Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Земельные ресурсы России (состояние, использование, эффективность)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологическая обстановка и экономическая ситуация, сложившиеся в результате проводимых реформ в АПК России, требуют разработки новой аграрной политики и организации устойчивого с.-х. производства. Цель новой аграрной политики — заменить хаотичную поддержку разбросанных по стране отдельных, технологически и экономически несвязанных между собой предприятий научно обоснованной организационной… Читать ещё >

Земельные ресурсы России (состояние, использование, эффективность) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами. Однако при огромных размерах территории (17,1 млн км2) наша страна имеет относительно небольшое количество земельных угодий, благоприятных для жизни и хозяйственной деятельности человека. Свыше 10% площади страны занято малопродуктивными землями тундры, 8% болотами и заболоченными землями, 15% — полупустынями и пустынями, в том числе 3% — подвижными песками, 5% высокогорными районами. С.-х. угодья составляют лишь 23,5% общей площади России. Они состоят из пашни, садов, виноградников, сенокосов и пастбищ.

Из данных таблицы 3 видно, что показатель обеспеченности пашней на душу населения примерно в 4 раза выше, чем среднемировой и составляет 0,82 га.

Вместе с тем следует учитывать, что основные площади пахотных земель России («70%) расположены в районах рискованного земледелия, так как Россия самая холодная страна на планете и агроклиматический потенциал земельных ресурсов в 2,7 раза меньше, чем в США.

Таблица 3

Распределение земельного фонда на 01.01.2000 г.

Виды земель.

Мир

Россия.

млрд га.

доля, %.

на душу населения.

млрд га.

доля, %.

на душу населения.

Суша в целом.

14,9.

2,60.

1,71.

100,0.

11,4.

Лесные земли.

4,1.

0,80.

0,87.

45,0.

5,8.

Сельскохозяйственные земли, в т. ч.:

4,3.

0,80.

0,44.

26,0.

3,1.

— пашня.

1,5.

0,20.

0,13.

7,5.

0,82.

— сенокосы и пастбища.

2,8.

0,60.

0,09.

5,0.

0,6.

Прочие земли.

6,5.

1,00.

0,61.

42,0.

4,1.

Источник: Использование и охрана природных ресурсов России. 2002. № 5—6. (Данные Росстата на 01.01.2003 г.).

По данным государственного учета земель, общий земельный фонд РФ на 1 января 2003 г. составлял 1 709,8 млн га. Земли фонда различаются по принадлежности (кому принадлежат, кто собственник): земли сельхозпредприятий, земли промышленности, земли лесного фонда и др.

Таблица 4

Земельный фонд России по категориям земель (1.01.2003 г.).

Категории земель.

Площадь, млн га.

Удельный вес (% к итогу).

Земли с.-х., организаций и граждан или земли с.-х. назначения.

400,8.

23,5.

Земли городских и сельских администраций (населенных пунктов).

18,9.

1,1.

Земли промышленности, транспорта и иного не с.-х. назначения.

17,1.

1,0.

Земли природоохранного назначения (ООТ).

34,2.

2,0.

Земли лесного фонда.

1 103,1.

64,5.

Земли водного фонда.

27,8.

1,6.

Земли запаса.

107,9.

6,3.

Всего земель (без учета внутренних вод и территории моря).

1 709,8.

100,0.

По статистическим данным за 2002 г. выявлено следующее распределение земель по формам собственности:

  • 1) 1 580,7 тыс. га земель находится в государственной и муниципальной собственности;
  • 2) 6,5 млн га — в собственности юридических лиц;
  • 3) 122,6 млн га — в собственности граждан.

На долю лесов и древесно-кустарниковых насаждений приходится 1 103,1 млн га, из которых 608,3 млн га составляют леса, 18,2 млн га древесно-кустарниковая растительность, 159,9 млн га — непокрытые лесом вырубки, под болотами занято 108,2 млн га, что составляет 6,3% от общей площади земельного фонда страны. Земли природоохранного назначения составляют всего 34,2 млн га — 2%. В эту категорию включаются земли, занятые заповедниками, национальными парками, культурно-оздоровительными территориями.

Земли промышленности, транспорта и иного не с.-х. назначения составляют 17,1 млн га. Под водой находится 27,8 млн га, 60% этой территории занято озерами, более 30% ручьями и реками, около 8% водохранилищами и прудами. Овраги занимают 1,7 млн га, или 1% общей площади земель России. За последние 10 лет на территории России площадь оврагов ежегодно увеличивается на 8—9 тыс. га. Ледники, оползни, осыпи и каменистые поверхности занимают 171,7 тыс. га, что составляет 0,1% от всей территории страны. Полигонами отходов и свалками занято 135,2 тыс. га. Несмотря на их незначительный удельный вес, эти земельные угодья имеют важное экологическое значение и требуют строгого контроля за состоянием.

Ценнейшей частью земельного фонда являются с.-х. угодья, их площадь составляет 400,8 млн га, или 23,5% земельного фонда России, в том числе пашни — 130 млн га, или 7,5%. Страна обладает огромными территориями плодороднейшей в мире почвы, черноземами, которые являются самым ценным природным ресурсом России.

Сегодня земли сельхозназначения находятся в кризисном, неудовлетворительном состоянии. Значительные площади земель характеризуются невысоким плодородием, неудовлетворительным культурно-техническим состоянием, мелиоративной необустроенностью. В большинстве основных с.-х. регионов распаханность территории превышает экологически допустимые пределы, что обуславливает процесс деградации почв, а это снижает продуктивность с.-х. угодий и негативно отражается на эффективности земледелия страны.

Причинами этого являются нерациональное использование земель, недостаточное финансирование мероприятий по охране земель и восстановлению плодородного слоя, неэффективные меры экономического регулирования землепользования.

В настоящее время наибольшую опасность представляет эрозия земель. По данным государственного учета по состоянию на 1 января 2003 г. в РФ доля с.-х. угодий, почвы которых признаны эрозионно-опасными составляет 58,6%, доля таких почв на пашне составляет 41%.

Водной эрозии подвержено 17,8% почв с.-х. угодий, для пашни величина данного показателя составляет 12,1%. Процессами ветровой эрозии охвачено 8,7% всех с.-х. угодий, дефлировано 5,3% почв пашни. Совместному воздействию водной, ветровой и мерзлотной эрозии почв подвержено до 60% с.-х. угодий страны.

Наиболее подвержены процессам водной и ветровой эрозии Поволжский, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северокавказский районы, а также Волгоградская, Ростовская и Омская области.

Из этого следует, что очень важно осуществлять комплекс мероприятий по предотвращению и борьбе с эрозионными процессами почв. К этим мероприятиям относятся создание лесополос, водоотводов, применение специальных технологий и мер по борьбе с водной эрозией (кротование и щелевание), посев многолетних трав для наилучшего скрепления частиц грунта, который подвержен ветровой эрозии. Все эти мероприятия очень важны, но требуют вложения больших денежных средств.

Примерно 60% территории России находится в зоне вечной мерзлоты, значительные площади расположены в пустынной, полупустынной и сухостепной зонах.

Наиболее часто наблюдаются такие процессы негативного воздействия на землю, как разрушение почвенного покрова, загрязнение химическими и другими вредными веществами, захламление промышленными и бытовыми отходами. А проводимые в последнее время мероприятия по предотвращению негативных процессов далеко не соответствуют степени и размерам их проявления. В первую очередь, это связано с недостаточным объемом средств, предназначенных для этих целей, так как в настоящее время в проведении таких мероприятий нуждаются до 50% земель, а в некоторых регионах, (республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области) до 80% от общей площади с.-х. угодий.

За последние 10—15 лет площади земель с низким содержанием гумуса и основных питательных веществ возросли на 6—7%, доля пашни с кислыми почвами увеличилась на 16%, в Центрально-Черноземной зоне практически утеряны земли с тучными черноземами.

С 2000 г. возросло число регионов в России (было 28, стало 35), где наблюдается развитие процессов опустынивания на площади около 100 млн га.

Тяжелое финансовое состояние предприятий сельского хозяйства заставляет руководителей отказываться от рациональных севооборотов, выращивания наиболее экономически выгодных с.-х. культур, сокращать поголовье животных, что приводит к значительному сокращению накопления и внесения органических удобрений. Это, в свою очередь, влечет за собой сокращение возделывания таких кормовых культур, как многолетние травы, которые в значительной мере способствуют сохранению и повышению плодородия почв. Все это пагубно отражается на общей системе разработанных севооборотов, способствующих рациональному использованию земли.

Несмотря на принятый Правительством РФ Закон «Об обороте с.-х. земель», в настоящее время не наблюдается роста спроса на сельхозугодия, увеличения объемов материальных и денежных средств на сохранение и повышение плодородия почв, сохранение экологии окружающей среды и прилегающих территорий. Достаточно сказать, что стоимость 1 га земли, предназначенной для аграрного производства в Саратовской области, при проведении земельных аукционов упала в 2002 г. до 88,8 руб., против 2000 г. — 270 руб., и 2001 г. — 216 руб.

Наблюдается также незаконное перепрофилирование земель с.-х. назначения, а также развитие криминальных сделок с землей, особенно около крупных промышленных центров. Удручающая картина наблюдается и в плане повышения уровня рационального, эффективного использования с.-х. угодий, повышения плодородия почв, сохранения экологии окружающей среды. Так, по сравнению с 1986—1990 гг. в стране сократилось внесение органических удобрений в 6 раз, объем проведения культуртехнических работ уменьшился — в 15,6 раза, по орошению земель наблюдается сокращение в 31,1 раза, а работы по осушению земель сократились в 59 раз.

По расчетным данным ученых РАСХН, в стране, для поддержания бездефицитного баланса гумуса и основных питательных веществ в почве, необходимо ежегодно вносить 850—870 млн т органических удобрений. Фактически же в последние годы вносилось 60—80 млн т/г., или не более 9% от необходимой величины.

Сложившееся критическое состояние с.-х. земель в стране, экологии окружающей среды и прилегающих сельских территорий, требует незамедлительного активного научного и практического поиска более эффективных организационно-экономических программных мероприятий по восстановлению и повышению плодородия почв, рациональному использованию с.-х. угодий, улучшению экологической обстановки в сельской местности.

В этой связи необходимо выработать эффективный экономический механизм повышения материального интереса работников аграрного производства, руководителей и организаторов АПК к рациональному использованию с.-х. угодий, сохранению экологии окружающей среды и прилегающих территорий.

За последние 27 лет (с 1990 г.) площадь с.-х. угодий сократилась на 40 млн га, пашни — на 32 млн га. Причинами уменьшения площадей сельхозугодий являются: реформирование земельных отношений в 90-е гг. XX в., нарушение и деградация почвенного покрова, отвод земель под застройку городов, поселков и промышленных предприятий, подтопление, заболачивание и другие негативные процессы.

Почва — основа для получения урожая с.-х. культур, наше главное богатство от которого зависит существование и благополучие населения.

Фонд черноземных почв России составляет около 120 млн га. Это всего лишь около 7% общей площади, но на ней размещается более половины всей пашни и производится около 80% всей земледельческой продукции страны. Великий русский ученый В. В. Докучаев говорил о русском черноземе, что он дороже каменного угля, нефти и даже золота. Структура почвенного покрова состоит из следующих типов почв: тундрово-глеевые, подзолистые, серые лесные, черноземные, каштановые, бурые, полупустынные, сероземы, бурые пустынные, засоленные. Если взять всю сушу России за 100%, то она разделится так: 11% будут составлять материковые льды, 16% почвы гор, 4% почвы пойм, 17% сероземы и солончаки, 7% каштановые бурые и солонцы, 6% черноземы, 19% красноземы, 7% буроземы, 9% дерново-подзолистые и болотные, 4% почвы тундр.

Площадь эрозионно-опасных и подверженных эрозии с.-х. угодий составляет 124 млн га (56%), из них 87,3 млн га пашни. Растут площади эродированных черноземов. За последние 15—20 лет они возрастали в среднем на 250—300 тыс. га/год. На многих расчлененных территориях с черноземными почвами 50% и более распаханных земель эродированы. Ежегодно до 25—30 тыс. га черноземов теряются в результате роста оврагов.

На больших площадях происходит снижение продуктивности почв из-за уменьшения содержания гумуса. Только за последние 20 лет запасы гумуса сократились на 25—30%, а ежегодные потери гумуса в целом по РФ составляют 81,4 млн т. По данным агрохимического обследования, в России 21 млн га пашни характеризуется низким содержанием гумуса, 16,5 млн га — очень низким. Гумусированность черноземов центральных черноземных областей за последние 100 лет снизилась почти вдвое — с 14 до 7%, а ежегодные потери гумуса в черноземах составляют в среднем 0,5—1 т/га. При таком бесхозяйственном использовании почв Россия может лишиться черноземов через 30—50 лет, что грозит катастрофой.

Площади мелиорированных земель, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в целом по РФ увеличились на 105 тыс. га. В неудовлетворительном состоянии находится 771 тыс. га орошаемых земель, в том числе из-за недопустимой глубины уровня грунтовых вод — 325 тыс. га, засоления — 292 тыс. га, одновременного наличия и того и другого — 154 тыс. га.

В настоящее время в результате снижения внесения удобрений сложился отрицательный баланс питательных веществ в пахотном слое, и это является основой снижения валового сбора урожая зерновых и других культур.

Только комплексное использование земельных ресурсов и грамотное управление ими могут привести к положительному экономическому эффекту в сельском хозяйстве.

По расчетам специалистов, суммарный ежегодный недобор растениеводческой продукции из-за неэффективного использования земли составляет не менее 120 млн т в зерновом эквиваленте, или порядка 350 млрд руб. в год. Не меньшие затраты требуются для восстановления земель с.-х. назначения, освоения и вовлечения в оборот взамен утраченных, на рекультивацию, реконструкцию мелиоративного комплекса и т. д. Существующий стихийный рынок землеустроительных услуг частных предприятий не способен осуществлять функции комплексного управления земельными ресурсами. А базовое финансирование основных мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв с.-х. назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 гг.» не обеспечивает выполнение необходимых работ по устранению негативных процессов.

Для восстановления и развития сельского хозяйства страны, для удовлетворительного решения этой проблемы необходимо реализовать целый ряд организационных, управленческих, законотворческих и научных мероприятий.

Во-первых, необходимо возродить организующую, управленческую и контрольную функции государства в сфере использования земель с.-х. назначения. Назрела необходимость восстановить комплексное управление землеустройством, восстановить единую государственную систему землеустройства, передав все полномочия по использованию земель с.-х. назначения и функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования земель сельхозназначения Минсельхозу России.

Во-вторых, нужно поддержать обращение ученых о внесении на рассмотрение Федерального собрания РФ проекта Закона «Об охране почв», внести поправки в Федеральный закон «О сельском хозяйстве», направленные на усиление роли и ответственности государства за состояние, охрану и восстановление продуктивности с.-х. земель.

В-третьих, обеспечить выполнение и финансирование Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв с.-х. назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 гг.» и ежегодное выделение на поддержку сельского хозяйства не менее 10—15% расходной части федерального бюджета. Так определил будущее русской земли на заседании Президиума РАСХН 19.08.2007 г. академик В. Кашин.

Большое значение для характеристики земель в России имеет территориальный аспект.

  • 1. Земельные участки, расположенные в различных регионах, существенно отличаются своей продуктивностью, и это отличие является основой возникновения дифференциальной ренты, то есть дополнительного дохода за счет большей продуктивности лучших земель (Кубань и Камчатка, Волгоград и Якутия резко отличаются по плодородию земель и эффективности землепользования).
  • 2. Земля жестко привязана к определенной территории, что вызывает необходимость создания специальной инфраструктуры для землепользования.
  • 3. Земля пространственно ограничена, то есть земельные ресурсы нельзя увеличить в отличие от других средств производства, их следует рационально использовать.

Концепция развития адаптивных систем и природоохранных технологий производства с.-х. продукции в аридных районах России Учеными РАСХН во главе с А. Л. Ивановым в 2003 г. разработана Концепция развития для аридных регионов страны. Аридные регионы России, охватывая огромную территорию, имеют важное народнохозяйственное значение и располагают исключительным природно-ресурсным потенциалом. Общая площадь засушливых территорий с коэффициентом аридности 0,11—1 составляет более 120 млн га. Здесь живут и трудятся около 30 млн чел., производится более половины всего производимого в РФ зерна, мяса, молока, овощей, плодов и ягод.

Состояние земельного фонда аридных регионов России является критическим, более половины площадей с.-х. угодий подвержено эрозии и опустыниванию. Площадь эродированной пашни ежегодно увеличивается на 400—500 тыс. га, особенно широкие масштабы наблюдаются в аридных районах страны. В зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения страны сформировался ряд регионов (Северо-Кавказский, Калмыкия, Среднее и Нижнее Поволжье, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и др.), где высокая концентрация промышленного и с.-х. производства привела к резкому ухудшению экологической обстановки.

По данным Национального доклада о состоянии земель РФ (1995 г.) интенсивное проявление опустынивания земель отмечается на территории 17 субъектов РФ: республики Калмыкия, республики Дагестан, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей (Сальские степи), где опустыниванием охвачено более 50% территории; в Алтайском крае (Кулундинские степи) — около 37%, республики Тыва — 15%. Процессам опустынивания подвержены также территории Краснодарского и Ставропольского краев, юг Воронежской, Саратовской, Оренбургской, Омской, Челябинской областей, республик Хакассия и Бурятия. Общая площадь опустыненных территорий России составляет более 60 млн га, из которых значительная часть приходится на природные пастбища аридных зон. Все это сопровождается несоблюдением законов об охране природы и отсутствием рекультивации деградированных земель.

На юго-востоке европейской части России различным видам деградации подвержено 73% с.-х. угодий (23,5 млн га) и 61% пашни (11,7 млн га). Под влиянием водной эрозии находится 30% с.-х. угодий (9,7 млн га) и 34% пашни (6,5 млн га), засолено 15% с.-х. угодий (5 млн га) и 8% пашни (1,5 млн га). С.-х. угодья, с солонцовыми комплексами в субрегионе составляют 15,4% (5,1 млн га), пашни — 16,3% (3,1 млн га). Переувлажненных и заболоченных с.-х. угодий всего 3,2% (1 млн га), из них пашни — 1,2% (0,2 млн га).

В Волгоградской области водной эрозии подвержено в разной степени 25,9% с.-х. угодий (2,3 млн га), 23,1% пашни (1,3 млн га) и 34% пастбищ (0,9 млн га). Почв с солонцовыми комплексами — 16,8 и 29% (1,5 и 2,5 млн га).

В Саратовской области опустынивание идет в наибольшей степени под влиянием водной эрозии. Смытых в разной степени почв на всех с.-х. угодьях 47% (около 4 млн га), пашни 51% (около 3 млн га). На пастбищах доля смытых почв составляет около 50% (994 тыс. га). Почв засоленных и с солонцовыми комплексами — соответственно 0,7 и 1,5 млн га (8,5 и 17%).

Критическая экологическая ситуация, создавшаяся в силу развития деградационных процессов, разрушения пастбищных экосистем, снижения потенциала почвенного плодородия, вторичного засоления орошаемых земель, затопления и подтопления с.-х. угодий, в конечном итоге обусловила формирование дискомфортной и даже агрессивной среды. Все это способствует превращению аридных земель в малопригодные для нормального ведения хозяйства, что негативно отражается на качестве жизни населения, проживающего в аридных районах России.

Экологическая обстановка и экономическая ситуация, сложившиеся в результате проводимых реформ в АПК России, требуют разработки новой аграрной политики и организации устойчивого с.-х. производства. Цель новой аграрной политики — заменить хаотичную поддержку разбросанных по стране отдельных, технологически и экономически несвязанных между собой предприятий научно обоснованной организационной деятельностью, усилением технической оснащенности АПК, внедрением новых технологий. Эта работа должна быть развернута федеральными и региональными властями совместно с производителями, с привлечением финансовых ресурсов, как частного, так и государственного капитала.

Все это находится в сфере важных государственных интересов и выводит в ряд актуальнейших задач проблему государственного управления природными кормовыми угодьями, земельными и кормовыми ресурсами аридных зон. Основным рычагом государственного управления является рациональное природопользование, основанное на интенсификации с.-х. производства, переходе к «органическому земледелию», усилении роли природных кормовых угодий, посевов многолетних трав, биомелиорации деградированных с.-х. земель, сохранении и создании генофонда кормовых растений.

Учеными РАСХН создана программа «Разработка и освоение адаптивных систем и природоохранных технологий восстановления природно-ресурсного потенциала и повышение продуктивности аридных территорий РФ (2002—2010 гг.)». Для ее реализации необходимо развернуть сеть машинно-мелиоративных (технологических) станций, часть которых взяла бы на себя не только функции улучшения и повышения продуктивности бывших деградированных с.-х. угодий (пашни и пастбищ), но и производство семян.

На первом этапе (2003—2007 гг.) реализации Программы целесообразно организовать зональные производственные модели базовых хозяйств — машинно-мелиоративные станции, деятельность которых по освоению результатов научных исследований и разработок позволит создать основу развития и подготовить нормативы для планирования и материально-технического обеспечения новых технологий, внедряемых в производство аридных территорий, организовать подготовку специалистов и руководителей коллективных, акционерных и фермерских хозяйств.

Основным направлением деятельности ММС (машинно-мелиоративных станций), с учетом перехода на самофинансирование, является широкое производственное освоение и внедрение практически реализованных базовыми хозяйствами различных НИИ региона и головным институтом систем ландшафтно-адаптивного природопользования системы «сухого» контурно-мелиоративного земледелия, комплексной мелиорации аридных территорий.

Предусматривается, что машинно-мелиоративные станции занимаются реабилитацией деградированных с.-х. угодий, а также производством семян и кормов для нужд животноводства. Производством же продукции животноводства, и растениеводства, где это возможно и оправдано, особенно на орошаемых землях, занимаются сами сельхозтоваропроизводители всех форм собственности по принципу самоокупаемости.

Для финансового обеспечения и развития сельского хозяйства основным стратегическим направлением являются учет и оценка земельного фонда России и ее природных ресурсов, что должно обеспечиваться Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Государственным земельным кадастром и кадастрами природных ресурсов субъектов РФ.

В целях создания благоприятных финансово-экономических условий для развития товарного производства в АПК необходим переход на реализацию инновационных программ силами различных инвестиционных структур с использованием местного (регионального) бюджета на консолидированной основе совместно с федеральными средствами и ресурсами предприятий.

Учеными ВНИИЭСХ разработаны основные мероприятия по экологизации сельского хозяйства России (утилизации отходов, очистке сточных вод, рекультивации почв, биоудобрения и биологические средства защиты растений и др.), что представлено на рисунке 1.

Экологизация сельского хозяйства (основные меры).

Рис. 1. Экологизация сельского хозяйства (основные меры)

Данная концепция должна найти свое отражение и реализацию в Госпрограмме по развитию АПК на 2008—2012 гг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой