Система показателей оценки качества задолженности, факторы ее определяющие и информационное обеспечение
В процессе своей деятельности предприятие образует определенный круг покупателей и заказчиков, которые с ним осуществляют хозяйственные связи, представляющие собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность, непрерывность и своевременность реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым… Читать ещё >
Система показателей оценки качества задолженности, факторы ее определяющие и информационное обеспечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе своей деятельности предприятие образует определенный круг покупателей и заказчиков, которые с ним осуществляют хозяйственные связи, представляющие собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность, непрерывность и своевременность реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое — их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.
Покупатели и заказчики — это организации, приобретающие продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполняемые работы. Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки.
Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, оказанные услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и другие).
В современном экономическом словаре дано следующее определение дебиторской задолженности: дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.
Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений, другая же часть может перейти в разряд сомнительной.
Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Дебиторскую задолженность можно классифицировать по следующим признакам:
- 1. По продолжительности:
- а) долгосрочная — задолженность, подлежащая погашению согласно договору более чем через один год с момента ее возникновения;
- б) краткосрочная — задолженность со сроком погашения по договору до одного года.
- 2. По сроку погашения:
- а) срочная (текущая) — задолженность, срок погашения которой не наступил;
- б) просроченная — задолженность, срок погашения которой уже прошел;
- в) отсроченная — задолженность, срок погашения по которой перенесен на более позднюю дату.
- 3. По отношению к отчетной дате:
- а) задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
- б) задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
- 4. По субъекту обязательств:
a) задолженность, возникающая из расчетов с юридическими лицами;
- б) задолженность, возникающая из расчетов с физическими лицами.
- 5. По способу расчета:
- а) обязательства по дебиторской задолженности, выраженные в рублях;
- б) обязательства по дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте
- в) обязательства по дебиторской задолженности, выраженные в условных денежных единицах на день платежа, что, в свою очередь, требует расчета курсовых или суммовых разниц.
Если дебиторская задолженность выражается в иностранной валюте или условных денежных единицах на день платежа, то требуется расчет курсовых или суммовых разниц.
Для анализа дебиторской задолженности, кроме бухгалтерского баланса, используются данные первичного и аналитического бухгалтерского учета. В процессе анализа изучается динамика, состав, причины и сроки образования дебиторской задолженности, устанавливается сумма нормальной и просроченной задолженности.
Нормальная дебиторская задолженность возникает вследствие применяемых форм расчетов за товары, услуги, при выдаче средств под отчет на различные нужды и т. д. «Неоправданная» дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе предприятия, например, при выявлении недостач и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.
В процессе анализа оценивают «качество» дебиторской задолженности. Качественное состояние дебиторской задолженности характеризует вероятность ее получения в полной сумме. Показателем этой вероятности является срок образования задолженности, а также удельный вес просроченной задолженности. Чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.
К нормальной (оправданной) относится задолженность, срок погашения которой не наступил либо составляет менее одного месяца. К просроченной задолженности относятся задолженность, непогашенная в сроки, установленные договором, нереальные для взыскания долги или дебиторская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности самого предприятия — кредитора.
Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. По долгам, не реальным к взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. Безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности. Поэтому при снижении суммы дебиторской задолженности важно установить, не явилось ли это следствием ее списания на убытки.
Обобщенным показателем качества задолженности является оборачиваемость: период оборота и количество оборотов. Коэффициент оборачиваемости (receivables turnover ratio — RTR) рассчитывается как отношение выручки от продажи без налога на добавленную стоимость к средней величине дебиторской задолженности.
RTR = (продажи в кредит или выручка) / (средняя дебиторская задолженность) Средняя величина дебиторской задолженности определяется по данным бухгалтерского баланса как среднеарифметическая сумма на начало и конец анализируемого периода.
Коэффициент показывает, сколько раз задолженность образуется в течение изучаемого периода, и характеризует скорость, с которой дебиторская задолженность будет превращена в денежные средства. Период оборота (погашения) дебиторской задолженности рассчитывается в днях (day's sales outstanding — DSO).
DSO = (Средняя дебиторская задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).
Характеризует средний период времени, в течение которого средства от покупателей поступают на расчетные счета предприятия. Отсюда его другое распространенное название и аббревиатура — ACP (average collection period). Чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие.
Для сокращения срока товарного кредита необходимо контролировать состояние расчетов с покупателями, по возможности ориентироваться на большее число покупателей, использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате и т. д.
Таким образом, оценка качества дебиторской задолженности лежит в сфере анализа дебиторской задолженности, который включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия. Качество дебиторской задолженности в первую очередь контролируют по наиболее крупным и сомнительным видам дебиторской задолженности, затем средним и мелким кредитам, не оказывающие серьезного влияния на общие результаты деятельности компании.
Улучшение качества дебиторской задолженности не означает снижение величины самой дебиторской задолженности организации. Под улучшением качества дебиторской задолженности понимают: снижение удельного веса просроченных долгов в общей дебиторской задолженности и снижение рисков несвоевременности ее возврата.