Анализ структуры управления персоналом в ГУ-УПФ РФ в Кежемском районе
Изучив документы организации, проведя наблюдения по фактическим показателям, в управлении выявлено следующие отрицательные моменты, сложившиеся в управлении персонала. Анализируя кадровый состав следует отметить на протяжении трех лет существования и небольшую численность организации, сложилась тенденция к значительной текучести кадров, которая вызвана следующими причинами (несоответствующая… Читать ещё >
Анализ структуры управления персоналом в ГУ-УПФ РФ в Кежемском районе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структура управления персоналом рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Процесс управления является общей суммой всех функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Кадровая политика (политика в области управления персоналом) позволяет принимать более взвешенные кадровые решения, организовать процессы с учетом интересов собственников, руководства и персонала.
Назовем факторы, определяющие выбор кадровой политики:
- — стратегические цели и приоритеты организации;
- — характер деятельности организации;
- — размер организации, ее географическое положение;
- — стиль управления;
- — организационная структура и корпоративная культура;
- — экономическая и социальная политика организации.
Для того чтобы определить ценности и принципы организации. Все ценности можно разделить на четыре категории:
- — наши сотрудники;
- — выполнение работы;
- — деловое взаимодействие;
- — отношения в коллективе.
Приведем примеры ценностей для категории «наши сотрудники»:
- — Профессионализм;
- — Узкая специализация;
- — Исполнительность;
- — Самосовершенствование
- — Развитие конкурентных преимуществ;
- — Дисциплинированность;
- — Ответственность;
- — Взвешенность решений;
- — Ценность интересов клиентов, забота о них;
- — Стабильность результатов. 17, c. 563]
Для того чтобы выработанные руководством ценности стали ценностями всего коллектива их необходимо донести до людей, инсталлировать в их сознании. Для этого можно использовать следующие рекомендации:
- 1) Сформировать четкое представление о целях и ценностях.
- 2) Использовать средства корпоративной печати.
- 3) Личный пример.
- 4) Закрепление ценностей через поведенческие стандарты.
- 5) Поощрение работников, демонстрирующих ценности и стандарты поведения организации.
Организационные ценности закрепляются в стандартах, своеобразных «правилах игры» организации. Корпоративные стандарты закрепляются в культурных артефактах: ритуалах и церемониях, истории и мифы, организационная символика, корпоративный язык, внешний вид, принятый стиль одежды, имидж работников, стиль взаимоотношений.
Таблица 1.
Ценности организации определяют принципы, по которым осуществляется управление персоналом.
Функции управления персонала. | Принципы. |
Подбор и расстановка кадров. | Принцип соответствия должности Принцип профессиональной компетенции Принцип практических достижений. |
Формирование и подготовка резерва кадров. | Принцип конкурсности Принцип ротации Принцип проверки делом Принцип систематичности оценки. |
Оценка и аттестация. | Принцип надежности методов оценки Принцип объективности методов оценки. |
Развитие персонала. | Принцип систематичности и саморазвития. |
Мотивация и стимулирование. | Принцип соответствия вознаграждения результатам труда Принцип стимулирования и сочетания его методов. |
Постановка целей в области управления персоналом позволяет:
- — наглядно представить желаемое состояние системы на стратегический период;
- — определить направления и конкретные действия по эффективному управлению персоналом;
- — способствует формированию единства внутри службы персонала, укреплению корпоративного духа, стимулирует, вдохновляет сотрудников.
Для формулирования целей кадровой политики полезно ответить на следующие вопросы:
— кто персонал компании; что вы знаете о реальной жизни, поведении, ожиданиях и ценностях людей работающих в организации?
управление персонал мотивация.
Рисунок — 1. Этапы формирования структуры управления персоналом
Формирование структуры управления персоналом является обязательным и для ГУ-УПФРФ, так как на современном этапе происходят серьезные изменения и складываются новые отношения и подходы к управлению человеческими ресурсами. Руководители стали смотреть на участие работников в повышении эффективности деятельности, на повышение производительности и качества работы стратегически.
Стратегическая роль структуры управления человеческими ресурсами является особенно существенной и для управлений.
В выпускной работе поставлена задача проанализировать структуру управления персонала ГУ-УПФР в Кежемском районе. Для этого необходимо изучить характеристику управления и анализ системы управления персоналом ГУ — УПФРФ в Кежемском районе.
Организационная структура — это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.
Организационной структуре Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ в Кежемском районе присущи функциональная и горизонтальная специализация и основной принцип специализации деятельности — функциональный. Сотрудники объединены в подразделения в соответствии с видами деятельности, которые они выполняют.
На рисунке 2 представлена структура ГУ-УПФР в Кежемском районе:
ОНПиВП — отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсии;
ОПП — группа по оценке пенсионных прав застрахованных лиц;
ФЭГ — финансово-экономическая группа;
ПУиВСЗЛгруппа персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;
АХГ — административно-хозяйственная группа.
Рисунок — 2. Организационная структура ГУ-УПФ РФ в Кежемском районе
Руководство Государственным учреждением — Управлением пенсионного фонда РФ в Кежемском районе Красноярского края осуществляет начальник, который назначается на должность приказом управляющего Отделения ПФР по Красноярскому краю.
Начальник Управления:
- — несет всю полноту ответственности за выполнение работы возложенной на Управление, является распорядителем средств и несет ответственность за правильное использование этих средств:
- — принимает решения о назначении (перерасчете) государственных пенсий, издает приказы и дает указания, обязательные для работников Управления;
- — обеспечивает подбор, расстановку кадров и их обучение на рабочем месте;
- — заключает и расторгает трудовые договора с работниками Управления;
- — без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договора.
- — решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.
Одним из важнейших элементов управления персоналом является характеристика персонала организации. В выпускной работе приводится анализ структуры персонала по следующим признакам: возрастному, половому, образовательному и стажу.
Анализ половозрастной структуры персонала ГУ — УПФР в Кежемском районе на рисунке 3 показывает, что доля женщин является преобладающей и составляет 81%.
Рисунок — 3. Структура персонала по половому признаку
Коллектив управления преимущественно молодой и зрелого возраста, поэтому при формировании политики в области управления персоналом необходимо вести подбор специалистов. Проведение отбора и подготовка специалистов необходима на дальнейшую перспективу для предстоящей замены работников, уходящих на пенсию.
Рисунок — 4. Структура по возрастному признаку
Анализ уровня образования сотрудников ГУ — УПФРФ в Кежемском районе представлен на рисунке 5.
Рисунок — 5. Уровень образования сотрудников ГУ-УПФРФ Кежемского района
В Государственном учреждении — Управлении Пенсионного фонда РФ в Кежемском районе Красноярского края наблюдается тенденция к увеличению уровня образования сотрудников (24% повышают свой образовательный уровень).
Рисунок — 6. Кадровый состав ГУ-УПФРФ в Кежемском районе
Анализируя персонал управления, следует отметить, что необходимо работать в направлении подбора персонала. По образованию и кадровому составу специалистов сложилось благоприятное положение в управлении персоналом.
Анализ структуры управления персоналом будет неполным без анализа сложившейся системы управления, которая включает в себя следующие основные направления:
- 1) подбор и расстановка кадров;
- 2) формирование резерва и подготовка;
- 3) оценка и обучение;
- 4) мотивация.
В ГУ — УПФРФ в Кежемском районе за период существования учреждения из 22-х сотрудников, имеющихся по штатному расписанию за три года уволилось 7 специалистов, что составляет 30%. Подбор кадров производился по следующим основным критериям: уровень образования, послужной список и личные характеристики. При собеседовании сотрудникам разъяснялись основные должностные обязанности и требования, предъявляемые к специалистам. При заключении трудовых договоров оговаривался испытательный срок.
В Управлении придается большая значимость подбору персонала проводится работа по отбору специалистов для работы на перспективу. Работа по поиску кадров проводится системно и целенаправленно, используя при этом следующие методы:
- а) через СМИ;
- б) личные связи;
- в) образовательные организации («вузы»).
Обучение специалистов осуществляется внутри управления, с выездом в ГУ — ОПФРФ по Красноярскому краю, что является положительным моментом в повышении квалификации специалистов, но к сожалению отсутствует специальные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по пенсионному обеспечению.
Одним из важнейших элементов процесса управления персонала, является необходимость постоянно оценивать достижения результаты деятельности работников. Для оценки деятельности работников в управлении существует разработанная и предложенная шкала ГУ — ОПФРФ по Красноярскому краю, где учитываются основные критерии и деятельность специалистов оценивается еженедельно.
Аттестация сотрудников — позволяет произвести оценку специалистов для поощрения и обеспечивает надлежащее управление и продвижение сотрудников в учреждении.
Как и в любой организации в управлении используется система мотивации сотрудников.
Системой оплаты труда предусмотрены надбавки к должностному окладу, размер которых зависит от должности и выполняемых задач, уровня квалификации и образования, опыта работы. Порядок установления надбавок разработан в Положении о порядке установления работникам ГУ-УПФР в Кежемском районе надбавок к должностным окладам за высокую квалификацию, за особые условия и специальный режим работы специалистам Управления и надбавок за сложность, напряженность и высокие достижения в труде обслуживающему персоналу. Надбавки устанавливаются по представлению руководителей подразделений, дифференцированно к должностному окладу в зависимости от занимаемой должности и с учетом соответствующего образования согласно должностной инструкции, стажа работы и практического опыта, его трудового вклада и отношения к исполнению своих должностных обязанностей, и утверждаются начальником Управления, и могут меняться, если специалист повышает или понижает свою результативность.
Также разработано Положение о премировании работников Управления, в котором предусмотрено, что премии выплачиваются за своевременное и качественное выполнение своих должностных обязанностей за отчетный период с учетом фактически отработанного времени и личного вклада работника в общие результаты работы. Система премирования предназначена для усиления материальной заинтересованности работников Управления в результатах своего труда.
Для проведения любых изменений в организации необходимо получить информацию о ее проблемах и возможностях, чтобы разработать конкретную политику осуществления изменений. При проведении диагностики проблемных ситуаций организаций обычно используются четыре подхода:
Опросы и интервью с сотрудниками. Преимущество опросов и интервью состоит в том, что их проведение позволяет вступить в прямой контакт с людьми, вовлеченными в ситуацию. Недостатками интервью является то, что сотрудники часто не испытывают желания раскрыть свои проблемы лицом к лицу с проводящим оценку.
Письменные вопросники позволяют отвечающим на вопросы сохранить анонимность. Этот метод имеет то преимущество, что все опрашиваемые отвечают на вопросы в одном формате, что дает возможность сравнивать и проанализировать их ответы.
Во многих случаях хорошие результаты при диагностике дают простые наблюдения.
Анализ отчетов, докладных записок и прочих доступных материалов. В данной работе основным методом был выбран метод письменного вопросника, а также использовались наблюдения и анализ документов. После проведенного анализа разработанных вопросников предназначенных для оценки системы управления персоналом организации были выбраны два: Интервью для общей ориентации. Цель интервью получить общее представление о работе подразделения организации и о тех проблемах, с которыми сталкивается подразделение.
Организационная диагностика по выявлению проблемной области. Цель вопросника выявить наиболее значимые для подразделения проблемные области. Выявление проблемных областей дает возможность определить наиболее эффективные направления проведения изменений в подразделении.
В проведении диагностики по вопросникам было задействовано 15 респондентов подразделения, которым было предложено заполнить выбранные вопросники. Результаты опроса и их анализ приведен ниже.
Интервью для общей ориентации позволило выявить основные проблемы, с которыми сталкивается управление при реализации своей деятельности. Перечень проблем приводится в таблице 2.
Таблица 2.
Перечень проблем управления по результатам интервью.
Проблемы. | Повторяемость. |
Задачи (Цели). | |
Нет должного планирования Законодательство (постоянные новшества, противоречия) Не реальность целей и сроков. |
|
Организация (структура). | |
Часто возникают не предвиденные ситуации Нет четкой организации труда Много дополнительной работы (переделок) Нехватка техники, несовершенство программного обеспечения Нехватка специалистов Нерациональный режим работы. Однообразная работа. |
|
Взаимоотношения (координация). | |
Возникают конфликты с другими подразделениями Конфликты с другими подразделениями из-за сроков предоставления информации Несогласованность районных подразделений Много сплетен, пересудов информация в виде слухов Нет согласованности с вышестоящей организацией. |
|
Мотивация (оценка). | |
Не применяются методы охраны труда и здоровья Климат в коллективе на «3». Нет критериев оценки работы Повышение квалификации только платно Нет возможности повысить квалификацию Нет критериев хорошей работы и обратной связи Недостаточно поощрения хорошо сделанной работы Невысокая з/плата Нет возможности карьерного роста. |
|
Лидерство (поддержка). | |
Нет представления о реальном положении дел на местах Забота о внешнем лоске. | |
Отношение к изменениям. | |
Инициатива не поощряется Можно стать «козлом отпущения». |
Были высказаны рекомендации: возможности в повышении профессионального мастерства, модернизация программного обеспечения помогло бы справиться с проблемами в законодательстве, повышение квалификации.
По опросу можно сделать вывод о том, что основными проблемами, с которыми сталкиваются работники при реализации деятельности являются проблемы, связанные с такими внешними для управления причинами как несовершенство и постоянное изменение законодательных актов, неясность миссии и основных целей организации. Большой блок проблем связан с организацией работы: с большим объемом работ и нехваткой специалистов, это в том числе вызвано проблемой нехватки техники и несовершенством программного обеспечения, а также большим количеством непредвиденных ситуаций, не позволяющих эффективно планировать и организовывать работу. Можно сделать вывод, что оценка персонала производиться не в полном объеме и критерии индивидуального результата труда работника учитываются, не отражают в полном объеме достижения и заслуги специалистов.
Для более комплексного анализа проблем в работе был проведен опрос по выявлению проблемных областей по восьми направлениям. Результаты опроса приведены в таблицах 3−4 :
Таблица 3.
Результаты опроса по выявлению проблемных областей подразделения.
№. | Вопросы. | |||||||
Я хорошо представляю себе цели этой компании. | ||||||||
Организация работы в компании является эффективной. | ||||||||
Менеджеры всегда готовы выслушать новые идеи. | ||||||||
Меня поощряют в моем стремлении развивать мои способности. | ||||||||
У моего непосредственного начальника есть полезные идеи, помогающие в работе мне и моей рабочей группе. | ||||||||
Мой непосредственный начальник поддерживает меня и помогает мне в работе. | ||||||||
В компании производится регулярная оценка процедур и форматов с точки зрения их соответствия текущим требованиям. | ||||||||
Мы регулярно достигаем намеченных целей. | ||||||||
Цели организации четко определены. | ||||||||
Должностные инструкции и линии команд являются гибкими. | ||||||||
Мне всегда есть с кем обсудить проблемы, связанные с работой. | ||||||||
Жалованье, которое я получаю, соответствует моей заботе. | ||||||||
У меня есть все ресурсы и информация, необходимая для работы. | ||||||||
Стиль руководства менеджеров высшего звена нацелен на поддержку сотрудников и продуктивен. | ||||||||
Мы постоянно пересматриваем наши методы работы и улучшаем их. | ||||||||
Результаты являются следствием целенаправленной работы сотрудников для их достижения. | ||||||||
Я чувствую себя мотивированном для выполнения своей работы. | ||||||||
Распределение обязанностей является четким и понятным. | ||||||||
У меня хорошие взаимоотношения с членами моей рабочей группы. | ||||||||
В компании существуют хорошие возможности продвижения по служебной лестнице. | ||||||||
В компании установлены реалистические цели. | ||||||||
Моя работа регулярно оценивается моим начальником. | ||||||||
Существуют моменты, когда мне хотелось бы спокойно обдумать, что можно изменить в моей работе. | ||||||||
Сотрудники стремятся к снижению затрат и наилучшему использованию ресурсов. | ||||||||
Приоритеты организации осознаются всеми сотрудниками. | ||||||||
Происходит постоянный поиск улучшения методов нашей работы. | ||||||||
Мы эффективно взаимодействуем друг с другом для выполнения поставленных задач. | ||||||||
Все задачи и виды работ в компании поощряются и адекватно оцениваются. | ||||||||
Подразделения эффективно взаимодействуют для выполнения поставленных задач. | ||||||||
Существующая в компании команда менеджеров обеспечивает эффективное лидерство. | ||||||||
Компания имеет внутренние возможности для осуществления изменений. | ||||||||
Работа, которую мы выполняем, всегда является нужной и результативной. | ||||||||
В моей сфере деятельности цели и обязанности всех сотрудников определены четко. | ||||||||
То, как организована работа в компании, вызывает чувство удовлетворения. | ||||||||
Конфликты разрешаются таким образом, что окончательные решения понятны и всеми принимаются. | ||||||||
Все результаты индивидуальной деятельности оцениваются исходя из общепринятых стандартов. | ||||||||
Другие подразделения помогают моему подразделению, если в этом есть необходимость. | ||||||||
Стиль руководства моего начальника помогает мне исполнить мою работу. | ||||||||
В компании поощряются творческий подход и инициатива. | ||||||||
Сотрудники всегда стараются выполнить работу как можно лучше. | ||||||||
Сумма. |
Таблица 4
Подведение итогов исследования.
Количество ответов. | Основные задачи. | Структура. | Взаимоотношение между людьми. | Мотивация. |
Согласных. | ||||
Нейтральных. | ||||
Не согласных. | ||||
Количество ответов. | Поддержка. | Лидерство руководства. | Отношение к изменениям. | Результаты деятельности. |
Согласных. | ||||
Нейтральных. | ||||
Не согласных. |
На основании проведенного управленческого анализа деятельности Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ в Кежемском районе Красноярского края можно сделать следующие выводы.
Существующая организационная структура ГУ-УПФР в Кежемском районе оптимальна для данной организации, так как созданы небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом, небольшое число уровней руководства, наличие в структуре групп специалистов, высокая производительность. В функциональной структуре есть свои преимущества: эффективность за счет специализации деятельности; профессионализм на отдельную операцию и ответственность за эту операцию; централизованный контроль за стратегическими решениями; дифференциация и делегирование полномочий. И свои недостатки: большая нагрузка на специалистов; узкая специализация подразделений; трудности координации; ограниченная возможность для развития менеджеров; сложность замены; размывание ответственности за весь процесс.
Изучив документы организации, проведя наблюдения по фактическим показателям, в управлении выявлено следующие отрицательные моменты, сложившиеся в управлении персонала. Анализируя кадровый состав следует отметить на протяжении трех лет существования и небольшую численность организации, сложилась тенденция к значительной текучести кадров, которая вызвана следующими причинами (несоответствующая заработная плата и большая загруженность). Следующей отрицательной стороной сложившейся системы управления персоналом имеется то, что подбор кадров при создании управления был действительно проведен по личным связям. На дальнейшую перспективу необходимо реализовать и привести в систему, для этого нужно проводить его последовательно и более основательно с использованием различных методов подбора специалистов. Из анализа проведенного опросника следует, что оценка персонала производиться не в полном объеме и необходимо пересмотреть имеющийся критерий оценки работника, для того, что бы избежать уравниловки. Изучив данные опросника, необходимо пересмотреть мотивацию, сложившуюся в управлении. Считаю необходимым использовать дополнительно к методам финансового стимулирования и нематериальные (моральные и психологические). По данным опросника видно, что необходимо постоянно и целенаправленно проводить анализ взаимодействия между группами и отделами, а также между специалистами внутри групп. Из проведенного анализа, следует отметить что кроме, преимуществ существующая система управления персоналом ГУ — УПФРФ в Кежемском районе имеет следующие недостатки и проблемы: недостаточный уровень образования и опыта работы; текучесть кадров и сложность подбора компетентных специалистов большая загруженность специалистов; отсутствие эффективных критериев оценки персонала; «уравниловка» при мотивации специалистов; отсутствие системы обучения и повышения квалификации в области пенсионного обеспечения; не разработана единая система планирования карьеры; неэффективное командное взаимодействие в учреждении. Подводя итоги вышесказанного можно отметить в ГУ — УПФРФ отсутствует слаженная структура в области управления персоналом и работа в данном направлении ведется бессистемно. Основная задача, которая стоит перед нами — разработать структуру управления персоналом, для улучшения работы с персоналом.