Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Роль инвестиционной деятельности в эффективном развитии сельского хозяйства Республики Беларусь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно, между вложением инвестиций в экономику и увеличением валового внутреннего продукта существует прямая тесная связь. Это в очередной раз подтверждают показатели табл. 1. После экономического кризиса 1991;1995 гг. и обвального сокращения инвестиций к 2003 г. народное хозяйство республики получило валовой внутренний продукт на уровне 1990 г. Объем инвестиций приблизился к уровню… Читать ещё >

Роль инвестиционной деятельности в эффективном развитии сельского хозяйства Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭФФЕКТИВНОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Как известно, между вложением инвестиций в экономику и увеличением валового внутреннего продукта существует прямая тесная связь. Это в очередной раз подтверждают показатели табл. 1. После экономического кризиса 1991;1995 гг. и обвального сокращения инвестиций к 2003 г. народное хозяйство республики получило валовой внутренний продукт на уровне 1990 г. Объем инвестиций приблизился к уровню 1990 г. только к концу 2005 г. Положительной тенденцией в 2008 г. являлся рост удельного веса инвестиций в структуре валового внутреннего продукта до 28,9%, что свидетельствует об ускорении темпов обновления и роста экономики (табл. 1). В быстроразвивающихся странах удельный вес инвестиций в валовом внутреннем продукте колеблется в пределах 28−32%. Изменения стоимости и структуры основных средств в зависимости от инвестиций происходят с определенным временным лагом. Эти изменения касаются в первую очередь физического и морального износа. В 2008 г. стоимость основных производственных средств в республике увеличилась на 25,4% к уровню 1990 г.

Темпы сокращения инвестиций в сельском хозяйстве после 1990 г. были значительно выше, чем в других отраслях. Положительный перелом наступил в 2005;2006 гг., однако только к концу 2008 г. их объем приблизился к уровню 1990 г. и составил 91,9%. В результате доля сельскохозяйственных инвестиций в общем объеме инвестиций уменьшилась с 28,8% в 1990 г. до 4,9% в 1999 г. и увеличилась до 14,9% в 2008 г. Все это привело к неблагоприятным изменениям в воспроизводстве основного капитала, обусловившим деградацию материально-технической базы отрасли. Степень износа основных средств в сельском хозяйстве в 2000 г. достигла 53,8%, в т. ч. машин и оборудования — 80,7%, а в 2008 г. уменьшилась до 46,2% и 52% соответственно [10, 11]. Обеспеченность сельского хозяйства техникой в настоящее время составляет около 50% нормативной потребности [5]. В 2008 г. на 100 га посевных площадей приходилось 394 л.с. энергетических мощностей, что на 39% меньше, чем в 1990 г. (табл. 1). Столь длительное сокращение инвестиций негативно отразилось на экономике сельского хозяйства, темпы снижения валовой продукции составили около 30%. Положительный перелом наметился в 2004 г., а к концу 2007 г. удалось выйти на уровень 1990 г. (98,9%). Удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте сократился с 22,7% в 1990 г. до 8,4% в 2008 г. Несомненно основной причиной кризиса явился более чем четырехкратный диспаритет цен на продукцию промышленности, поставляемую для сельского хозяйства, и цен на сельскохозяйственную продукцию за 1991;2003 гг. на фоне сокращения бюджетного финансирования отрасли, приведший к неудовлетворительному финансово-экономическому состоянию сельских товаропроизводителей (табл. 2). Так, финансовые потери сельскохозяйственных товаропроизводителей за 13 лет составили примерно 10 млрд. долларов США, т. е. ежегодно около 800 млн. долларов, а государственная поддержка в лучшие годы этого периода, например в 2001 г., была на уровне 477 млн. долларов, в 2002 г. — около 430 млн. долларов, в 2003 г. — около 550 млн. долларов США [2, 3, 4, 8].

Таблица 1. Динамика валового производства продукции, инвестиций и основных средств в сельском хозяйстве и в целом по народному хозяйству Республики Беларусь

Наименование показателей.

1990 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Темпы роста (снижения) валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах к 1990 г., %.

65,2.

74,6.

83,7.

88,6.

92,8.

97,4.

104,2.

116,1.

127,0.

139,7.

151,7.

166,9.

Инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах 1991 г.), млн. рублей.

Темпы роста (снижения) инвестиций в сопоставимых ценах к 1990 г., %.

39,1.

44,8.

51,1.

52,3.

50,5.

53,4.

64,5.

78,2.

93,8.

123,9.

143,9.

177,7.

Удельный вес инвестиций в валовом внутреннем продукте, %.

20,9.

18,4.

18,6.

20,6.

19,8.

17,8.

17,2.

19,5.

21,6.

23,7.

25,7.

27,1.

28,9.

Темпы роста основ. произв. средств в сопоставимых.

ценах к 1990 г., %.

108,1.

108,8.

109,3.

109,5.

109,1.

110,3.

112,3.

114,0.

116,3.

119,2.

121,7.

125,4.

Темпы роста (снижения) валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 1990 г., %.

73,6.

71,7.

65,3.

71,4.

72,7.

73,2.

78,0.

87,8.

89,3.

94,7.

98,9.

107,4.

Удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте, %.

22,7.

15,1.

н/д.

н/д.

11,6.

9,7.

9,5.

8,0.

8,3.

7,9.

7,9.

7,5.

8,4.

Инвестиции в сельское хозяйство (в сопоставимых ценах 1991 г.), млн. рублей.

Темпы роста (снижения) инвестиций в сельское хозяйство в сопоставимых ценах к 1990 г., %.

11,6.

9,8.

11,4.

12,3.

8,6.

9,9.

13,7.

23,3.

43,6.

62,4.

61,0.

91,9.

Инвестиции в сельское хозяйство к общему объему инвестиций, %.

28,8.

8,5.

6,3.

6,4.

6,8.

4,9.

5,4.

5,9.

8,4.

13,3.

17,2.

14,6.

14,9.

Энергетические мощности в с.-х. организациях на 100 га посевной площади, л.с.

Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт.

Нагрузка пашни на 1 трактор, га.

Приходится комбайнов на 1000 га посевов культур, шт.:

зерноуборочных.

картофелеуборочных.

льноуборочных.

свеклоуборочных.

Источник: расчеты автора на основе [10, 11].

Таблица 2. Соотношение индексов цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию

Наименование показателей.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Индексы цен производителей промышленной продукции, в % к предыдущему году.

33,71).

2,421).

1,971).

560*.

131,4.

189,2.

300,1.

345,1.

297*.

182*.

131*.

131*.

128*.

112*.

116,8.

116,4.

Индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию, в % к предыдущему году.

8,61).

1,231).

2,381).

167,0.

219,0.

121,8.

Соотношение индексов роста цен.

3,92.

1,97.

0,83.

0,86.

0,79.

1,01.

1,37.

0,69.

1,41.

1,21.

1,09.

1,06.

1,05.

1,01.

1,0.

0,88.

0,96.

Соотношение индексов роста цен нарастающим итогом.

3,92.

4,89.

4,72.

4,58.

4,37.

4,38.

4,75.

4,44.

4,85.

5,06.

5,15.

5,21.

5,26.

5,27.

5,27.

5,15.

5,11.

1) В разах.

*) Индексы цен на промышленную продукцию и услуги, приобретаемые с.-х. организациями, в % к предыдущему году.

Источник: расчеты автора на основе [10, 11].

В связи с тем, что непаритет цен не был ликвидирован, в 2005;2008 гг. сельскому хозяйству была значительно увеличена государственная финансовая помощь в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005;2010 гг. Так, в 2006;2008 гг. сельскохозяйственными организациями было использовано бюджетных ассигнований в среднем за год около 3,9 трлн. рублей, или 1600 млн долл. США (табл. 3). Если в 1999;2002 гг. бюджетные инвестиции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий составляли от 14 до 27 долл. США, в 2003 г. — 83, в 2004 г. — 121, то в 2005 г. они достигли 150, в 2006 г. — 209, а в 2007 г. — 258 долл. США. Доля господдержки в валовой продукции сельского хозяйства республики возросла с 16,1% в 2003 г. до 23,2% в 2007 г. Для сравнения, в странах Европейского Союза государственная поддержка колеблется в пределах 500−600 евро на 1 га, в Российской Федерации — около 20 долл. США [7, 8].

Таблица 3. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в фактически действовавших ценах, трлн. рублей

Расходы1).

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

консолид. бюджет.

в том числе.

консолид. бюджет.

в том числе.

консолид. бюджет.

в том числе.

консолид. бюджет.

в том числе.

респуб.

бюджет.

местные бюджеты.

респуб.

бюджет.

местные бюджеты.

респуб.

бюджет.

местные бюджеты.

респуб.

бюджет.

местные бюджеты.

Всего1).

31,3.

21,4.

12,3.

37,3.

27,5.

13,9.

47,6.

35,9.

17,8.

63,8.

48,1.

23,0.

в т.ч. на национальную экономику1).

7,6.

6,1.

1,7.

11,2.

9,2.

2,1.

16,5.

14,4.

2,3.

из них на сельское хозяйство, рыбохозяйствен. деятельность1).

1,2.

0,3.

0,9.

3,3.

2,4.

1,0.

3,9.

2,6.

1,3.

4,5.

3,2.

1,3.

уд. вес расходов на сельское хозяйство в расходах на национальную экономику, %.

43,5.

39,3.

59,1.

34,8.

28,3.

61,9.

27,3.

22,2.

56,5.

1) С учетом взаимных расчетов.

Источник: расчеты автора на основе [10, 11].

Существенным образом изменилась структура бюджетных ассигнований: государство все больше внимания уделяет производственному и социальному развитию села. В 2005;2008 гг. более 32−34% бюджетных средств было направлено на финансирование централизованных капитальных вложений (льготирование процентов за кредит, финансирование операций по лизингу и др.), тогда как в 2001 г. — только 12,5%. Около 20% занимают затраты капитального характера (мелиоративное и водохозяйственное строительство, газификация, электрификация, строительство дорог внутрихозяйственного назначения и др.). Удельный вес надбавок к ценам снизился: 23,4% - в 2001 г., 10,2% - в 2002 г., 2,1% - в 2003 г., 17,8% - в 2007 г., 2,2% - в 2008 г. (табл. 4).

Таблица 4. Целевое финансирование, млрд. рублей.

Наименование показателей.

2007 г.

2008 г.

всего.

из бюджета.

из внебюджетных фондов.

всего.

из бюджета.

из внебюджетных фондов.

Расходы по видам деятельности, всего.

1642,4.

1634,1.

8,3.

1793,5.

1781,5.

12,0.

в том числе:

на выполнение мероприятий, работ, услуг по развитию с.-х. производства.

182,6.

180,3.

2,3.

240,1.

238,0.

2,1.

на приобретение оборотных активов.

744,0.

740,8.

3,2.

1201,5.

1197,9.

3,6.

в соответствии с целевыми программами и мероприятиями (за исключением инвестиционных целей).

50,9.

50,9.

;

44,3.

43,2.

1,1.

надбавки.

442,6.

442,6.

;

61,2.

61,2.

;

прочие.

222,3.

219,5.

2,8.

246,4.

241,2.

5,2.

Капитальные вложения во внеоборотные активы.

804,3.

798,0.

6,3.

934,3.

918,8.

15,5.

в том числе:

приобретение основных средств.

228,5.

227,2.

1,3.

228,1.

223,9.

4,2.

приобретение оборудования и строительно-монтажные работы.

238,6.

238,6.

297,9.

291,9.

6,0.

дотации для снижения цен на с.-х. технику, поставленную на условиях долгосрочной аренды.

263,3.

263,3.

271,4.

271,4.

льготирование процентов за кредит.

9,9.

9,9.

19,3.

19,3.

0,0.

прочие.

63,9.

59,0.

4,9.

117,6.

112,3.

5,3.

Прочие получения — всего.

35,7.

35,7.

26,8.

26,8.

;

Целевое финансирование — всего.

2482,4.

2467,8.

14,6.

2754,6.

2727,0.

27,6.

Источник: расчеты автора на основе [9].

В результате реализации Государственной программы возрождения и развития села и ряда Указов Президента Республики Беларусь, направленных на привлечение инвесторов в село, в 2005;2008 гг. значительно увеличились инвестиции и ввод основных средств (табл. 5) [1, 6]. Коэффициент обновления основных средств возрос с 2,5 в 1995 г. до 4,1 — в 2008 г.

Таблица 5. Основные показатели строительства в сельском хозяйстве

Показатели.

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Ввод животнов. помещений, тыс. ското-мест:

для крупного рогатого скота.

152,1.

16,8.

7,9.

10,6.

21,9.

15,8.

24,7.

29,2.

31,1.

для свиней.

39,5.

27,1.

8,2.

13,1.

2,9.

13,9.

6,8.

28,2.

43,4.

Ввод хранилищ для картофеля, овощей и фруктов, тыс. тонн единовременного хранения.

86,2.

19,9.

9,6.

4,1.

5,0.

8,4.

7,8.

8,6.

33,1.

Теплицы под стеклом, тыс. м2.

41,9.

1,2.

0,6.

19,0.

22,0.

;

244,5.

40,0.

13,3.

Теплицы пленочные, тыс. м2.

31,0.

2,7.

;

;

5,9.

;

0,1.

;

0,8.

Склады для хранения мин. удобрений и ядохимикатов, тыс. тонн единоврем. хранения.

115,3.

5,5.

0,7.

2,0.

3,0.

5,4.

6,8.

4,7.

1,0.

Инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство (в фактически действовавших ценах), млрд. рублей.

2,6.

19 091).

1222).

Ввод в эксплуатацию осушенных земель, тыс. гектаров.

85,1.

32,6.

7,3.

4,5.

5,8.

0,2.

0,4.

0,5.

0,3.

Культуртехнические работы на с.-х. угодьях, не требующих осушения, тыс. гектаров.

103,1.

5,6.

2,1.

1,0.

0,3.

0,7.

0,2.

0,1.

0,2.

Инвестиции в основной капитал на мелиоративные мероприятия (в фактически действовавших ценах), млрд. рублей.

0,3.

454,21).

8,42).

19,7.

34,6.

90,9.

57,1.

69,8.

105,3.

  • 1) С учетом деноминации 1994 г. (уменьшение в 10 раз).
  • 2) С учетом деноминации 2000 г. (уменьшение в 1000 раз).

Источник: расчеты автора на основе [10, 11].

В 2004;2005 гг. в республике было реорганизовано 506 сельскохозяйственных организаций, в том числе проданы как имущественные комплексы юридическим лицам всех форм собственности 85 убыточных сельскохозяйственных организаций, реорганизованы путем присоединения 420 убыточных сельскохозяйственных организаций, из них 220 присоединено к сельскохозяйственным организациям, 143 — к промышленным, 57 — к райагросервисам и иным обслуживающим организациям. Это составило 40,3% общего количества убыточных хозяйств по состоянию на 01.01.2004 г. [6]. Инвесторами выступили организации всех форм собственности. По состоянию на 01.10.2009 г. в развитие реорганизованных сельскохозяйственных организаций инвестировано более 8 трлн. рублей (табл. 6). Сравнение данных табл. 6 показало, что в проданных организациях в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий вложено инвестиций в 1,75 раза больше, чем в присоединенных, доля собственных инвестиций выше на 13,3 пункто-процента, прибыли получено в 1,4 раза больше при одинаковом уровне производства валовой продукции.

Таблица 6. Показатели производственной деятельности реорганизованных в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 19.03.2004 г. № 138 и 14.06.2004 г. № 280 убыточных сельскохозяйственных организаций на 01.10.2009 г.

Наименование показателей.

Реорганизовано.

Продано.

Количество реорганизованных убыточных с.-х. организаций.

Площадь с.-х. угодий: на 01.01.2004 г., тыс. гектаров.

1791,4.

232,7.

на 01.01.2009 г., тыс. гектаров.

1866,8.

247,7.

темп роста, %.

104,2.

106,4.

В том числе пашни: на 01.01.2004 г., тыс. гектаров.

1072,4.

148,9.

на 01.01.2009 г., тыс. гектаров.

1119,1.

152,4.

темп роста, %.

104,3.

102,4.

Инвестиции в развитие созданных в результате реорганизации с.-х. организаций с начала реорганизации, млрд. рублей.

7284,6.

1695,8.

В том числе:

собственные средства организаций-инвесторов, млрд. рублей.

3177,2.

964,4.

в % к общему объему инвестиций.

43,6.

56,9.

кредиты банков, млрд. рублей.

2443,5.

278,3.

в % к общему объему инвестиций.

33,5.

16,4.

бюджетные (надбавки, целевые республиканские программы и т. д.), млрд. рублей.

1405,4.

453,1.

в % к общему объему инвестиций.

19,3.

26,7.

прочие, млрд. рублей.

258,5.

в % к общему объему инвестиций.

3,6.

Инвестиции в расчете: на 1 с.-х. организацию, млрд. рублей.

17,1.

23,2.

на 100 га с.-х. угодий, млн. рублей.

390,2.

684,6.

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (в ценах 2003 г.):

на 01.09.2003 г., млрд. рублей.

663,9.

73,8.

на 01.09.2009 г., млрд. рублей.

1350,3.

176,9.

темп роста валовой продукции, %.

203,4.

239,7.

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (в ценах 2003 г.) в расчете на 100 га с.-х. угодий на 01.09.2009 г., млн. рублей.

72,3.

71,4.

Прибыль (+) убыток (-): на 01.09.2003 г., млрд. рублей.

— 37,6.

— 8,7.

на 01.09.2009 г., млрд. рублей.

239,5.

44,2.

Прибыль на 100 га с.-х. угодий на 01.09.2009 г., млн. рублей.

12,8.

17,8.

Источник: расчеты автора на основе [6].

Дополнительные собственные источники инвестиций привлекаются в кооперативно-интеграционные структуры, которых в агропромышленном комплексе республике функционирует 68, в их состав вошли 179 участников. Планируется создать еще 38 таких формирований [6].

В 2008 г. структура источников финансирования долгосрочных инвестиций в сельскохозяйственных предприятиях значительно изменилась по сравнению с 2001 г. Удельный вес собственных источников сократился с 58,7% в 2001 г. до 35,7% в 2008 г. соответственно, доля кредитов банков возросла с 27,6 до 46,4%. При этом удельный вес амортизационного фонда уменьшился с 44,6% до 13,6% [9]. Если сравнить со структурой источников финансирования инвестиций в целом по народному хозяйству в 2008 г., то наблюдается такая же тенденция. Так, собственные источники в среднем по республике составляли 38,5%, а в сельскохозяйственных организациях — 35,7%, кредиты банков соответственно 21,3 и 46,4%, бюджетные и внебюджетные средства соответственно — 26,3 и 16,9% [10, 11].

Прирост объемов валовой продукции и рентабельности производства в результате усиления государственной поддержки в 2005;2008 гг. и привлечения организаций-инвесторов не сопровождался улучшением финансового положения сельскохозяйственных организаций республики (табл. 7).

Таблица 7. Финансовое положение сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь

Наименование показателей.

1995 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.1).

2005 г.1).

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Прибыль (убыток) организаций по отраслям экономики (в действ. ценах), млрд. рублей.

Прибыль в сельском хозяйстве2), млрд. рублей.

— 85.

— 45.

— 21.

Удельный вес прибыли в сельском хозяйстве2) в общем объеме прибыли, %.

10,2.

3,4.

;

;

;

11,0.

12,0.

12,0.

12,6.

11,8.

Удельный вес убыточных организаций, всего, %.

17,9.

22,3.

33,4.

32,0.

27,2.

20,9.

3,5.

8,5.

6,5.

5,1.

Удельный вес убыточных организаций в сельском хозяйстве2), %.

13,2.

41,8.

59,3.

57,7.

57,9.

16,0.

0,7.

1,4.

2,0.

1,2.

Рентабельность в сельском хозяйстве по итогу, %.

15,4.

6,2.

— 5,3.

— 2,3.

— 0,4.

7,5.

8,1.

5,3.

5,2.

17,9.

Рентабельность (убыточность) реализованной с.-х. продукции, %.

17,7.

5,0.

— 9,3.

— 5,0.

— 6,2.

4,7.

4,0.

0,1.

— 0,04.

6,1.

Задолженность организаций сельского хозяйства на конец года, млрд. рублей.

4850,5.

653,4.

1363,9.

2072,0.

2847,1.

4499,5.

6287,1.

9553,2.

В % к предыдущему году.

х.

13,5.

208,7.

151,9.

137,4.

158,0.

139,7.

151,9.

123,5.

139,8.

в.т.ч. просроченная, млрд. рублей.

1713,6.

241,7.

609,8.

690,5.

1067,8.

1051,6.

1044,3.

1134,5.

1307,8.

1645,7.

Из суммарной задолженности кредиторская задолженность, млрд. рублей.

3781,1.

472,6.

1014,4.

1502,6.

1954,8.

2931,9.

3990,4.

5341,0.

6168,3.

7726,0.

В % к предыдущему году.

х.

12,5.

214,6.

148,1.

130,1.

150,0.

136,1.

133,8.

115,5.

125,3.

Дебиторская задолженность, млрд. рублей.

1426,6.

75,1.

117,2.

194,2.

273,3.

498,9.

592,6.

872,3.

1076,6.

2479,5.

в т.ч. просроченная, млрд.рублей.

499,2.

22,0.

38,3.

68,3.

105,2.

195,6.

231,9.

318,0.

400,2.

626,4.

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности.

2,65.

6,3.

8,65.

7,7.

7,15.

5,9.

6,7.

6,1.

5,7.

3,1.

Соотношение просроченной кредиторской и дебиторской задолженности.

3,4.

11,0.

15,9.

10,1.

10,2.

5,4.

4,5.

3,6.

3,3.

2,6.

Коэффициент текущей ликвидности в с.-х. организациях.

1,80.

1,29.

1,29.

1,32.

1,23.

1,19.

1,24.

1,26.

2,02.

К-т обеспеченности собственными оборотными средствами в с.-х. организациях.

0,40.

0,08.

0,01.

— 0,01.

— 0,04.

— 0,11.

— 0,17.

— 0,19.

— 0,13.

  • 1) Чистая прибыль.
  • 2) В отрасль «сельское хозяйство» включены сельскохозяйственные организации и организации по обслуживанию сельского хозяйства.

Источник: расчеты автора на основе [10, 11].

Суммарная задолженность сельскохозяйственных организаций по обязательствам на конец 2008 г. возросла на 40% по сравнению с 2007 г. и составила 16,5 трлн. рублей, в том числе просроченная задолженность увеличилась на 26% - до 1,6 трлн. рублей, кредиторская задолженность возросла на 25% - до 7,7 трлн. рублей, несмотря на списание долгов, отсрочку их выплаты и продление погашения бюджетных ссуд. В результате сумма кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций на конец 2008 г. составила 79% выручки от реализации продукции (без НДС).

В 2008 г. значительно уменьшилось соотношение кредиторской и дебиторской задолженности (3,1), однако дебиторская задолженность возросла в 2,3 раза. В 2008 г. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами оставался отрицательным (-0,13), что значительно меньше предельно допустимого (0,2) и свидетельствует об отсутствии собственных оборотных средств.

В структуре прибыли, полученной в 2008 г. сельскохозяйственными организациями, прибыль от реализации товаров, работ, услуг занимала только 33,4% [9]. Большая часть прибыли получена от внереализационных доходов, где основная доля приходится на бюджетные ассигнования.

В последние годы в связи с недостатком собственных оборотных средств наблюдается тенденция отвлечения главного собственного источника инвестиций — амортизационного фонда на покрытие этого недостатка, поэтому он используется по целевому назначению только на 40−50%.

Размер и структура мер государственной поддержки оказывает влияние на конечный финансовый результат и соответственно, на формирование собственных источников финансирования инвестиций. Учеными Института системных исследований в АПК НАН Беларуси предложена классификация мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций на входные, внутренние и выходные [7, с. 22−24]. Проведенные нами исследования показали, что в 2008 г. структура прямых мер государственной поддержки существенно изменилась по сравнению с 2005 г. (табл. 8). Доля входных, наименее эффективных по исследованиям ученых мер значительно возросла — с 38,8% до 50%, доля выходных, наиболее эффективных мер, наоборот, снизилась с 30,3% до 6,6%.

Таблица 8. Структура субсидий и дотаций из бюджета сельскохозяйственным организациям Республики Беларусь

Наименование показателей.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Субсидии и дотации из бюджета, млрд. рублей.

314,2.

443,0.

674,6.

1212,4.

1674,2.

2486,4.

2671,0.

2727,0.

В т.ч. прочие субсидии и дотации, млрд. рублей.

85,3.

117,7.

177,4.

430,5.

524,5.

809,6.

650,2.

613,2.

Субсидии и дотации из бюджета без прочих субсидий и дотаций, млрд. рублей.

228,9.

325,3.

497,2.

781,9.

1149,7.

1676,8.

2020,8.

2113,8.

Структура субсидий и дотаций из бюджета без прочих субсидий и дотаций, %.

В том числе:

входные, %:

34,5.

44,4.

68,9.

45,7.

38,8.

37,9.

30,9.

50,0.

приобретение семян высоких репродукций.

2,1.

2,6.

2,7.

1,9.

1,6.

1,3.

1,1.

2,2.

приобретение родительских форм семян кукурузы.

0,1.

0,2.

возмещение расходов на автомобильн. топливо.

7,8.

9,8.

21,8.

18,4.

12,3.

12,7.

5,0.

3,6.

приобретение молодняка КРС.

1,2.

0,8.

0,3.

0,5.

1,0.

1,1.

1,5.

1,5.

погашение задолженности по расчетам за тепловую и электрическую энергию.

0,2.

0,4.

1,5.

0,3.

0,1.

2,0.

5,5.

0,1.

приобретение удобрений, средств защиты и пестицидов.

17,1.

28,5.

41,0.

23,5.

21,7.

19,2.

16,4.

41,0.

удешевление и приобретение комбикормов.

5,9.

2,2.

1,5.

0,9.

2,1.

1,6.

1,4.

1,3.

на стимулирование производства льна.

0,2.

0,1.

0,0.

0,2.

0,1.

Внутренние, %:

32,7.

41,2.

28,1.

29,4.

30,8.

37,0.

44,1.

43,4.

дотации для снижения цен на с.-х.технику, поставленную на условиях долгосрочной аренды.

28,4.

39,5.

26,7.

27,7.

28,8.

35,7.

13,3.

11,0.

удешевление зерноуборочных комбайнов.

3,7.

1,8.

на финансирование программы «Племенное дело».

1,8.

0,7.

0,5.

0,2.

0,2.

0,1.

2,1.

0,8.

капитальные вложения.

25,0.

29,7.

на первоочередные потребности предприятий.

2,5.

1,0.

0,9.

1,5.

1,8.

1,2.

Выходные, %:

32,8.

14,4.

2,8.

24,6.

30,3.

25,1.

25,0.

6,6.

надбавки и дотации к закупочным ценам на с.-х. продукцию.

31,5.

11,9.

0,2.

21,3.

28,3.

24,1.

22,6.

2,9.

из них: молоко.

19,4.

7,3.

0,0.

14,5.

17,7.

12,6.

11,4.

КРС.

8,1.

3,3.

0,1.

4,6.

6,4.

8,9.

7,0.

свиньи.

4,0.

1,3.

2,2.

2,7.

1,5.

0,8.

птица.

0,9.

0,6.

яйца.

0,2.

0,1.

льнотреста.

0,1.

0,3.

картофель для промпереработки.

0,5.

0,1.

сахарная свекла.

2,6.

2,6.

рыба.

0,4.

0,3.

компенсац. выплаты за реализацию плем. яиц, молодняка птицы, яиц на инкубацию.

0,2.

0,2.

1,7.

2,1.

1,3.

0,7.

списание сумм отсроченных обязательств убыточных с.-х. организаций в соотв. с Указом Президента от 19.03.04 г. № 138.

1,1.

0,2.

погашение убытков от стихийных бедствий.

0,8.

0,8.

0,3.

0,1.

0,1.

0,6.

0,1.

на уплату страх. взносов по обяз. страхованию урожая с.-х. культур, скота и птицы.

2,2.

льготирование процентов за кредит.

0,2.

1,5.

0,7.

1,1.

0,7.

0,3.

0,6.

1,2.

Источник: расчеты автора на основе [9].

Заключение

Таким образом, проведенные исследования показали, что в 2005;2008 гг. в сельском хозяйстве республики наблюдался значительный инвестиционный рост благодаря усилению государственной поддержки и привлечению организаций-инвесторов всех форм собственности.

Современная инвестиционная политика на селе ориентирована на инновационные технологии и его социальное развитие. Агропромышленный комплекс в ближайшие годы должен перейти на более высокий уровень, при котором рост производства продукции будет сопровождаться расширением ассортимента, повышением ее качества и эффективности производства, обеспечением самофинансирования организаций при сложившемся уровне государственной поддержки [12, с. 4]. В настоящее время структура источников финансирования инвестиций в сельском хозяйстве изменилась в сторону увеличения доли кредитов банков при снижении удельного веса бюджетных средств. Удельный вес амортизационного фонда составляет 13,6%, прибыли — 3,5%, что явно недостаточно для расширенного воспроизводства.

Несмотря на рост объемов валовой продукции и рентабельности производства, финансовое состояние сельскохозяйственных организаций остается сложным, о чем свидетельствует нарастание кредиторской задолженности и отсутствие собственных оборотных средств. В немалой степени этому способствует сохранившийся диспаритет цен. Для его уменьшения государственная поддержка должна приближаться к уровню ЕС — не менее 300−350 евро на 1 га сельскохозяйственных угодий с учетом плодородия почв. Бюджетные средства не должны распыляться между предприятиями сфер, обслуживающих сельское хозяйство и перерабатывающих его продукцию, а поступать непосредственно сельскохозяйственным организациям. Поэтому в первую очередь необходимо изменить структуру государственной поддержки в сторону увеличения доли выходных мер, которые напрямую влияют на формирование доходов сельскохозяйственных организаций и входят в «зеленую корзину», допустимую правилами ВТО. Из них наиболее действенными являются поддержка рыночных цен и прямые выплаты сельскохозяйственным производителям, не связанные с объемами производства и реализации продукции, в расчете на 1 балло-гектар дифференцированно по видам продукции. Долю выходных субсидий и дотаций необходимо увеличить с 6,6% в 2008 г. до уровня стран Европейского Союза — около 60%.

В условиях мирового финансового кризиса значительными дополнительными собственными источниками финансирования инвестиций являются средства предприятий-инвесторов. Анализ показал, что из 506 реорганизованных убыточных сельскохозяйственных организаций инвестиционная деятельность и экономическая эффективность производства в проданных сельскохозяйственных организациях была выше, чем в присоединенных. В дальнейшем необходимо использовать данную практику, наряду с созданием кооперационно-интеграционных формирований, что также позволит повысить эффективность производства.

  • 1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005;2010 годы. Минск: Беларусь, 2005.
  • 2. Гусаков, В. Г. Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса Беларуси: состояние и перспективы / В. Г. Гусаков // Белорусский экономический журнал. 2003. № 4. С. 98−109.
  • 3. Гусаков, В. Г. Основные меры финансово-экономического оздоровления сельскохозяйственных предприятий / В. Г. Гусаков // Известия Нац. акад. наук Беларуси. Серия аграрных наук. 2004. № 1. С. 3−9.
  • 4. Гусаков, В.Г. О государственной поддержке агропромышленного производства / В. Г. Гусаков, В. И. Бельский // Сельскохозяйственный вестник. 2002. № 8−9. С. 2−4.
  • 5. Котковец, Н. Активизация инвестирования агропромышленного производства — важное условие его перехода на устойчивое развитие / Н. Котковец, А. Шпак // Агроэкономика. 2005. № 1. С. 10−13.
  • 6. На село пришел инвестор. С помощью государства своим сельхозпредприятиям он придал второе дыхание. Выпуск Министерства сельского хозяйства и продовольствия и «БН» // Белорусская нива. 2009. № 211. 17 ноября. С. 4−5.
  • 7. Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации / редкол.: В. Г. Гусаков [и др.]. Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. 302 с.
  • 8. Романовский, К. Сельскохозяйственное производство должно быть эффективным / К. Романовский // Белорусское сельское хозяйство. 2006. № 11. С. 23−28.
  • 9. Сводные бухгалтерские отчеты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь за 2001;2008 гг.
  • 10. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сборник за 2006;2008 гг. / Министерство статистики и анализа Респ. Беларусь. Минск: УП «ГВЦ Минстата Беларуси», 2008.
  • 11. Статистические ежегодники Республики Беларусь: стат. сборник за 2006;2009 гг. / Министерство статистики и анадиза Респ. Беларусь. Минск: УП «ГВЦ Минстата Беларуси», 2009.
  • 12. Шапиро, С. В новый год — с новыми задачами. Белорусский АПК на финише пятилетки и в перспективе / С. Шапиро // Белорусская нива. 2010. № 13. 26 января. С. 1−4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой