Цели и задачи маркетинга в повышении конкурентоспособности инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий
На вопрос: «Какие главные УГРОЗЫ для Вашего бизнеса Вы ожидаете от финансового кризиса?» девять из пятнадцати респондентов ответили, что отрицательное влияние кризиса связано в первую очередь с падением спроса на продукцию, со снижением платежеспособности предприятий и населения. Причинно-следственные связи между угрозами позволяют сделать вывод, что главным негативным последствием мирового… Читать ещё >
Цели и задачи маркетинга в повышении конкурентоспособности инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Переход Российской экономики на новый, инновационный путь развития, основу которого определяет высокотехнологичный сегмент экономики, осложняется нестабильностью экономики в целом, неразвитостью механизмов адаптации высокотехнологичных предприятий к изменяющейся рыночной среде и т. д.
Все экономические субъекты в высокотехнологичных отраслях сталкиваются с некоторыми общими проблемами, характерными для этих сфер экономики: быстрой изменчивостью окружающей среды, неопределенностью перспектив развития рынка и отрасли, быстрым технологическим старением продукции и появлением на рынке технологий-конкурентов.
Барьеры на вхождение в высокотехнологичную отрасль:
Технологический барьер, Потребность в капитале (финансовый барьер),.
Доступ к факторам производства, Политический барьер Потенциальные конкуренты Угроза со стороны потенциальных конкурентов ВП.
Факторы, определяющие соперничество в высокотехнологичной отрасли:
Рост отрасли, Различия между высокотехнологичными продуктами, Издержки переключения, Концентрация и равновесие высокотехнологичных компаний в отрасли, Информационное обеспечение, Доля корпораций, Барьеры выхода из отрасли Экономические субъекты, занимающиеся производством и реализацией высокотехнологичной продукции, вынуждены преодолевать такие сложности, как зависимость от узкого целевого сегмента, снижение рентабельности, связанное с дополнительным расходами на адаптацию продукции к потребностям этого сегмента и оказанием сопутствующих услуг, нехватка специфических ресурсов. Анализ проблем, с которыми сталкиваются высокотехнологичные предприятия в своей инновационной деятельности, показывает недостаточное внимание к проблемам маркетинга, к вопросам увеличения конкурентоспособности и развития конкурентных преимуществ.
Ниже приведены результаты", которые были получены в ходе опроса 15 высокотехнологичных компаний Зеленоградского АО г. Москвы.
Высокотехнологичным предприятиям региона в ходе интервью было предложено ответить на ряд вопросов, позволяющих выяснить проблемы и перспективы развития высокотехнологичных предприятий.
На вопрос: «Какие главные УГРОЗЫ для Вашего бизнеса Вы ожидаете от финансового кризиса?» девять из пятнадцати респондентов ответили, что отрицательное влияние кризиса связано в первую очередь с падением спроса на продукцию, со снижением платежеспособности предприятий и населения. Причинно-следственные связи между угрозами позволяют сделать вывод, что главным негативным последствием мирового финансово-экономического кризиса стало падение платежеспособности населения страны. Как следствие этому упала хозяйственная активность предприятий, в том числе работающих в высокотехнологичных отраслях, возникли сложности с расчетами между хозяйствующими субъектами, снизилась их платежеспособность и рентабельность.
Ввиду этого особенное значение придается вопросу коммерциализации инноваций как фактору, способному обеспечить конкурентоспособность продукции высокотехнологичных предприятий в условиях финансового кризиса.
Перспективы компании связывают в основном с поиском новых путей решения существующих проблем: новые ценовые стратегии, управление затратами, качеством. Среди участников исследования почти 25% компаний отказались отвечать на поставленный вопрос по причине отсутствия на их взгляд возможностей в период кризиса.
Факторами успеха своего бизнеса в условиях кризиса большинство компаний называют наличие постоянной клиентской базы, квалификацию кадров, финансы.
Препятствуют развитию бизнеса отсутствие финансов в достаточном количестве, зависимость от импорта, нехватка производственных мощностей, их моральное и физическое старение, Помимо этого, 4 компании не в полной мере используют маркетинговый потенциал.
Важная, роль в реализаций государственной инновационной политики отводится субъектам малого предпринимательства, успешность которых зависит: от эффективности внутрикорпоративного маркетинга.
Определение приоритетов в поддержке малого инновационного предпринимательства должно базироваться на взвешенных решениях, информационную основу которых составляют комплексные маркетинговые исследования инновационных процессов в экономике. Одним из важных направлений аналитической работы на рынке высоких технологий является изучение проблем, связанных: с конкурентоспособностью инновационных изделий и предприятий их производящих.
Согласно первому подходу, конкурентоспособность фирмы определяется, как ее способность производить конкурентоспособный товар, при этом конкурентоспособность товара можно определить как степень реального или потенциального (в случае стратегического планирования или прогнозирования) удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке [6, с. 245].
Другой подход привязывает понятие конкурентоспособности фирмы к качественным характеристикам ее деятельности (доля рынка, эффективность функционирования, эффективность управления и т. п.). Между данными подходами к определению конкурентоспособности нет принципиальных различий, так как конкурентоспособный товар предполагает продвижение его на конкурентный рынок, что возможно в условиях обеспечения фирмой-производителем наличия необходимых потребительских характеристик данного товара при одновременном получении достаточной прибыли от его продажи.
Однако, в рамках данного исследования, первый подход представляет больший интерес, поскольку он рассматривает вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятия как процесс разработки и внедрения инноваций.
Как видно из рис. 1.2.3, процесс обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия за счет использования инноваций будет иметь успех только в том случае, если будет создан механизм продвижения инноваций на рынок высоких технологий. Таким механизмом является инновационный маркетинг, основанный на информационных технологиях и современных маркетинговых коммуникациях.
С целью обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия, его маркетинговая деятельность должна быть пересмотрена с позиции соответствия современным рыночным условиям.
Основываясь на традиционных постулатах, в маркетинг необходимо вносить инновационные решения, способные повысить эффективность маркетинговой деятельности предприятия, а вместе с ней обеспечить рост конкурентоспособности всего высокотехнологичного предприятия.
В основе маркетинговой составляющей должен быть так называемый латеральный подход, который позволяет нестереотипно подойти к решению первоочередных задач инновационной деятельности. К ним относятся:
Однозначная и полная идентификация объекта управления (инновационно-активных предприятий) на основе создания системы индикаторов с целью выбора адекватной их научно-технической деятельности миссии, цели, стратегии инновационного маркетинга;
Разработка на базе полученной информации обоснованной инновационной маркетинговой политики и инновационной программы, соответствующей специфике и особенностям инновационного производства;