отсроченных обязательств убыточных с.-х. организаций в соотв. с Указом Президента от 19.03.04 г. № 138. | 1,1. | 0,2. | |||||||
погашение убытков от стихийных бедствий. | 0,8. | 0,8. | 0,3. | 0,1. | 0,1. | 0,6. | 0,1. | ||
на уплату страх. взносов по обяз. страхованию урожая с.-х. культур, скота и птицы. | 2,2. | ||||||||
льготирование процентов за кредит. | 0,2. | 1,5. | 0,7. | 1,1. | 0,7. | 0,3. | 0,6. | 1,2. | |
Источник: расчеты автора на основе [9].
Заключение
Таким образом, проведенные исследования показали, что в 2005;2008 гг. в сельском хозяйстве республики наблюдался значительный инвестиционный рост благодаря усилению государственной поддержки и привлечению организаций-инвесторов всех форм собственности.
Современная инвестиционная политика на селе ориентирована на инновационные технологии и его социальное развитие. Агропромышленный комплекс в ближайшие годы должен перейти на более высокий уровень, при котором рост производства продукции будет сопровождаться расширением ассортимента, повышением ее качества и эффективности производства, обеспечением самофинансирования организаций при сложившемся уровне государственной поддержки [12, с. 4]. В настоящее время структура источников финансирования инвестиций в сельском хозяйстве изменилась в сторону увеличения доли кредитов банков при снижении удельного веса бюджетных средств. Удельный вес амортизационного фонда составляет 13,6%, прибыли — 3,5%, что явно недостаточно для расширенного воспроизводства.
Несмотря на рост объемов валовой продукции и рентабельности производства, финансовое состояние сельскохозяйственных организаций остается сложным, о чем свидетельствует нарастание кредиторской задолженности и отсутствие собственных оборотных средств. В немалой степени этому способствует сохранившийся диспаритет цен. Для его уменьшения государственная поддержка должна приближаться к уровню ЕС — не менее 300−350 евро на 1 га сельскохозяйственных угодий с учетом плодородия почв. Бюджетные средства не должны распыляться между предприятиями сфер, обслуживающих сельское хозяйство и перерабатывающих его продукцию, а поступать непосредственно сельскохозяйственным организациям. Поэтому в первую очередь необходимо изменить структуру государственной поддержки в сторону увеличения доли выходных мер, которые напрямую влияют на формирование доходов сельскохозяйственных организаций и входят в «зеленую корзину», допустимую правилами ВТО. Из них наиболее действенными являются поддержка рыночных цен и прямые выплаты сельскохозяйственным производителям, не связанные с объемами производства и реализации продукции, в расчете на 1 балло-гектар дифференцированно по видам продукции. Долю выходных субсидий и дотаций необходимо увеличить с 6,6% в 2008 г. до уровня стран Европейского Союза — около 60%.
В условиях мирового финансового кризиса значительными дополнительными собственными источниками финансирования инвестиций являются средства предприятий-инвесторов. Анализ показал, что из 506 реорганизованных убыточных сельскохозяйственных организаций инвестиционная деятельность и экономическая эффективность производства в проданных сельскохозяйственных организациях была выше, чем в присоединенных. В дальнейшем необходимо использовать данную практику, наряду с созданием кооперационно-интеграционных формирований, что также позволит повысить эффективность производства.
- 1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005;2010 годы. Минск: Беларусь, 2005.
- 2. Гусаков, В. Г. Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса Беларуси: состояние и перспективы / В. Г. Гусаков // Белорусский экономический журнал. 2003. № 4. С. 98−109.
- 3. Гусаков, В. Г. Основные меры финансово-экономического оздоровления сельскохозяйственных предприятий / В. Г. Гусаков // Известия Нац. акад. наук Беларуси. Серия аграрных наук. 2004. № 1. С. 3−9.
- 4. Гусаков, В.Г. О государственной поддержке агропромышленного производства / В. Г. Гусаков, В. И. Бельский // Сельскохозяйственный вестник. 2002. № 8−9. С. 2−4.
- 5. Котковец, Н. Активизация инвестирования агропромышленного производства — важное условие его перехода на устойчивое развитие / Н. Котковец, А. Шпак // Агроэкономика. 2005. № 1. С. 10−13.
- 6. На село пришел инвестор. С помощью государства своим сельхозпредприятиям он придал второе дыхание. Выпуск Министерства сельского хозяйства и продовольствия и «БН» // Белорусская нива. 2009. № 211. 17 ноября. С. 4−5.
- 7. Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации / редкол.: В. Г. Гусаков [и др.]. Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. 302 с.
- 8. Романовский, К. Сельскохозяйственное производство должно быть эффективным / К. Романовский // Белорусское сельское хозяйство. 2006. № 11. С. 23−28.
- 9. Сводные бухгалтерские отчеты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь за 2001;2008 гг.
- 10. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сборник за 2006;2008 гг. / Министерство статистики и анализа Респ. Беларусь. Минск: УП «ГВЦ Минстата Беларуси», 2008.
- 11. Статистические ежегодники Республики Беларусь: стат. сборник за 2006;2009 гг. / Министерство статистики и анадиза Респ. Беларусь. Минск: УП «ГВЦ Минстата Беларуси», 2009.
- 12. Шапиро, С. В новый год — с новыми задачами. Белорусский АПК на финише пятилетки и в перспективе / С. Шапиро // Белорусская нива. 2010. № 13. 26 января. С. 1−4.