Информационная база стратегического анализа
Стратегические информационные потребности предприятия включают все, что может повлиять на долгосрочную деятельность предприятия, непредвиденные случайности, связанные с изменениями в среде, даже информацию о событиях, которые находятся вне границ деятельности и влияния, но могут изменить судьбу предприятия. Стратегические информационные потребности зависят от тех стратегических целей, которые… Читать ещё >
Информационная база стратегического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс управления организацией — это процесс оценки и анализа информации. От того, насколько информация качественная по содержанию, своевременна и пригодна для обработки, зависит качество управленческого решения.
Стратегическая информация характеризуется рядом отличий, обусловленных характером процесса принятия управленческих решений:
- — ориентация не на внутренние параметры деятельности организации, а на ее место во внешней и промежуточной среде;
- — анализ информации в условиях вероятности;
- — прогнозный характер результатов обработки информации;
- — большая вероятность субъективного толкования информативных показателей;
- — межфункциональный характер информации (необходимость информационного обеспечения отдельных бизнес-процессов), что приводит к необходимости оперирования большими объемами аналитической и финансовой информации.
На базе стратегической информации принимаются стратегические решения, которые потом преобразуются в стратегии и организационные, финансово-экономические, социально-психологические, методические и другие инструменты, с помощью которых осуществляется стратегический процесс.
Стратегические решения непосредственно определяют судьбу предприятия, влияет на его развитие и жизнедеятельность. Обоснованность принимаемых решений зависит от информации, на которой они основаны, а цена ошибок постоянно растет.
Информационная база стратегического анализа — это постоянно действующая система взаимосвязей специалистов, оборудования и концептуальных моделей, предназначенных для сбора, классификации, анализа и оценки информации, необходимой для стратегического управления.
Источником такой информации является среда. По степени связи элементов среды со стратегическим управлением предприятия различают следующие его составляющие:
- — макроокружение (внешняя среда);
- — непосредственное окружение (промежуточная среда);
- — внутренняя среда.
Стратегический анализ макросреды включает изучение экономики государства, правового регулирования, политических процессов, природных условий и ресурсов, социальных аспектов в стратегию развития предприятия. Эти элементы макроокружения не имеют прямой связи с предприятием, но влияют на формирование общей атмосферы бизнеса. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы и другие. Оно охватывает тех участников рынка, с которыми предприятие имеет прямые отношения или которые непосредственно влияют на его деятельность.
Таблица 1. Источники информации предприятия.
Объекты изучения. | Источники информации. |
Изучение внешней среды (макроокружение). | |
Органы законодательной власти; Правительство; Местные органы власти; Общественные организации; Международные организации; Политические партии. | Законодательство; Результаты исследований и разработок; Специальные источники информации; Средства массовой информации; Конференции, ярмарки. |
Изучение внутренней среды. | |
Подсистемы предприятия; Процессы производства и управления; Связи внутри и вне предприятия. | Формы отчетности; Внутренняя нормативная документация; Собственные НИОКР (постоянные и разовые. |
Изучение промежуточной среды (непосредственное окружение). | |
Потребители; Поставщики; Конкуренты. | Средства массовой информации, периодическая печать; Результаты исследований отраслевых НИИ; Собственные исследования; Целевые заказные исследования специализированных организаций. |
Стратегический анализ внутренней среды выявляет возможности и потенциал, на который предприятие опирается в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутреннюю среду составляют следующие элементы предприятия: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Макроокружение и непосредственное окружение вместе составляют внешнюю среду. Таким образом, объекты стратегического анализа размещаются в трех частях среды: макроокружения, непосредственного внутри предприятия. Они имеют разное влияние на стратегию деятельности предприятия.
Эффективность стратегического анализа зависит от количества и качества элементов, составляющих его информационную базу. Это означает, что специалисты-аналитики до анализа стратегии предприятия должны определить границы анализа среды. На определение этих ограничений для целей стратегического анализа влияют следующие основные факторы: количество и характер важнейших элементов среды; ограничение анализа среды рамками времени. В краткосрочном периоде предприятие во многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые в основном влияют на его текущее функционирование. В долгосрочном периоде у предприятия появляются возможности исследовать общий характер внешней среды. Когда определены наиболее значимые факторы среды предприятия, необходимо получить о них всю возможную информацию.
Формирование информационной базы стратегического анализа начинается со сбора информации о критических элементах среды следующими способами:
- — сканирование среды, т. е. поиск уже сформированной информации, которая существует в ретроспективе;
- — мониторинг среды, т. е. отслеживание текущей и новой информации;
- — прогнозирование — попытка представить информацию о будущем состоянии среды.
Для анализа информации на предприятии создается специальная система оценки внешней среды, которая предусматривает проведение специальных наблюдений, связанных с особыми событиями, и регулярных наблюдений за состоянием важных для предприятия внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться различными способами.
Наиболее распространенными среди них являются:
- — анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
- — участие в профессиональных конференциях;
- — изучение мнений сотрудников предприятия;
- — проведение совещаний по проблемным вопросам на предприятии;
- — анализ опыта деятельности предприятия.
Изучение компонентов макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они находились ранее или находятся сейчас. Нужно выявить тенденции, характерные для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы определить, что грозит предприятию и какие возможности могут открыться перед ним в будущем. Система стратегического анализа дает необходимый эффект, если она поддерживается руководством предприятия и обеспечивает его информацией, тесно связанной с системой планирования на предприятии. Все ключевые стратегические показатели деятельности предприятия вместе с показателями, которые характеризуют производственный процесс, могут количественно оцениваться и отражаться в отчетах предприятия и его подразделений. При составлении отчетов, позволяющих контролировать стратегический процесс, следует придерживаться следующих общепринятых правил:
- — информация и система отчетности должны содержать данные не более чем это необходимо для выяснения надежной картины настоящего времени;
- — информация должна быть необходимой и достаточной для понятия своевременных управленческих решений;
- — статистические отчеты должны отражать отклонения от плановых показателей, чтобы привлечь внимание менеджеров и руководства до выяснения причин отклонений от поставленных задач развития предприятия;
- — отчеты и статистические данные должны быть своевременными и предоставлять возможность оперативно корректировать деятельность предприятия.
Отчетная и другая информация дает возможность аналитикам оценить показатели и обеспечить условия для внедрения новых разработок и действий, которые будут способствовать улучшению выполнения или конкретизации стратегии.
Внешними источникам информации стратегического анализа являются:
- — обзоры рынка;
- — аналитические статьи;
- — реклама;
- — статистика;
- — базы данных;
- — оценки экспертов;
- — информация об уже проведённых исследованиях.
Стратегические информационные потребности предприятия включают все, что может повлиять на долгосрочную деятельность предприятия, непредвиденные случайности, связанные с изменениями в среде, даже информацию о событиях, которые находятся вне границ деятельности и влияния, но могут изменить судьбу предприятия. Стратегические информационные потребности зависят от тех стратегических целей, которые предприятие ставит перед собой. В таблице 2 представлены сферы возникновения информации при формировании базы статистических данных на разных этапах стратегического планирования. Чем качественнее информация, тем более достоверными становятся планы коммерческой организации.
Таблица 2 — Информационная основа стратегического управления.
Сферы возникновения информации. | База данных планирования. | Плановая процедура. |
Внутригосударственная экономическая информация Международная экономическая информация Международная экономическая информация Отраслевая информация Научно-техническая информация Информация о ресурсах Внутрифирменная информация. | Тенденции и прогнозы национального и мирового развития; Тенденции развития отрасли и характеристика рынков:
Условия конкуренции:
мощностей;
принципы и методы управления и т. д. | Выявление тенденций в экономике, прогнозирование внешней среды Анализ отраслевых особенностей Прогнозирование развития и оценка изменений в типах продукции, техники, анализ рынков сбыта Оценка условий конкуренции:
|
Решения. | Сформулировать стратегию конкурентной борьбы для выпускаемой продукции. | Оценить возможности и методы вхождения в новые отрасли. |
Проведение системных стратегических исследований, отвечающих вышеназванным особенностям можно назвать системой стратегического мониторинга среды функционирования организации.
стратегический анализ внешний среда.