Методы и значение управления рисками на предприятии
Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики «уклонения от риска», отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения. Методы локализации риска используют в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее… Читать ещё >
Методы и значение управления рисками на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление рисками — это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. 2.16].
В рамках функции управления маркетингом на любом предприятии особое место занимает проблема управления рисками, такое управление предприятием, которое позволяет избегать излишних, непредвиденных рисков. В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций предпринимательская и любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков. Задача маркетинговой службы предприятия состоит в том, чтобы в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят получать определенные гарантии от коммерческих просчетов. Здесь крайне важно грамотное, профессиональное управление предприятием.
Любой предприниматель, хозяйственный руководитель в условиях рыночной экономики обязан нести риски, связанные с производственно-коммерческой деятельностью, и отвечать за последствия различных нежелательных событий, оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции предприятия на рынке. В производственно-коммерческой деятельности вероятность неблагоприятных для предприятия событий достаточно велика. Поэтому опытный, предусмотрительный предприниматель стремится в своей работе предвидеть заранее возможные зоны риска, заблаговременно принимать адекватные контрмеры.
Вместе с тем даже при самом умелом управлении, когда учитываются все или почти все возможности наступления неблагоприятных событий, трудно полностью исключить риски. К тому же опыт предпринимательства показывает, что сделки с наиболее высокой, но оправданной степенью риска при их благополучном исходе оказываются самыми выгодными. Излишне осторожный предприниматель направляет свою деловую активность в стратегические зоны хозяйствования, характеризующиеся наличием наименьших рисков, а значит, и минимальной прибыльностью сделок. Задача управления рисками сводится в итоге к принятию решений о том, какие риски следует покрыть страхованием в государственных или коммерческих компаниях и страховых фондах и какие можно минимизировать путем принятия грамотных управленческих решений. [2.7].
Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение уровня риска до приемлемого уровня. Управление риском опирается на результаты оценки риска, технико-технологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые и другие исследования.
Объектом управления риском здесь являются стратегические решения предприятия, стратегический план, содержащий ряд утверждений относительно будущего развития внешней по отношению к предприятию среды, рекомендаций по образу действий руководства и коллектива предприятия, прогнозных высказываний о реакциях на планируемые стратегические мероприятия потребителей продукции, поставщиков сырья, конкурентов.
В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа.
- -методы уклонения от риска;
- -методы локализации риска;
- -методы распределения риска;
- -методы компенсации риска
Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя. Руководители этого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами — потребителями и поставщиками, стараются не расширять круг партнеров.
Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики «уклонения от риска», отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения. Методы локализации риска используют в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения. 2.21].
Методы распределения риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов заключается в распределении общего риска путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.
В некоторых случаях бывает возможным распределение общего риска по времени или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения.
К этой же группе методов управления риском относятся различные варианты диверсификации:
- * диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия разных регионов;
- * диверсификация рынка сбыта, т. е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других;
- * диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих;
Методы компенсации риска — еще одно направление борьбы с различными угрожающими ситуациями, связанное с созданием механизмов предупреждения опасности. По виду воздействия эти методы относят к упреждающим методам. Эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. 2.19].
К наиболее эффективным методам этого типа относится использование в деятельности предприятия стратегического планирования. Разновидностью этого метода можно считать прогнозирование внешней экономической обстановки. Суть этого метода заключается в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данного предприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.
Разумеется, эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о соответствующих процессах. Поэтому важный и эффективный метод — «Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды». Существенным подспорьем здесь может стать информатизация предприятия — приобретение актуализируемых компьютерных систем правовой и нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, например, с помощью сети Интернет, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, заказ соответствующих услуг консультационных фирм и отдельных консультантов. Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, «на ходу» скорректировать тактические и стратегические планы. 2.11].
Метод «создание системы резервов» очень близок к страхованию, но сосредоточенному в пределах самого предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, устанавливаются как бы впрок новые контакты и связи.
Предприятие, решившее реализовать в качестве средств борьбы с риском метод активного целенаправленного маркетинга, должно «агрессивно» формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками. [2.21].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодня принципиальным моментом в компаниях становится выбор самой формы организации риск-менеджмента. Наиболее предпочтительным ныне является создание в компании структурного подразделения, отдела или службы, занимающейся непосредственно управлением рисками.
Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства. Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы — это главное в менеджменте.
Сегодня существует огромный арсенал методов управленческой деятельности. Все эти способы и, различные их приложения, могут и должны применяться для управления организацией.
Переход к современным принципам управления возможен только с использованием ранее накопленного опыта и одним из методов решения этой задачи может стать формирования высокого профессионального потенциала менеджеров, в обязанности которых входят следующие функции:
Идентификация риска (какой риск вызывает данное действие/бездействие? Памятуя о том, что нет дохода без расхода.
Измерение величины риска и построение профиля риска — зависимости ценности фирмы от величины риска (какова именно величина риска, вызываемого данной трансакцией? Какую именно величину риска несет данная трансакция?).
Определение наличия альтернативных сценариев действия. Нет альтернативы — нет действия — «принцип осознанного бездействия» — за исключением тех случаев, когда фирма по тем или иным причинам не имеет возможности вообще уклониться от риска. (Имеем ли мы возможность уклониться от риска?).
Имеет ли смысл рисковать вообще? Как этот риск соотносится с ожидаемым доходом?
Принятие решения о допустимости/недопустимости величины риска для валюты баланса фирмы (можем ли мы себе позволить такую величину риска? Бойся убытков, а прибыли придут сами собой).
Определение стоимости страхования и стоимости уклонения от риска вообще как отказа от будущих доходов.
Принятие решения (выбор образа действий), исполнение и контроль.
Анализ ранее предпринятых действий или бездействий в исторической ретроспективе. [2.21].
Управление рисками должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления.
Из вышесказанного можно сделать следующий краткий обзор по методике управления рисками:
Таблица 1:
Общая схема процесса управления риском на предприятии.
Представленная схема управления риском в общем виде характеризует процесс управления риском на предприятии и основные направления принимаемых решений. В данном случае принятие решений учитывает как возможности применения страхования, так и другие способы передачи предпринимательского риска, такие как передача риска:
по договору факторинга.
по договору поручительства.
передача поставщикам сырья и материалов.
путем объединения с другими участниками, которые заинтересованы в успехе общего дела. [12].
При выборе наиболее эффективного покрытия предпринимательских рисков предприятие решает для себя, какие риски страховать, а какие оставить на самострахование. В данном случае модель выбора между самостоятельным покрытием риска и использованием страхования может быть определена следующим образом.
Таблица 2.
Определение вариантов покрытия рисков.
Размер ущерба. 2.11].
Анализируя варианты покрытия рисков, необходимо отметить, что предприятие стремится покрывать мелкие ущербы самостоятельно, крупный ущерб при небольшой вероятности наступления рисковой ситуации страховать, а при высокой вероятности — использовать стратегию устранения риска.
При страховании предприятие уплачивает премию и гарантирует себе компенсацию убытков в будущем. При самостраховании предприятие полностью сохраняет собственный риск и формирует специальный резервный фонд — фонд риска.
Каждое предприятие должно разработать свою систему управления рисками. 12].
Таблица 3.
Модель системы управления рисками на предприятии.
Таким образом, предложенная схема позволяет повысить эффективность решений в области оценки, управления и страхования рисков предприятий. 2.11].