Александро-Невском собор.
Архитектура города Вятка
В 1895 году по проекту известного в России ботаника и садовода Р. Э. Регеля вокруг собора устроен сквер, окружённый чугунной оградой, отлитой на Холуницких заводах по рисунку архитектора И. А. Чарушина. В 1896 году в северной части сквера установлен бронзовый бюст Александра III, отлитый в Петербурге по модели скульптора Баха. Для возведения собора был специально построен кирпичный завод… Читать ещё >
Александро-Невском собор. Архитектура города Вятка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1835 г. чудом появился в Вятке московский архитектор, сосланный Александр Лаврентьевич Витберг, автор неосуществлённого проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве, несправедливо обвинённый в злоупотреблениях, отстранённый от дел. Он именно здесь получил возможность осуществить свои идеи в архитектуре вятского собора и хотя бы на время вернуть себе душевное равновесие и уверенность в том, что его талант ещё будет востребован. Он с радостью соглашается спроектировать собор в честь Императора Александра I, побывавшего в Вятке в 1824 г.
«Таковой церкви еще нет-вкус византийский, а формы новые,"-так отзывались о соборе современники.
30 августа 1839 года по старому стилю в Вятке состоялась торжественная церемония закладки храма во имя Александра Невского, сооружаемого на добровольные пожертвования. Назначенный быть приходским храмом (к нему были причислены все прихожане Богоявленской церкви), он отличался от всех построенных на Вятке церквей необычной композицией. Все три его престола размещались в одном объёме, одном здании. У него не было ни привычных для вятичей боковых пристроек-приделов, ни традиционной трапезной, ни башни-колокольни. Основное (центральное) помещение для молящихся было перекрыто куполом, который покоился на четырёх массивных опорах. В окружающем круглый зал кольцевом пространстве размещались алтари: главный престол во имя Александра Невского и два придельных; при них были небольшие молельные залы. Во втором этаже над приделами находились хоры, куда вели спиральные лестницы внутри массивных купольных опор. Необычным был и крестообразный план собора, характерный для византийской храмовой архитектуры.
Наблюдение за осуществлением проекта «по искусственной части» в 1839 — 1840 годах вёл сам автор; позднее надзор за строительством осуществлял помощник, а затем — губернский архитектор И. Т. Соловкин при эпизодическом участии А. С. Миртова и А. Ф. Глазырина.
Для возведения собора был специально построен кирпичный завод, изготавливающий лучший кирпич. Деньги на строительство были собраны добровольно со всех горожан. И уже через 25 лет вознесся над Вяткой величественный собор.20 октября 1864 г. он был освящен во имя Александра Невского.
В 1895 году по проекту известного в России ботаника и садовода Р. Э. Регеля вокруг собора устроен сквер, окружённый чугунной оградой, отлитой на Холуницких заводах по рисунку архитектора И. А. Чарушина. В 1896 году в северной части сквера установлен бронзовый бюст Александра III, отлитый в Петербурге по модели скульптора Баха.
Рассматривая сейчас проект и сохранившиеся фотографии собора, мы находим в нём черты разных эпох и стилей: и романских храмов средних.
Александро-Невский собор, 1839 — 1864 гг. (утрачен)веков, и элементы готики, и декор старо-русских и поздних «ампирных» храмов. Архитектура собора эклектична. Ещё недавно это понятие несло в себе упрёк и осуждение. Но Александро-Невский собор спроектирован воображением и талантом великого мастера и воспринимается как единое и соразмерное целое. Открытый взору с дальних точек, он подчинил себе застройку не только Хлебной площади (получившей по собору название Александровской), но и всей южной части города.
В 1937 году памятник архитектуры государственного значения по настоянию президиума горсовета и облисполкома с разрешения ВЦИК был исключён из списка охраняемых государством и взорван «на кирпич», из которого впоследствии еще 2 года мостили дороги.