Организация бухгалтерского учета
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Среди типовых и унифицированных документов, помещенных в альбомах, есть документы, обязательные для применения без каких-либо изменений и дополнений. Например, приходные и расходные кассовые ордера, товарные и товарно-транспортные накладные… Читать ещё >
Организация бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рациональная организация бухгалтерского учета — это такое построение учетного процесса, при котором обеспечивается своевременное получение достоверной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществление контроля за использованием производственных ресурсов и готовой продукции.
Важнейшими предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета являются:
- — высокая квалификация работников бухгалтерии;
- — определение оптимальных объемов и сроков получения учетной информации, необходимой для оперативного управления производством;
- — решения вопроса об учетных взаимоотношениях между подразделениями и центральной бухгалтерией предприятия;
- — планирование учетного процесса;
- — использование в учете современной техники.
На данном предприятии предусмотрена централизованная форма организации бухгалтерского учета, т. е. учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней осуществляется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступивших из отдельных подразделений организации. В самих подразделениях ведется лишь первичная регистрация хозяйственных операций.
Структура бухгалтерской службы, численность работников бухгалтерии определяется штатным расписанием, внутренними правилами и должностными инструкциями предприятия.
Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях — лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет.
В компетенцию главного бухгалтера входят:
- * постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
- * формирование учетной политики организации;
- * составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.
Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом.
В состав бухгалтерии входит 11 специалистов. Уровень образования работников бухгалтерии:
- — главный бухгалтер с высшим образованием;
- — заместитель главного бухгалтера с высшим образованием образованием;
- — бухгалтера со средне-специальным образованием, из них 5 (пять) занимаются в высших учебных заведениях на заочной форме обучения.
В распоряжении организации 15 компьютеров для ведения автоматизированного учета.
Выписываются периодические издания:
- * журнал «Главный бухгалтер»;
- * журнал «Налоги Беларуси»;
- * газета «Национальная экономическая газета».
Бухгалтер относится к категории специалистов.
На должность:
- — бухгалтера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет;
- — бухгалтера II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет;
- — бухгалтера I категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в ложности бухгалтера II категории не менее 3 лет.
Бухгалтер выполняет следующие должностные обязанности:
- — выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т. п.);
- — участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;
- — осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке;
- — отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- — составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению;
- — производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;
- — участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота;
- — участвует в проведении инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств;
- — подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
- — выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;
- — выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Назначение на должность бухгалтера и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению главного бухгалтера.
Бухгалтерский учет ведется на основе плана счетов бухгалтерского учета (Приложение Б) финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина РБ, и разработанного на основе него рабочего плана счетов предприятия, утвержденного в установленном порядке.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений являются обязательными для всех работников предприятия.
Первичные учетные документы являются основой отражения в учетных регистрах информации о совершенных хозяйственных операциях.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Среди типовых и унифицированных документов, помещенных в альбомах, есть документы, обязательные для применения без каких-либо изменений и дополнений. Например, приходные и расходные кассовые ордера, товарные и товарно-транспортные накладные, квитанции на прием наличных денег от населения и организаций и другие.
В большинство же типовых и унифицированных форм первичной учетной документации могут включаться дополнительные реквизиты, учитывающие характер хозяйственных операций и систему обработки данных. При этом все реквизиты типовых и унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь или согласованные с ним, остаются без изменения (включая код формы, наименование документов). Удаление отдельных реквизитов из типовых и унифицированных форм не допускается. В формах должны быть предусмотрены зоны кодирования информации для ссылок на общегосударственные классификаторы.
Каждая организация вправе разрабатывать и применять собственные формы первичной учетной документации, учитывающие специфику организации производства и управления.
Формы первичной учетной документации, разрабатываемые организацией самостоятельно, должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом, например приказом, иметь номер (указывается в правом верхнем углу).
Первичные учетные документы должны быть подписаны директором предприятия или лицами, которым предоставлено право подписи отдельных документов согласно приказу, утвержденному директором по согласованию с главным бухгалтером.
Контроль за правильным оформлением первичных документов, соблюдением правил документооборота и технологии обработки учетной информации организуется бухгалтерией предприятия.
Ответственность за правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета несут лица, ответственные за ведение регистров в соответствии с распоряжением главного бухгалтера предприятия.
Регистры бухгалтерского учета составляются ежемесячно, изготавливаются на бумажных носителях информации.
Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета должно быть обосновано, и подтверждаться подписями лиц, внесших исправления, с указанием даты исправления.
Бухгалтерский учет ведется согласно положению об учетной политике СПК «Жуховичи», утвержденного руководителем.
Учетная политика организации разрабатывается главным бухгалтером и утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.
Каждая организация может ежегодно переутверждать приказом ранее действовавшую учетную политику с подробным изложением новых элементов или элементов, меняющих нормы прежней учетной политики, с учетом изменений законодательства, регулирующего деятельность организации, налогового законодательства, правил ведения бухгалтерского учета.
Учетная политика организации должна отвечать следующим требованиям:
- — полнота — отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
- — непротиворечивость — сопоставимость учетных данных отчетного периода с прошлыми финансовыми периодами.
Изменения в учетной политике организации в течение отчетного года могут производиться в случаях:
- — реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;
- — изменения законодательства Республики Беларусь;
- — изменения условий деятельности.
Учетная политика организации должна содержать только составляющие ее элементы без подробного их обоснования. Обоснование элементов учетной политики может быть выражено в форме ссылок на законодательный акт или нормативный документ, в соответствии с которым они приняты. Форма изложения учетной политики устанавливается организацией и может представлять собой таблицу, текст и т. п., в которых излагаются ее основные элементы; те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу.