Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Зарождение психохимии?. Молекулярные основы человеческих эмоций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проницательный читатель мог бы предположить, что все вышеизложенное подтверждает приписываемый Молешотту плоский афоризм: «Человек есть то, что он ест». В действительности все обстоит гораздо сложнее! Человек — триединство бренного Тела, бессмертного Духа и смертной Души, непостижимым образом соединяющей несоединимое и придающей тем самым целостность триединой системе. Безусловно, химические… Читать ещё >

Зарождение психохимии?. Молекулярные основы человеческих эмоций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вновь и вновь познаем мы азбучную истину, что человеческие свойства имеют химическую основу. Мы говорим о молекулах, слабых межмолекулярных взаимодействиях и конформационной энергии. Этот алгоритм находим мы всюду, от способа, коим одни вещества распознают другие, основываясь на хиральности или принципе замок-ключ, до генетического кода и синтеза протеинов (оба основаны на слабых водородных связях). Химия располагает необозримым числом путей, которые, будучи основаны на нескольких фундаментальных принципах и множестве комбинаторных возможностей, выявляют огромное количество скрытых свойств. Этот химический механизм, его генетическое происхождение и его эмоционально-сенсорные формы выражения образуют постепенно выявляющуюся «психохимическую связь» (Тело — Химия, Дух — Мышление, чувства, мотивации). Совсем недавно [13] было показано, что прием препарата Ecstasy (3, 4-метилендиоксиметамфетамин) вызывает отчетливо выраженную серотониновую нейротрансмиссию. Утрата серотонина ведет к депрессиям, продолжительным головным болям, нарушению аксонов нейронов и предрасположенности к синдрому Паркинсона.

Проницательный читатель мог бы предположить, что все вышеизложенное подтверждает приписываемый Молешотту плоский афоризм: «Человек есть то, что он ест». В действительности все обстоит гораздо сложнее! Человек — триединство бренного Тела, бессмертного Духа и смертной Души, непостижимым образом соединяющей несоединимое и придающей тем самым целостность триединой системе. Безусловно, химические агенты могут вызывать определенные психические реакции, но так же верно и то, что такие же реакции могут обусловливаться чисто духовными причинами.

Наиболее показательно действие эндорфинов. Это поистине «молекулы счастья». Если уподобить счастье надежно запертому сейфу, то эндорфины — ключи к нему. Сейф можно взломать — это происходит при попытке добиться блаженного состояния с помощью алкоголя — или подобрать к нему отмычку — таково действие наркотиков. Но при прекращении их действия индивидуум испытывает раскаяние, словно чувствуя, что доступ к счастью был получен незаслуженно. По совершению правильных, благородных поступков мозг синтезирует эндорфины, что вызывает ощущение счастья. Парадоксально, но факт — мозг их синтезирует словно по указанию свыше. Невольно напрашивается мысль, что это подтверждает сформулированный впервые в Упанишадах субстанциональный закон кармы — Правритти [17]. Правритти — общий термин для обозначения действия закона морального воздаяния. И не следует думать, что возможность такого закона может быть признана только в рамках теологии. В конце XIX века европейская наука «открыла» бессознательное как основу нашей психики. Но вот что пишет по этому поводу величайший мыслитель XX века Шри Ауробиндо Гхош: «Становится очевидным, что-то, что мы знаем о самих себе, нашем теперешнем сознательном существовании, является только представительным образованием, поверхностной активностью, меняющимся внешним результатом огромной массы скрытых существований. Наша видимая жизнь и деятельность в этой жизни являются не более чем серией многозначительных выражений, но Тот, Кто пытается выразиться, не находится на поверхности; наша сущность является нечто гораздо большим, чем это кажущееся наружное существо, за которое мы себя выдаем… Мы сможем познать его, если пойдем по ту сторону, ниже, выше, в его глубины… (как здесь не вспомнить Ф. М. Достоевского, который писал, что человек находится между двумя безднами и в его воле стремится ввысь или опускаться вниз. — Прим. автора)… Ниже нашего наиболее темного физического сознания находится подсознательное существо, — темное, небольшое в своих движениях, капризное и почти фантастически неразумное, но чрезвычайно могущественное для земной жизни, — в котором, как в скрывающей и поддерживающей почве, находятся все образцы спрятанных семян, которые пустят побеги, необъяснимые для нас, на нашу поверхность, и в которую мы постоянно бросаем свежие семена, затягивающие наше прошлое и влияющие на будущее… Над нашим человеческим умом находятся еще более высокие пределы Сверхсознания, к которому и от которого тайно исходят влияния, силы, связи, являющиеся источником, определяющим вещи здесь» [18].

Вероятно, к понятию «Сверхсознание» Шри Ауробиндо ближе всего понятия «видового сознания» Артура Шопенгауэра и «коллективного бессознательного» Карла Густава Юнга [19]. Последний считает, что координация психических и физических процессов в живом организме должна пониматься не как причинно-следственная связь, а как синхронистический феномен (термин «синхронистичность был введен впервые в увидевшей свет в 1952 г. книге К. Г. Юнга и нобелевского лауреата, физика-теоретика Вольфганга Паули «Объяснение природы и психе» [20]). Как пишет К. Г. Юнг, «предположение о наличии причинно-следственной связи между психе и physis приводит к выводам, которые слабо согласуются с нашим опытом: либо существуют физические процессы, вызывающие психические события, либо есть предсущая психе, которая организует материю. В первом случае трудно себе представить, каким образом химические процессы могут порождать какие-либо психические процессы, а во втором случае непонятно, каким образом нематериальная психе может приводить материю в какое-либо подобие движения» [19, с. 291 — 292].
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой