Организация бухгалтерского учета на предприятии
Бухгалтер-кассир должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению кассовых операций; формы кассовых и банковских документов; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности, установленные для предприятия, правила… Читать ещё >
Организация бухгалтерского учета на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Схема бухгалтерии на предприятии МУП «Жильщно-коммунальный сервис г. Трубчевск» такова: главный бухгалтер, бухгалтер материального стола и бухгалтер-кассир.
Обязанности и задачи главного бухгалтера:
Главный бухгалтер относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия.
Главный бухгалтер непосредственно подчиняется директору предприятия, а по отдельным вопросам согласовывает свою работу с заместителем директора по финансовым вопросам и персоналу.
На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской (финансово-экономической) работы на руководящих должностях не менее 3 лет В своей деятельности главный бухгалтер руководствуется:
- — законодательными и нормативными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и отчетности;
- — уставом предприятия;
- — правилами внутреннего трудового распорядка;
- — приказами и распоряжениями директора предприятия;
- — положением о бухгалтерии предприятия;
- — настоящей должностной инструкцией.
Главный бухгалтер должен знать: законодательство о бухгалтерском учете; постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающихся финансово-хозяйственной деятельности предприятия; гражданское право, финансовое и налоговое законодательство; структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития; положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения; порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета; формы и порядок финансовых расчетов; порядок приемки, оприходования, хранения и расходования товарно-материальных ценностей, денежных средств и других ценностей; методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов; правила расчета с дебиторами и кредиторами; условия налогообложения юридических и физических лиц; порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь; современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия; передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета; экономику, организацию производства, труда и управления; правила и нормы охраны труда.
Во время отсутствия главного бухгалтера его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке и несущий полную ответственность за надлежащее исполнение, обязанностей главного бухгалтера.
На главного бухгалтера возлагаются следующие функции:
Руководство ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии.
Формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации. Оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности. Обеспечение составления расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения. Внедрение современных технических средств и информационных технологий.
Для выполнения возложенных на него функций главный бухгалтер предприятия обязан: Осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
Формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
Организовывать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением. Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат. Вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив. Обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины и т. д.
Главный бухгалтер имеет право:
Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями по финансово-хозяйственным и иным вопросам. Устанавливать должностные обязанности для подчиненных ему работников, с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение. Работники других отделов, занятые бухгалтерским учетом, по всем вопросам организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности подчиняются главному бухгалтеру. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию хозяйственно-финансовой деятельности. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. Своевременно получать от руководителей подразделений предприятия (специалистов) информацию и документы (приказы, распоряжения, договоры, сметы, отчеты, нормативы и др.), необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. (За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление этих документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность, содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы). Вносить на рассмотрение директора предприятия представления о назначении, перемещении, увольнении работников бухгалтерии, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий. Привлекать специалистов подразделений предприятия к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями об отделах, если нет — с разрешения руководителя). Требовать от директора предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Главный бухгалтер несет ответственность:
За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 9,11,5].
Обязанности и задачи бухгалтера материального стола:
Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Бухгалтера материального стола. Бухгалтер материального стола назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия. Бухгалтер материального стола подчиняется непосредственно главному бухгалтер. На должность Бухгалтера материального стола назначается лицо, имеющее: Бухгалтер материального стола I категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности Бухгалтера II категории не менее 3 лет. Бухгалтер материального стола II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности Бухгалтера не менее 3 лет. Бухгалтер материального стола: среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет.
Бухгалтер материального стола должен знать: законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности; формы и методы бухгалтерского учета на предприятии; план и корреспонденцию счетов; организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;
порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; правила эксплуатации вычислительной техники; экономику, организацию труда и управления; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.
Функциональные обязанности Бухгалтера материального стола Функциональные обязанности Бухгалтера материального стола определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности Бухгалтера материального стола и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств. Бухгалтер материального стола: Выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности). Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению.
Права Бухгалтера материального стола. Бухгалтер материального стола имеет право: Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
Ответственность Бухгалтера материального стола Бухгалтер материального стола несет ответственность за: Невыполнение своих функциональных обязанностей. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения. Невыполнение приказов, распоряжений директора предприятия, поручений и заданий от главного бухгалтера. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.
Условия работы Бухгалтера материального стола. Режим работы Бухгалтера материального стола определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии. В связи с производственной необходимостью Бухгалтер может направляться в служебные командировки (в т.ч. местного значения). 3,7,6].
Обязанности и задачи бухгалтера-кассира:
Бухгалтер-кассир относится к категории технических исполнителей, принимается на работу и увольняется приказом директора предприятия по представлению главного бухгалтера.
Бухгалтер-кассир непосредственно подчиняется главному бухгалтеру и его заместителям.
В своей деятельности бухгалтер-кассир руководствуется: нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы; уставом предприятия; правилами внутреннего трудового распорядка предприятия; приказами и распоряжениями директора предприятия; распоряжениями главного бухгалтера и его заместителей; настоящей должностной инструкцией.
Бухгалтер-кассир должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению кассовых операций; формы кассовых и банковских документов; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности, установленные для предприятия, правила обеспечения их сохранности; порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности; основы организации труда; правила эксплуатации вычислительной техники; основные положения законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Во время отсутствия бухгалтера-кассира его обязанности исполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.
Получать по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства или оформлять их для получения безналичным путем в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов.
Вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.
Составлять описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые.
Составлять кассовую отчетность.
Осуществлять наличные расчеты в установленном порядке с организациями и физическими лицами при оплате работ и услуг предприятия.
Бухгалтер-кассир имеет право:
Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Для организации бухгалтерского учета анализируемое предприятие использует упрощенный рабочий план счетов, так как находится на упрощенной системе налогообложения. (Приложение 32).