Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методы и материалы для работы с младшими школьниками в соответствии с их психофизиологическими особенностями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересный, красочно иллюстрированный и понятный наглядный материал увлекает учеников, и при правильной работе с ним повышает успешность образовательного процесса по различным предметам в начальной школе, в том числе и по математике. Наглядность. Чем больше рецепторов вовлечено в восприятие учебного материала, тем лучше он усвоится, что ведёт к активизации познавательной деятельности. В трудах… Читать ещё >

Методы и материалы для работы с младшими школьниками в соответствии с их психофизиологическими особенностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует множество классификаций методов работы педагога с учениками. Одна из них предложена Ю. К. Бабанским. Эта классификация представляется в следующем виде:

  • 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: перцептивные, словесные, наглядные, практические, логические, гностические, методы самоуправления учебной деятельностью.
  • 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению, долга и ответственности.
  • 3. Методы контроля со стороны педагога и самоконтроля со стороны ученика за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устной, письменной проверки ЗУН, методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности. [5]

Проанализировав анатомо-физиологические и психические особенности учащихся, посетив множество открытых уроков, а также изучив различный методологический материал, мы можем сделать вывод, что ученик лучше усвоит тему урока, если будут присутствовать:

  • 1. Разнообразные методы, методики и формы организации деятельности на уроке, так как это способствует согласованию психологических процессов возбуждения и торможения младшего школьника. [25]
  • 2. Элементы игры. Игровая деятельность ещё очень важна для ребёнка 6−9 лет. Дидактические игры не отвлекут от урока, а наоборот, вовлекут в образовательный процесс, повысив познавательный интерес. Если изучение или закрепление материала происходит в процессе игры, запоминание ребёнком происходит намного легче, а, следовательно, и материал усваивается без затруднений. [19]
  • 3. Разнообразные физкультминутки. Они помогут ученикам сменить вид деятельности на уроке, размяться и с новыми силами продолжить изучение новой темы или её повторение.
  • 4. Наглядность. Чем больше рецепторов вовлечено в восприятие учебного материала, тем лучше он усвоится, что ведёт к активизации познавательной деятельности. В трудах Я. А. Коменского уделено большое внимание этому дидактическому принципу. [29]

Наглядные материалы для работы с младшими школьниками также обладают некоторыми особенностями, так как этого требуют психофизиологические особенности учеников. Наглядный материал должен быть:

  • 1) достоверным;
  • 2) актуальным;
  • 3) понятным;
  • 4) полным;
  • 5) полезным.

Так как речь идёт о начальной школе, то наглядный материал, предоставляемый учителем ученикам, должен быть достаточно крупным, красочным, приятно и в должной степени иллюстрированным, интересным. [30].

Что входит в материалы для работы с младшими школьниками помимо учебников, рабочих тетрадей? Это различные учебно-игровые комплексы на магнитах или интерактивной доске по различным темам, например: разряды и классы чисел, отрезки натурального ряда чисел, таблицы сложения, умножения и деления, счётный материал, часы, единицы измерения и т. д. Также наглядные материалы включают в себя и раздаточный материал: индивидуальные карточки с заданиями, кроссворды на пару или группу учеников, мини-игры и т. д. [3].

Интересный, красочно иллюстрированный и понятный наглядный материал увлекает учеников, и при правильной работе с ним повышает успешность образовательного процесса по различным предметам в начальной школе, в том числе и по математике. [6].

О важности наглядности, связанной с психофизиологическими особенностями младшего школьника, учеными-методистами говорится уже давно. Например, известна книга Д. Д. Галанина «Наглядные пособия в преподавании арифметики» (1912 г.). Он соглашается с Песталоцци в том, что в образовательном процессе многое зависит от силы впечатления. Поэтому если учитель будет умело управлять вниманием школьников и помогать им «вникать» в материал посредством наглядности, то результаты будут «блестящими» .

Д.Д. Галанин также передаёт читателю «замечательную мысль» Э. Клапареда — известного психолога и одного из основателей Института Руссо. Эта мысль состоит том, что ребёнок бывает ребёнком не потому, что у него нет жизненного опыта, а потому, что в самой его природе заложена потребность приобрести этот опыт, а учитель должен ему в этом помогать. [12].

Таким образом, учителю необходимо умело подбирать и чередовать методы работы с учениками, правильно и природосообразно подбирать методики, основываясь на своём опыте, трудах известных педагогов и психологов, учитывать все особенности учащихся, делать акцент на положительных эмоциях, которые питают познавательный интерес. Стоит и корректно подбирать материалы для обучения, делая акцент на наглядных методах, опираясь на особенности внимания младших школьников, включающих в себя презентации, схемы, таблицы, иллюстрации в учебниках, рабочих тетрадях и других учебных пособиях, так как качественный иллюстративный материал, представленный в этих наглядных пособиях, положительно влияет на успешность образовательного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой