Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Информационная база стратегического анализа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегические информационные потребности предприятия включают все, что может повлиять на долгосрочную деятельность предприятия, непредвиденные случайности, связанные с изменениями в среде, даже информацию о событиях, которые находятся вне границ деятельности и влияния, но могут изменить судьбу предприятия. Стратегические информационные потребности зависят от тех стратегических целей, которые… Читать ещё >

Информационная база стратегического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс управления организацией — это процесс оценки и анализа информации. От того, насколько информация качественная по содержанию, своевременна и пригодна для обработки, зависит качество управленческого решения.

Стратегическая информация характеризуется рядом отличий, обусловленных характером процесса принятия управленческих решений:

  • — ориентация не на внутренние параметры деятельности организации, а на ее место во внешней и промежуточной среде;
  • — анализ информации в условиях вероятности;
  • — прогнозный характер результатов обработки информации;
  • — большая вероятность субъективного толкования информативных показателей;
  • — межфункциональный характер информации (необходимость информационного обеспечения отдельных бизнес-процессов), что приводит к необходимости оперирования большими объемами аналитической и финансовой информации.

На базе стратегической информации принимаются стратегические решения, которые потом преобразуются в стратегии и организационные, финансово-экономические, социально-психологические, методические и другие инструменты, с помощью которых осуществляется стратегический процесс.

Стратегические решения непосредственно определяют судьбу предприятия, влияет на его развитие и жизнедеятельность. Обоснованность принимаемых решений зависит от информации, на которой они основаны, а цена ошибок постоянно растет.

Информационная база стратегического анализа — это постоянно действующая система взаимосвязей специалистов, оборудования и концептуальных моделей, предназначенных для сбора, классификации, анализа и оценки информации, необходимой для стратегического управления.

Источником такой информации является среда. По степени связи элементов среды со стратегическим управлением предприятия различают следующие его составляющие:

  • — макроокружение (внешняя среда);
  • — непосредственное окружение (промежуточная среда);
  • — внутренняя среда.

Стратегический анализ макросреды включает изучение экономики государства, правового регулирования, политических процессов, природных условий и ресурсов, социальных аспектов в стратегию развития предприятия. Эти элементы макроокружения не имеют прямой связи с предприятием, но влияют на формирование общей атмосферы бизнеса. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы и другие. Оно охватывает тех участников рынка, с которыми предприятие имеет прямые отношения или которые непосредственно влияют на его деятельность.

Таблица 1. Источники информации предприятия.

Объекты изучения.

Источники информации.

Изучение внешней среды (макроокружение).

Органы законодательной власти;

Правительство;

Местные органы власти;

Общественные организации;

Международные организации;

Политические партии.

Законодательство;

Результаты исследований и разработок;

Специальные источники информации; Средства массовой информации;

Конференции, ярмарки.

Изучение внутренней среды.

Подсистемы предприятия;

Процессы производства и управления;

Связи внутри и вне предприятия.

Формы отчетности;

Внутренняя нормативная документация;

Собственные НИОКР (постоянные и разовые.

Изучение промежуточной среды (непосредственное окружение).

Потребители;

Поставщики;

Конкуренты.

Средства массовой информации, периодическая печать;

Результаты исследований отраслевых НИИ;

Собственные исследования;

Целевые заказные исследования специализированных организаций.

Стратегический анализ внутренней среды выявляет возможности и потенциал, на который предприятие опирается в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутреннюю среду составляют следующие элементы предприятия: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Макроокружение и непосредственное окружение вместе составляют внешнюю среду. Таким образом, объекты стратегического анализа размещаются в трех частях среды: макроокружения, непосредственного внутри предприятия. Они имеют разное влияние на стратегию деятельности предприятия.

Эффективность стратегического анализа зависит от количества и качества элементов, составляющих его информационную базу. Это означает, что специалисты-аналитики до анализа стратегии предприятия должны определить границы анализа среды. На определение этих ограничений для целей стратегического анализа влияют следующие основные факторы: количество и характер важнейших элементов среды; ограничение анализа среды рамками времени. В краткосрочном периоде предприятие во многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые в основном влияют на его текущее функционирование. В долгосрочном периоде у предприятия появляются возможности исследовать общий характер внешней среды. Когда определены наиболее значимые факторы среды предприятия, необходимо получить о них всю возможную информацию.

Формирование информационной базы стратегического анализа начинается со сбора информации о критических элементах среды следующими способами:

  • — сканирование среды, т. е. поиск уже сформированной информации, которая существует в ретроспективе;
  • — мониторинг среды, т. е. отслеживание текущей и новой информации;
  • — прогнозирование — попытка представить информацию о будущем состоянии среды.

Для анализа информации на предприятии создается специальная система оценки внешней среды, которая предусматривает проведение специальных наблюдений, связанных с особыми событиями, и регулярных наблюдений за состоянием важных для предприятия внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться различными способами.

Наиболее распространенными среди них являются:

  • — анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
  • — участие в профессиональных конференциях;
  • — изучение мнений сотрудников предприятия;
  • — проведение совещаний по проблемным вопросам на предприятии;
  • — анализ опыта деятельности предприятия.

Изучение компонентов макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они находились ранее или находятся сейчас. Нужно выявить тенденции, характерные для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы определить, что грозит предприятию и какие возможности могут открыться перед ним в будущем. Система стратегического анализа дает необходимый эффект, если она поддерживается руководством предприятия и обеспечивает его информацией, тесно связанной с системой планирования на предприятии. Все ключевые стратегические показатели деятельности предприятия вместе с показателями, которые характеризуют производственный процесс, могут количественно оцениваться и отражаться в отчетах предприятия и его подразделений. При составлении отчетов, позволяющих контролировать стратегический процесс, следует придерживаться следующих общепринятых правил:

  • — информация и система отчетности должны содержать данные не более чем это необходимо для выяснения надежной картины настоящего времени;
  • — информация должна быть необходимой и достаточной для понятия своевременных управленческих решений;
  • — статистические отчеты должны отражать отклонения от плановых показателей, чтобы привлечь внимание менеджеров и руководства до выяснения причин отклонений от поставленных задач развития предприятия;
  • — отчеты и статистические данные должны быть своевременными и предоставлять возможность оперативно корректировать деятельность предприятия.

Отчетная и другая информация дает возможность аналитикам оценить показатели и обеспечить условия для внедрения новых разработок и действий, которые будут способствовать улучшению выполнения или конкретизации стратегии.

Внешними источникам информации стратегического анализа являются:

  • — обзоры рынка;
  • — аналитические статьи;
  • — реклама;
  • — статистика;
  • — базы данных;
  • — оценки экспертов;
  • — информация об уже проведённых исследованиях.

Стратегические информационные потребности предприятия включают все, что может повлиять на долгосрочную деятельность предприятия, непредвиденные случайности, связанные с изменениями в среде, даже информацию о событиях, которые находятся вне границ деятельности и влияния, но могут изменить судьбу предприятия. Стратегические информационные потребности зависят от тех стратегических целей, которые предприятие ставит перед собой. В таблице 2 представлены сферы возникновения информации при формировании базы статистических данных на разных этапах стратегического планирования. Чем качественнее информация, тем более достоверными становятся планы коммерческой организации.

Таблица 2 — Информационная основа стратегического управления.

Сферы возникновения информации.

База данных планирования.

Плановая процедура.

Внутригосударственная экономическая информация Международная экономическая информация Международная экономическая информация Отраслевая информация Научно-техническая информация Информация о ресурсах Внутрифирменная информация.

Тенденции и прогнозы национального и мирового развития;

Тенденции развития отрасли и характеристика рынков:

  • — анализ рынков по отдельным видам продукции;
  • — техника и технология, новые виды продукции, наиболее перспективные рынки;
  • — цены, продвижение товаров, доступность ресурсов и т. д.

Условия конкуренции:

  • — финансовые условия;
  • — доля рынка;
  • — использование производственных

мощностей;

  • — соотношение цен;
  • — продвижение товаров;
  • — научно-технические преимущества;
  • — основные формы,

принципы и методы управления и т. д.

Выявление тенденций в экономике, прогнозирование внешней среды Анализ отраслевых особенностей Прогнозирование развития и оценка изменений в типах продукции, техники, анализ рынков сбыта Оценка условий конкуренции:

  • — характеристика возможностей основных конкурентов по каждой группе продукции;
  • — сравнение сильных и слабых сторон фирмы и ее конкурентов

Решения.

Сформулировать стратегию конкурентной борьбы для выпускаемой продукции.

Оценить возможности и методы вхождения в новые отрасли.

Проведение системных стратегических исследований, отвечающих вышеназванным особенностям можно назвать системой стратегического мониторинга среды функционирования организации.

стратегический анализ внешний среда.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой