Характеристика рынка и анализ конкурентной среды
В тоже время Санкт-Петербург постепенно начинает уступать в темпах роста по сравнению с регионами в связи с высокой конкуренцией. Минувший год можно назвать началом экспансии в Санкт-Петербурге региональных и зарубежных компаний («Real» — германский торговый оператор, «Marks&Spencer»), которые хотят здесь начать свой бизнес, объясняя это объемом рынка, наличием финансовых и человеческих ресурсов… Читать ещё >
Характеристика рынка и анализ конкурентной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российский рынок розничной торговли за последние годы существенно претерпел изменения. Начиная с 1998 года он демонстрирует устойчивый рост, являясь одним из четырех самых быстрорастущих сегментов рынка наряду с телекоммуникационной, строительной и транспортной отраслями.
Макроэкономическая ситуация и структурные изменения в экономике приводят к тому, что розничный товарооборот ежегодно растет на 10−12% и одновременно с этим розничные торговые сети будут постепенно увеличивать свою долю на рынке по аналогии с западными странами.
Основными факторами, способствующими росту рынка, являются увеличение доходов населения и экономики в целом, активное формирование среднего класса, умеренный рост годовой инфляции.
В то же время, значительный разрыв в качестве торговых площадей свидетельствует о том, что уровень развития индустриальной торговли все еще низок, поскольку на долю современных форматов приходится меньше 40% от общего объема реализации.
По данным «Swiss Realty Group», за последние два года предложение качественных торговых площадей увеличилось более чем на 70%, тем не менее, дефицит по-прежнему сохраняется. Российский рынок продолжает оставаться привлекательным для инвестиций, а эксперты прогнозируют сохранение высоких темпов роста рынка на уровне 10 — 12% на протяжении последующих 5 — 6 лет за счет экспансии в регионы.
По итогам 2008 года розничный товарооборот в России (Рис. 3) составил более 7 млрд руб. Объем рынка в январе — сентябре 2008 года показал значение на уровне 6 млрд руб., что на 12,3% выше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. В числе основных факторов, повлиявших на рост в сегменте, стала благоприятная макроэкономическая ситуация в России (повышение уровня доходности населения, стабильная валютная и денежная политика), а также высокие цены на экспортируемое сырье.
Источник: Росстат
За период с 2005 по 2008 год Россия оставалась в ТОР-5 самых перспективных стран данного сектора экономики. За это время произошло снижение странового риска, увеличение современных торговых площадей, а также количество международных операторов. Среди факторов, влияющих на данные позиции России (Рис. 4), основным является устойчивый рост реальных доходов населения.
Рис. 4. Динамика роста среднемесячного дохода населения, руб. Источник: Росстат
Рост доходов россиян не только увеличил объем потребления, но также изменил потребительское предпочтение. Это, в свою очередь, дало стимул для роста различных направлений розничной торговли, а также росту спроса на непродовольственные товары. По итогам прошлых лет товарооборот непродовольственных товаров растет большими темпами по сравнению с продовольственными товарами. Товарооборот продовольственных товаров растет исключительно за счет экспансии в регионы, которую осуществляет продуктовый ритейл.
В настоящее время Санкт-Петербургский рынок розничной торговли, где у Сети «ПАТЭРСОН» представлено большее количество магазинов, находящихся в собственности, опережает общероссийский на 3−4 года в связи с самым высоким уровнем доходов населения, а также более высоким развитием данного сектора экономики.
В тоже время Санкт-Петербург постепенно начинает уступать в темпах роста по сравнению с регионами в связи с высокой конкуренцией. Минувший год можно назвать началом экспансии в Санкт-Петербурге региональных и зарубежных компаний («Real» — германский торговый оператор, «Marks&Spencer»), которые хотят здесь начать свой бизнес, объясняя это объемом рынка, наличием финансовых и человеческих ресурсов. Хотя именно в связи с высокой конкуренцией, региональным и зарубежным компаниям приходится тратить максимально времени и средств для входа в рынок.
Большинство розничных операторов продовольственной сферы по итогам минувшего года отметили существенное увеличение выручки. Наибольший рост был зафиксирован в сегменте дискаунтеров. Вместе с выручкой у крупных торговых сетей значительно увеличились и торговые площади. Для организованных сетей большое значение имеет поддержание высоких темпов роста, поэтому в перспективе рост будет происходить за счет продаж франшиз, слияний и поглощений независимых региональных сетей. Так. Холдинг «Марта» приобрел розничную сеть «ПИ» во Владимирской области, «Седьмой Континент» приобрел калининградскую сеть «Алтын». Развитие сетей в регионах зависит от того, насколько правильно будет выбрана стратегия экспансии, которая сможет в себе совместить формат магазина и позиционирование в той или иной ценовой группе. В течение 2009 года Сеть рассматривала несколько проектов по активному поглощению. Данный процесс (Таблица 2) будет продолжен в 2010 году. Этот процесс может повлечь за собой расширение занимаемой доли рынка розничных продаж, а возможно и последующий выход Сети в новый для себя формат с учетом особенностей хозяйственной деятельности на рынке многочисленных конкурентов и специфики их торговой стратегии развития.
Таблица 2. Динамика крупнейших продовольственных розничных сетей.
Торговый формат. | Название сети. | Оборот в 2007 г. млн. $. | Оборот в 2008 г. млн. $. | Рост оборотов %. | Кол-во магазинов в 2007 г. | Кол-во магазинов в 2008 г. | Рост числа магазинов, %. |
Супер/ Гипермареты. | |||||||
Перекресток. | |||||||
Седьмой конт. | |||||||
Рамстор | |||||||
Патэрсон. | |||||||
Ашан. |
Основными конкурентами «ПАТЭРСОН» в формате «супермаркет» среди федеральных розничных сетей являются: «Седьмой Континент» и «ТД Перекресток» (Таблица 3) При проведении данной оценки мы руководствовались следующими критериями:
- Ш позиционирование Сети в формате — «Супермаркет»;
- Ш одинаковый сегмент розничной торговли — продуктовый с количеством товарных позиций в ассортименте универсама от 8000;
- Ш проведение идентичной политики в области ценообразования, расположения продуктовых зон, кассовых терминалов при расположении универсамов вблизи друг от друга;
- Ш политика регионального присутствия охватывает одни и те же регионы России («Перекресток»).
Таблица 3. Сравнительная характеристика конкурентов.
EBITDA, %. | 1 п/г 2009. | ||
Патэрсон. | 8,6. | 10,4. | 9,5. |
Перекресток. | 7,12. | 7,98. | 7,0. |
Седьмой Континент. | 8,4. | 10,5. | 11,9. |
Сеть магазинов «Седьмой Континент» занимает одно из лидирующих позиций на Санкт-Петербургском рынке розничной торговли со стабильными показателями роста количества магазинов, товарооборота и прибыли. Первый магазин открылся в 1994 году. Он был рассчитан на покупателей с доходом выше среднего. Отличительной особенностью стала круглосуточная работа магазина.
До 1998 года компания провела реконструкцию нескольких крупных универсамов в историческом центре культурной столицы. После кризиса 1998 года приоритетным направлением для Сети стали универсамы, расположенные в спальных районах с доступными для всех категорий населения ценами. Данная стратегия позволила развиваться более быстрыми темпами. Так в 1999 года в Сети работало 9 магазинов, а уже на конец 2008 года их общее количество составило 111 магазинов.
В 2003 году магазины Сети были разделены на 3 основных формата: «Седьмой Континент — Семь шагов» (с мая 2005 года — «Седьмой Континент — Магазин у дома»), «Седьмой Континент — Универсам», «Седьмой континент — Пять звезд». Основной аргумент при разделении форматов — стремление наиболее качественно удовлетворить потребности различных целевых групп покупателей.
В 2005 году Сеть начала выпуск товаров под частной маркой, запустило собственное производство мясных полуфабрикатов, а также открыло первый магазин в новом для себя формате гипермаркета под брендом «Наш Гипермаркет». Этот же год был ознаменован выходом на федеральный уровень путем приобретения 12 супермаркетов калининградской сети «Алтын».
Сеть магазинов «Перекресток» — одна из ведущих национальных Сетей супермаркетов, которая была образована в 1995 году. В основе Сети магазины трех форматов: супермаркет, супермаркет-мини и супермаркет + (гипермаркет).
Магазины расположены в 15 регионах РФ, включая Москву, города Московской области, Санкт-Петербург, Самару, Казань, Тольятти, Волгоград, Нижний Новгород, Воронеж, Липецк, Ростов-на Дону, Краснодар, Ярославль, Йошкар-Олу, Чебоксары и другие.
С 1999 года «Перекресток» активно развивает Сеть супермаркетов-мини: торговая площадь магазина составляет около 500 квадратных метров, ассортимент насчитывает порядка 8000 наименований. Торговая площадь супермаркета+ составляет от 4000 до 7000 квадратных метров, ассортимент насчитывает до 35 000 позиций. В супермаркетах работают собственные пекарни, мясное и рыбное производства.
В 2005 году «Перекресток» вышел на рынок СНГ, купив сеть супермаркетов SPAR в Украине. В дальнейшем ожидается экспансия в регионы России и других стран СНГ. 12 апреля 2006 год — слияние Сетей «Перекресток» и «Пятерочка».
Под торговой маркой «Перекресток» и «Седьмой Континент» на розничном рынке присутствуют форматы, которые «Патэрсон» не развивает. В частности, супермаркеты премиум-класса, которые позволяют «Седьмому Континенту» иметь лучшие показатели по EBITDA, ввиду повышенной торговой наценки.