Реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию
Судя по высокопарным, метафорическим названиям курсов, авторы продолжали барочные традиции писателей черниговского литературно-художественного центра, таких как Л. Баранович, И. Величковский, Л. Крщонович, И. Максимович, А. Стаховский. Широко использовали условно-аллегорические образы, античную мифологию, разнообразную орнаментику. Особенно характерным в этом отношении была поэтика преподавателя… Читать ещё >
Реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1784—1786 гг. произошла реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию. При ней был организован музей церковной старины и церковно-археологическая комиссия. Преподаватели семинарии занимались научной работой, публиковались в «Черниговских епархиальных известиях» и журнале «Вера и жизнь».
Наука и образование в Черниговском коллегиуме
Обучение сначала продолжалось 6, а затем 8 лет. В коллегиуме преподавали общеобразовательные предметы: грамматику, латинский и греческий языки, историю, географию, математику, философию. Преподавание велось на латинском, польском и старославянском языках. Первое время было только два преподавателя и префект, с 30-х годов, учителей стало трое.
Бедные студенты Черниговского коллегиума жили в бурсе, которая находилась в бывшей усадьбе П. Полуботка, за рекой Стрижень, и куда в 1776 г. перевели и учебные корпуса этого учебного заведения, реорганизованного в Черниговскую духовную семинарию. Для них выдавали дрова и несколько раз в неделю ржаной хлеб и крупы. Количество учащихся в Черниговском коллегиуме достигала 250−300 человек (Состав учащихся был всесословным, преимущественно дети старшины, духовенства, зажиточных мещан, дворян и козаков со всех концов Украины (наподобие Киевской духовной академии)).
В 1716 году преподаватели Черниговского коллегиума перевели историю Рима Тита Ливия. Не был первый перевод произведений знаменитого историка на славянский язык. Перевод составлявший четыре объемные тома, хранился в Московской патриаршей библиотеке. Интересно, что в одном из томов находилась записка, сделанная рукой Григория Сковороды:
" «Рге году месяца май є о день купил Сковорода, дав восем алтiн» «
В 1717 году бывший учитель Черниговского коллегиума архимандрит Троице-Ильинского монастыря Герман Кононович впервые в Чернигове осуществил издание Нового Завета, где попытался растолковать, прокомментировать не совсем понятные для читателя разделы Нового Завета.
Таким образом, уже в первый период своего существования Черниговский коллегиум благодаря усилиям его основателя И. Максимовича, первого префекта А. Стаховского, других преподавателей превратился в значительный центр просвещения в Левобережной Украине, который был единственным в регионе до создания Харьковского коллегиума.
Именно в это время в Черниговском коллегиуме значительного развития достигло искусство стихосложения, драматургия, переводческая деятельность, происходили диспуты, в которых находили отзывы выдающиеся события общественно-политической жизни того времени.
К настоящему времени сохранилось еще несколько рукописных учебников преподавателей Черниговского коллегиума. Они находились в библиотеке Софийского собора в Киеве и вошли в каталог профессора М. И. Петрова. Сейчас они хранятся в Национальной научной библиотеке им. В. И. Вернадского НАН Украины. «Сад царицы красноречия», 1717 г., «Воспитатель ораторского искусства», 1718 г., риторика префекта И. Дубинского (1724−1725 гг), риторика «Дом Тулианового красноречия», 1726−1727 гг, «Тулий на нивах ораторских «, 1738 Риторики были написаны на латыни.
Судя по высокопарным, метафорическим названиям курсов, авторы продолжали барочные традиции писателей черниговского литературно-художественного центра, таких как Л. Баранович, И. Величковский, Л. Крщонович, И. Максимович, А. Стаховский. Широко использовали условно-аллегорические образы, античную мифологию, разнообразную орнаментику. Особенно характерным в этом отношении была поэтика преподавателя Черниговского коллегиума Иосифа Липьяцького, написана под значительным влиянием эстетики барокко. Курс прочитан в 1735—1736 годах Ныне он хранится во Львовской библиотеке им. В. Стефаника НАН Украины.
Несмотря на то, что лекционные курсы черниговских преподавателей продолжали писаться на латинском языке и базировались на античной теории стихосложения и ораторского искусства, все больше внимания в них уделялось отечественной литературе. Начиная с 30−40-х гг XVIII в. в прикладных разделах появляются образцы украинском и русском языках.
Если в риторике префекта Черниговского коллегиума Фаддея Кокойловича, которая была прочитана в начале 20-х гг XVIII в., образцы на русском языке еще не встречаются, то в рукописной риторике 1748 префекта С. Ново-польского примеры на русском языке занимали уже примерно половину курса.
В Черниговском коллегиуме преподавания русского языка, русской поэзии и риторикирозпочалося во второй половине XVIII в. по тем же печатными учебниками, что и в других учебных заведениях: М. Смотрицкого, А. Байбакова, М. Ломоносова. Латинский язык, поэзию и риторику изучали по учебникам М. М. Бантыша-Каменского, Ф. Прокоповича, И. Бургия.
Следующим курсом, который читался в Черниговском коллегиуме после риторики, был курс философии, внедрении в 1749 г. Философия вместе со следующим за ним курсом богословия составляла вышей степени наук «superiora», которая преподавалась в то время в Киево-Могилянской академии и в Харьковском коллегиуме. Философия изучалась два года. Ввести полный «курс наук» в Черниговском коллегиуме пытался еще в конце 30-х гг XVIII в. черниговский епископ Н. Сребницкий. Но за неимением помещений он не смог этого сделать.
В 1749 г. по инициативе черниговского епископа А. Дубневича был открыт класс философии, который размещался в монастырской трапезной, что было очень неудобно, потому занятия проходили в перерывах между церковными службами и трапезами монахов (сейчас это помещение известное как коллегиум).Известно о преподавании в коллегиуме немецкого, греческого и французского языков, арифметики, геометрии и планиметрии.
В 40-х и годах 18 века от 15 до 25% учащихся составляли выходцы из Правобережной Украины.
В 1776 году произошла реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию, существовавшую до 1917 года. При ней был организован музей церковной старины и церковно-археологическая комиссия. Преподаватели семинарии занимались научной работой, публиковались в «Черниговских епархиальных известиях» и журнале «Вера и жизнь».
В конце XVIII века начинаются перестройки здания в связи с размещением в нем присутственных мест.