Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Учетная политика организации и ее составные части

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законом о бухгалтерском учете установлено также, что руководитель организации вправе лично вести бухгалтерский учет. Подобный вариант более приемлем на предприятиях малого бизнеса. Возможно учреждение самостоятельной бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером. Такая служба рассматривается как одно из структурных подразделений предприятия наряду со службами (отделами) главного… Читать ещё >

Учетная политика организации и ее составные части (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование рыночных отношений предъявляет новые требования к бухгалтерскому учету. С одной стороны, эти требования определены в Законе о бухгалтерском учете, с другой — при общей концепции организации бухгалтерского учета, регламентированной данным законом и другими нормативными правовыми документами, организация должна самостоятельно, сообразуясь с накопленным опытом, переориентировать сложившуюся практику организации этого учета на решение новых задач, стоящих перед ней в условиях рынка. Речь идет о создании и освоении нетрадиционных подходов к получению информации об отдельных объектах учета и в первую очередь о затратах, связанных с исчислением себестоимости продукции, ее калькулированием, подсчетом финансовых результатов, а также методами анализа, внутренним контролем и принятием на их основе управленческих решений.

Эти подходы предприятие реализует путем разработки учетной политики, которая означает выбор конкретных способов (вариантов) постановки учета соответствующих видов активов и обязательств, исходя из условий хозяйствования и действующего законодательства.

Учетная политика не должна меняться в течение финансового года и распространяется на утверждение:

  • • рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего минимальный, но достаточный перечень синтетических счетов и субсчетов, необходимый для ведения такого учета, исходя из требований своевременности и полноты учета и отчетности;
  • • форм первичных учетных документов (для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым нет типовых форм), а также форм документов бухгалтерской отчетности для нужд внутренних пользователей учетной информации;
  • • соответствующего варианта оценки отдельных видов активов в процессе погашения их стоимости и обязательств, связанных с использованием данного имущества;
  • • правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • • соответствующего порядка контроля в процессе осуществления хозяйственных операций, а также других процедур, требуемых для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика предприятия включает в себя следующие аспекты бухгалтерского учета:

  • • методологический;
  • • организационный;
  • • техническое обеспечение.

Методологическое обеспечение учетного процесса осуществляется на основе четырехуровневой системы управления, соответствующей системе управления в странах с развитой рыночной экономикой (рис. 1.6).

В Законе о бухгалтерском учете содержатся четыре главы, в которых раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, регламентируется бухгалтерская отчетность и определяется ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету.

Данным законом закреплены ранее изданные нормативные правовые акты первого уровня по регулированию бухгалтерского учета — законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. К ним, помимо Закона о бухгалтерском учете, относятся Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Закон об АО, Закон об ООС), Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.

Нормативные правовые акты второго уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные Минфином России. Положения (стандарты), разрабатываемые на основе Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, являются теми документами, которые устанавливают основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Последние обязательны для исполнения предприятиями и организациями, что не исключает в определенных рамках использования различных учетных процедур (методов, вариантов), их воплощения в практической организации бухгалтерского учета.

Методологическое обеспечение учетного процесса.

Рис. 1.6. Методологическое обеспечение учетного процесса Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми предприятиями:

  • а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, определяющие общую концепцию, правила и способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности предприятиями независимо от организационно-правовых форм собственности;
  • в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Ко второму уровню следует отнести также другие нормативные документы и методические указания, включая различные рекомендации и инструкции по отдельным вопросам бухгалтерского учета. Однако эта точка зрения разделяется не всеми. По мнению Минфина России, указанная группа документов определяет третий уровень системы нормативного регулирования в стране. На современном этапе такая позиция Минфина России носит декларативный характер, поскольку без финансовой поддержки государства профессиональные общественные организации бухгалтеров, и в первую очередь Институт профессиональных бухгалтеров России, эту задачу решить не смогут.

По нашему мнению, третий уровень должны определять профессиональные общественные организации по бухгалтерскому учету и аудиту, как входящие, так и не входящие в состав Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, Аудиторской палаты России, а также независимые аудиторы, имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. К их компетенции отнесено предоставление разъяснений, рекомендаций, консультаций и других услуг предприятиям по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения.

Четвертый уровень включает в себя документы, формирующие учетную политику организации (рабочий план счетов, график документооборота и пр.).

Учетная политика организации есть регламентация приемов постановки бухгалтерского учета, состоящая из первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (балансовое обобщение и отчетность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности. Учетная политика разрабатывается всеми предприятиями независимо от их организационно-правовой формы.

Необходимость раскрытия учетной политики распространяется только на организации, обязанные по законодательству согласно учредительным документам либо по собственной инициативе публиковать свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично. В связи с этим предприятие должно четко определить перечень и содержание информации, составляющей его коммерческую тайну.

На практике рассмотренный перечень уровней нормативного регулирования не всегда соблюдается. Иногда ведомственный документ признается приоритетным над документом первого уровня. Например, в Законе о бухгалтерском учете сказано, что последний реквизит в первичном документе называется «личные подписи». В то же время согласно Положению по бухучету и отчетности последний реквизит называется «личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники)». Есть и другие несоответствия, в том числе в сравнении с другими странами, являющимися, как и Россия, членами Международной федерации бухгалтеров.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, информация, вытекающая из содержания регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, признается государственной тайной.

Обязанность публикации годового отчета, бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах распространяется па открытые акционерные общества, которые должны ежегодно публиковать указанную отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Открытые акционерные общества могут публиковать бухгалтерский баланс по сокращенной форме. Основанием при этом является наличие одновременно следующих финансовых показателей деятельности такого общества:

  • • валюта бухгалтерского баланса на конец отчетного года не превышает 400 000 МРОТ, установленного законодательством РФ;
  • • выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за отчетный год нс превышает 1 000 000 МРОТ.

В настоящее время продолжает действовать упомянутое выше Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (далее — Положение по бухучету и отчетности), которым после принятия Закона о бухгалтерском учете устанавливались единые методологические принципы бухгалтерского учета в части, не противоречащей закону. В дальнейшем предусматривается его доработка путем введения соответствующих норм и правил бухгалтерского учета с дополнительными комментариями, более полно найдут отражение технические аспекты бухгалтерского учета.

Методологическое обеспечение бухгалтерского учета на уровне организации определяется применением:

  • • разработанного на основе типового Плана счетов рабочего плана, содержащего синтетические и аналитические счета и обеспечивающего необходимой информацией аппарат управления и внешних пользователей;
  • • типовых межотраслевых и отраслевых форм первичных учетных документов для регистрации экономических событий. Те события, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности в части оформления должны соответствовать общим требованиям и перечню обязательных реквизитов;
  • • действующей модели текущего контроля над экономическими событиями соответственно их содержанию;
  • • разработанной технологии проведения инвентаризации и методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • • правил документооборота и технологии обработки учетной информации на базе действующей организации учета и имеющихся технических средств.

Таким образом, на каждом уровне управления решаются свои задачи. Вместе с тем все они в конечном счете направлены на регламентацию и оптимизацию учетного процесса в соответствии с методологическими принципами бухгалтерского учета.

Такие принципы, как часть учетной политики предприятия, предусматривают:

  • • наличие обособленности активов и обязательств организации от их собственников и других организаций;
  • • допущение непрерывности функционирования организации, т. е. отсутствие намерения прекратить свою деятельность в обозримом будущем;
  • • последовательность в осуществлении своей деятельности от одного отчетного периода к другому и, следовательно, отсутствие намерения не платить по своим обязательствам (допущение последовательности применения учетной политики);
  • • соблюдение момента начисления, иными словами, доходы и расходы принимаются к учету не на момент их формирования, а на отчетный период, к которому они относятся (допущение временной определенности фактов экономических событий).

Учетная политика организации призвана обеспечить:

  • • полное и своевременное отражение методом двойной записи всех фактов экономических событий, происходящих на предприятии (требование полноты);
  • • соблюдение большой осторожности в действиях, непричинение преднамеренного ущерба финансовой устойчивости фирмы (принцип осмотрительности);
  • • преобладание правовых и экономических подходов над формальным пониманием отдельных действующих положений (принцип приоритета содержания над формой);
  • • равенство начальных и конечных остатков, а также оборотов по дебету и кредиту аналитических счетов и субсчетов начальному и конечному остатку, а равно оборотам по дебету и кредиту объединяющего их синтетического счета (принцип непротиворечивости);
  • • экономное и рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из конкретной деятельности организации (требование рациональности);
  • • принцип периодичности, т. е. разграничение учетного (месяц) и отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) для целей исчисления финансового результата деятельности организации, с одной стороны, и предоставления внешним потребителям информации о финансовом состоянии — с другой;
  • • принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности (неизменность ее состава, сопоставимость показателей статей баланса, отчета о финансовых результатах на начало и конец отчетного года, публичность отчетности).

Отмеченные подходы в методологическом обеспечении бухгалтерского учета следовало бы дополнить еще одним, действующим в странах с рыночной экономикой, но не декларируемым в отечественном учете. Это принцип первоначальной (исторической) записи.

Отсутствие соответствующих способов в процессе постановки отдельных вопросов бухгалтерского учета ставит перед предприятием проблему выбора иных подходов. Главное, чтобы они не противоречили ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» .

Учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя в срок не позднее первой публикации годовой отчетности, но не свыше 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Ее изменение в отчетном периоде, как правило, не допускается. Исключением являются случаи, когда имеют место изменение действующего законодательства или каких-либо нормативных правовых актов, осуществление реорганизационных процедур (разделение, присоединение, выделение, слияние), смена собственников, разработка новых способов ведения бухгалтерского учета. Эти изменения также должны быть оформлены необходимой организационно-распорядительной документацией по организации.

Все изменения, кроме указанных выше, должны быть приурочены к началу хозяйственного года, обоснованы и по возможности исчислены в стоимостном выражении. Например, переход организации на ускоренный метод начисления амортизации должен быть подкреплен арифметическим расчетом, позволяющим однозначно определить абсолютную сумму увеличения себестоимости продукции (работ, услуг) и как результат этого — снижение па указанную сумму балансовой прибыли организации.

Приказом Минфина России от 11 марта 2009 г. № 22п из ПБУ 1/2008 был исключен абз. 1 п. 18. В нем конкретизировались способы ведения бухгалтерского учета, принятые при формировании учетной политики организации и подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности. Это способы амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг; другие существенные способы ведения данного вида учета.

Бухгалтерский учет как функция управления имеет свою организационную структуру. Организационное обеспечение бухгалтерского учета должно быть подчинено задаче своевременного предоставления аппарату управления достоверной и необходимой информации с наименьшими издержками. Ее решение обеспечивается совокупностью факторов, каждый из которых реализуется в соответствии со сложившимися традициями, конкретными условиями функционирования организации и объемом учетной работы.

Организационное обеспечение бухгалтерского учета предполагает его разграничение на управленческий и финансовый учет. Хотя между ними нет резкой границы, тем не менее, такая процедура необходима. Она четко определяет направление потоков учетной информации между отдельными пользователями, создает основу управления формированием производственной себестоимости изготовляемой продукции и стратегического развития фирмы. Эта информация доступна только менеджерам. Правила организации управленческой бухгалтерии определяет само предприятие. Финансовый учет регулируется по определенной системе требований и принципов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение действующего законодательства несет руководитель организации. В сто компетенцию входит утверждение учетной политики, рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов (для оформления хозяйственных операций, по которым нет типовых форм), порядка проведения инвентаризаций, правил организации документооборота и других процедур, необходимых для организации бухгалтерского учета.

Законом о бухгалтерском учете установлено также, что руководитель организации вправе лично вести бухгалтерский учет. Подобный вариант более приемлем на предприятиях малого бизнеса. Возможно учреждение самостоятельной бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером. Такая служба рассматривается как одно из структурных подразделений предприятия наряду со службами (отделами) главного технолога, маркетинга, логистики и т. п. Ведение бухгалтерского учета может осуществляться на договорных началах централизованной бухгалтерией, независимой специализированной организацией или, наконец, профессионалом-бухгалтером, имеющим соответствующее высшее или среднее специальное образование.

Выбор организационной формы бухгалтерского учета представляет собой важный фактор рационализации учетного процесса. Причем если ранее, до широкого внедрения в учетный технологический процесс ЭВМ, более предпочтительным являлось создание централизованных бухгалтерий, то в настоящее время наблюдается тенденция к децентрализации учета. Основной довод — автоматизация рабочего места бухгалтера. Значение других факторов — объема учетных работ, численности персонала, номенклатуры производственных запасов и готовой продукции, количества поставщиков и покупателей и т. п. — снижается.

В связи с этим должностные обязанности работников учета должны быть перераспределены, исходя из степени их загруженности, наличия средств и каналов передачи учетных данных при прямой и обратной связи между уровнями в системе управления.

Различают три варианта разделения труда учетного персонала:

  • 1) предметный;
  • 2) линейный;
  • 3) функциональный.

Предметный вариант разделения труда предполагает распределение документов в соответствии с названием отдела:

  • • материальный отдел;
  • • производственный отдел;
  • • отдел расчетов;
  • • отдел маркетинга;
  • • общий отдел.

Каждый отдел занимается текущим учетом от начала до конца по группе экономически однородных счетов. Например, расчетный отдел ведет учет расчетов с персоналом по оплате труда и приравненным к ней платежам; материальный — по группе счетов производственных запасов и т. д. Отдел может состоять из нескольких работников, возглавляемых старшим бухгалтером. Предметный подход является распространенным в средних и крупных акционерных обществах, а также на государственных предприятиях.

На предприятиях малого бизнеса все вопросы по организации бухгалтерского учета обычно закрепляются за одним работником — главным бухгалтером.

Линейный вариант разделения труда наиболее типичен для организации учета в структурных подразделениях фирмы (цехах, производствах). Весь учетный процесс от наблюдения, сбора, регистрации до систематизации, группировки, обработки и обобщения осуществляется так называемыми учетными группами.

Функциональный вариант разделения труда предусматривает, что каждый работник или определенная группа работников специализируется на выполнении однородных учетных операций. Эти операции, как правило, соответствуют стадиям технологического процесса формирования учетной информации. Такой вариант в большей степени соответствует современному уровню формирования информационной системы в организации с широким применением вычислительной техники.

Независимо от организационного строения бухгалтерского аппарата объем обязанностей для каждого бухгалтера должен определяться должностной инструкцией. Такой подход повышает персональную ответственность, а следовательно, способствует подготовке качественной и своевременной учетной информации для целей управления.

Вместе с тем при любом варианте разделения труда организационный аспект учетной политики предприятия должен быть подчинен созданию оптимальной схемы документооборота. Ее построение предусматривает четкое деление прохождения и обработки соответствующей документации на отдельные этапы. В каждом из них должны быть определены графики выполнения отдельных видов учетных работ, установлены их объемы, конкретные исполнители. На входе и выходе первичных учетных документов и соответствующих учетных регистров следует разработать определенные схемы внутреннего контроля. Последние должны составлять часть должностных инструкций бухгалтеров.

Периодически следует анализировать степень эффективности организационной структуры аппарата бухгалтерии. Определяющим критерием такой эффективности может являться отсутствие рекламаций со стороны пользователей учетной информации, полное и качественное ее содержание. Если подобная цель не достигнута, следует установить, в чем причина: отсутствие необходимых условий для выполнения данной цели или сама цель выбрана неверно. Полученные по материалам проверки результаты являются основой для разработки перечня мероприятий по совершенствованию учетного процесса и новых схем документооборота. Эти действия должны реализовываться в рамках установленного календарного плана с назначением ответственных исполнителей. Такой план утверждается приказом руководителя по представлению главного бухгалтера.

Схема документооборота должна дополняться разработкой конкретных индивидуальных планов-графиков в разрезе участков, отделов, складов, отдельных исполнителей. По каждому структурному подразделению организации устанавливаются определенный объем работ, его содержание, перечень входящих документов, разработанных в данном подразделении с обоснованием целесообразности использования его в целях управления, а также перечень исходящей документации из соответствующего отдела, участка и т. п., адреса этой документации, сроки передачи. Объем работы структурных подразделений формируется путем обобщения индивидуальных планов-графиков каждого исполнителя.

Ответственность за разработку и исполнение графиков, правильное и своевременное составление необходимых документов, определенных этими графиками, сроков передачи их в бухгалтерию несут лица, заполнившие и подписавшие эти документы. Центральной фигурой, осуществляющей контроль за соблюдением графика документооборота, является главный бухгалтер. Его указания в этой части обязательны для всех исполнителей и структурных подразделений предприятия. В более широком плане ответственность главного бухгалтера распространяется на разработку учетной политики организации, ведение бухгалтерского учета и подтверждение достоверности составленной бухгалтерской отчетности.

По мере использования документов в учетном процессе их сдают в архив. Это завершающий этап документооборота.

Техническое обеспечение бухгалтерского учета представляет собой комплекс процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационные аспекты учетной политики на уровне современных требований к постановке бухгалтерского учета, что предполагает наличие:

  • • рабочего плана счетов, разработанного организацией на базе типового Плана счетов и Инструкции по его применению;
  • • альбома форм первичных документов по каждому участку работы бухгалтерии;
  • • современных средств вычислительной техники, составляющих основу автоматизированной формы бухгалтерского учета;
  • • кодификаторов объектов систематического и аналитического учета;
  • • квалификационного уровня бухгалтеров, соответствующего современным требованиям управления организацией;
  • • комплекса организационно-технических и санитарногигиенических мероприятий по оптимизации учетного процесса;
  • • организации внутрифирменного контроля;
  • • соответствующего уровня культуры производственных отношений в коллективе бухгалтерии.

В перечне требований, формирующих техническое обеспечение бухгалтерского учета, определяющим является обеспечение квалификационного уровня бухгалтеров, а также соответствующего уровня культуры среди сотрудников бухгалтерского аппарата. Эти два условия особенно важны на стадии внедрения системы управления базой данных (СУБД) и автоматизации документооборота.

Система организации автоматизированного документооборота поддерживает на заданном уровне стратегическую систему управления, дает возможность учетной обработки всех видов и форм документов, в том числе аудиои видеодокументов, обеспечивает согласованность с другими подсистемами. Наконец, достоинством данной системы документооборота является поддержка многоуровневой иерархической структуры обращения документов. В конечном итоге, реализация таких подходов в организации автоматизированного документооборота означает переход на качественно новый этап постановки бухгалтерского учета на предприятии, а следовательно, и более эффективный уровень управления.

Общая схема составляющих учетной политики организации для целей бухгалтерского учета представлена на рис. 1.7.

В современных условиях хозяйствования организация наряду с применением учетной политики для целей бухгалтерского учета должна формировать и учетную политику для целей налогообложения в соответствии с действующим законодательством. Ее также разрабатывает главный бухгалтер организации, а утверждает руководитель.

Примерное Положение об учетной политике организации для целей налогообложения представлено ниже.

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета и ее составные части.

Рис. 1.7. Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета и ее составные части.

ПОЛОЖЕНИЕ

об учетной политике организации

  • 1. Общие положения
  • 1.1. Настоящим положением устанавливаются порядок, методы формирования системы налогового учета на основании действующего законодательства. Реализация этих задач осуществляется путем определения налоговой базы по налогу на прибыль в аналитических регистрах налогового учета (АРНУ) — сводных формах систематизации данных первичных документов. В них группируются данные об объектах налогообложения в соответствии с по

рядком, предусмотренным гл. 25 НК РФ, с использованием налоговых регистров программных продуктов на основании ст. 313 НК РФ.

  • 1.2. Обязанность по ведению налогового учета возлагается на бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером.
  • 1.3. АРНУ соответствуют регистрам, утвержденным МНС России на основании ст. 313, 314 НК РФ.
  • 1.4. Формами первичной учетной документации признаются документы унифицированных форм первичной учетной документации на основании ст. 313 НК РФ.
  • 2. Признание доходов
  • 2.1. Реализацию товаров, работ и услуг определять в соответствии с требованиями ст. 39 НК РФ.
  • 2.2. Для исчисления налога на прибыль доходы от реализации продукции и прочего имущества признавать на дату перехода права собственности на основании ст. 271 НК РФ.
  • 2.3. Доходы от реализации классифицировать по следующим видам:
    • — доходы от реализации продуктов (работ, услуг) собственного производства;
    • — выручка от реализации имущественных прав, в том числе от аренды имущества (кроме реализации прав требования);
    • — выручка от реализации прочего имущества;
    • — выручка от реализации работ, услуг, но договору комиссии, поручения, агентскому договору;
    • — выручка от реализации амортизируемого имущества;
    • — выручка от реализации прав требования как реализации финансовых услуг.
  • 2.4. Выручку от реализации через комиссионера определять на дату реализации по извещению комиссионера о реализации имущества, предоставляемого комитенту не позднее трех дней с момента окончания налогового (отчетного) периода, в котором произошла реализация на основании ст. 316 НК РФ.
  • 2.5. Прочими доходами признавать доходы в соответствии со ст. 250 11К РФ. Определять их на дату получения дохода согласно порядку, установленному п. 4 ст. 271 НК РФ.
  • 2.6. Признавать прочими доходами причитающиеся в соответствии с условиями хозяйственных договоров суммы штрафов, пеней, возмещения убытков, иных санкций за нарушение договорных обязательств на основании п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ.
  • 3. Признание расходов
  • 3.1. Установить порядок признания расходов для исчисления налога на прибыль методом начисления на основании ст. 272 НК РФ.
  • 3.2. Расходами, уменьшающими доходы для целей налогообложения, признавать обоснованные и документально подтвержденные затраты данного налогового периода.

Обоснованность расходов подтверждать подписями ответственных лиц на документах. В исключительных случаях дополнительно подтверждать необходимость расходов служебными записками ответственных лиц и прочими документами на основании ст. 272 НК РФ.

  • 3.3. Для установления размера материальных расходов в процессе списания материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), применять метод оценки по средней себестоимости на основании п. 8 ст. 254 НК РФ.
  • 3.4. Амортизационные отчисления, но основным средствам и нематериальным активам производить линейным методом на основании ст. 259 ПК РФ.
  • 3.4.1. Срок полезного использования по основным средствам установить на основании постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» .
  • 3.4.2. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования установить самостоятельно в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей (п. 5 ст. 258 ПК РФ), а при их отсутствии — опытным путем при передаче конкретного объекта в эксплуатацию.
  • 3.4.3. Относить на затраты без начисления амортизации объекты основных средств стоимостью до 20 000 руб.
  • 3.5. Расходы на ремонт основных средств признаются прочими расходами того отчетного (налогового) периода, в котором они были произведены в размере фактических затрат. Такой же порядок применяется и в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором между участниками сделки возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено (п. 2 ст. 260 НК РФ). Основные средства, которые невозможно четко отнести к тому или иному виду деятельности, относить к основной деятельности организации.
  • 3.6. Расходы, не уменьшающие налоговую базу, классифицировать в соответствии со ст. 270 НК РФ.
  • 3.7. Признавать прочими расходами причитающиеся по условиям хозяйственных договоров суммы штрафов, пеней, возмещения ущерба, иных санкций за нарушение договорных обязательств на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.
  • 4. Определение налоговой базы для исчисления и уплаты налога на прибыль
  • 4.1. Для целей исчисления налога на прибыль полученный ранее убыток переносить на текущий налоговый период в размере, не превышающем 30% налоговой базы, в течение 10 лет после завершения налогового периода, в котором был получен убыток.

Формировать и хранить первичные учетные документы, подтверждающие сумму понесенного убытка, до срока полного его списания на основании ст. 283 НК РФ.

  • 4.2. Расходы, не соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые не учитываются в целях налогообложения, отражать на бухгалтерском счете 91, субсчет «Расходы, не подлежащие учету в целях налогообложения» .
  • 4.3. Исчисленный налог на прибыль уплачивать ежемесячными авансовыми платежами по 1/3 фактически причитающегося к уплате налога за предыдущий отчетный период на основании ст. 286 НК РФ.
  • 5. Исчисление налога на добавленную стоимость
  • 5.1. Установить дату реализации товаров (работ, услуг), возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) но дате отгрузки, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кассу, т. е. «по оплате» на основании подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ.
  • 5.2. Для обеспечения права па освобождение от НДС вести раздельный учет выручки и, соответственно, расходов, непосредственно связанных с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), не облагаемых и облагаемых НДС на основании п. 4 ст. 149, п. 1, 2 ст. 166 НК РФ.
  • 5.3. Распределять суммы НДС, предъявленные организации поставщиками товаров (работ, услуг), используемых при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых как подлежат налогообложению, так и не облагаются НДС (общие расходы), между указанными операциями пропорционально сумме выручки от того и другого вида реализации в общем объеме выручки. Сумму НДС, не подлежащую вычету, включать в состав расходов, но статье «Косвенные расходы» на основании п. 4 ст. 170 НК РФ, п. 1 ст. 257 НК РФ.
  • 6. Прочие налоги
  • 6.1. Налог на имущество исчислять исходя из остаточной стоимости имущества, сформированной по правилам бухгалтерского учета, определенным ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», с учетом переоценок, проводимых в установленном порядке.
  • 7. Контроль над осуществлением учетной политики для целей налогообложения
  • 7.1. Проводить обязательную ежегодную сверку расчетов с бюджетом.
  • 7.2. Для своевременного формирования информации о состоянии расчетов с бюджетом в рабочем плане счетов предусмотреть следующие счета и субсчета:
  • 09 «Отложенные налоговые активы» ;
  • 68 «Расчеты по налогам и сборам» ;
  • 68−1 «Текущие платежи» ;
  • 68−2 «Просроченные платежи» ;
  • 68−3 «Пени и штрафы» ;
  • 77 «Отложенные налоговые обязательства» .

Введение

в практику работы предприятия налогового учета значительно усложнило работу аппарата бухгалтерии и принизило роль бухгалтерского учета как источника информации. Между тем еще в 1590 г. испанский ученый Бартоломео де Салазано отметил: «Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается. Без бухгалтерского учета мир был бы неуправляемым и люди не смогли бы понимать друг друга» .

Уроки истории надо учитывать. Это тем более важно сейчас, когда требования к ведению бухгалтерского учета резко возросли. В июле 2004 г. Минфин России разработал Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В ней на период 2004—2010 гг. определены следующие основные направления совершенствования бухгалтерского учета:

  • • повышение качества учетной информации;
  • • внедрение МСФО;
  • • регулирование системы бухгалтерского учета исходя из требований действующего законодательства;
  • • повышение качества квалификации специалистов в области учета, аудита, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

За последнее время уже проведена большая работа на всех уровнях регулирования бухгалтерского учета.

Принят новый Закон о бухгалтерском учете, пересмотрены План счетов бухгалтерского учета (как для коммерческих, так и для бюджетных организаций), состав и содержание бухгалтерской отчетности и пр.

Принят ряд новых Положений по бухгалтерскому учету по отдельным видам активов и обязательств исходя из требований МСФО. На 1 апреля 2013 г. в России действуют 25 ПБУ.

Большая работа проведена по внедрению автоматизированной системы обработки учетных данных.

Самостоятельным видом учета стал управленческий учет. Вместе с тем серьезной проблемой остается дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования в экономике, в том числе по вопросам учета, а также проблема подготовки высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету. За последние годы она резко снизилась не только из-за роста числа коммерческих вузов, но и снижения уровня преподавания в государственных учебных заведениях. Здесь еще предстоит большая работа. Не проявили себя в достаточной мере и общественные профессиональные организации по бухгалтерскому учету в лице ИПБ России и его территориальных органов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой