Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формы дистанционного обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все перечисленные методы организации контроля учебной деятельности хорошо реализуются в условиях телекоммуникационной сети. Причем не только с помощью наиболее современных синхронных видеоконференций, проходящих в реальном времени и требующих немалых материальных затрат на свою организацию, но и с помощью простых и дешевых телеконференций. Для проведения оперативного промежуточного контроля при… Читать ещё >

Формы дистанционного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т. е. формы (или вида) занятий.

В педагогической практике выработались такие хорошо известные формы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой и в СДО, как в контактный, так и в неконтактный периоды обучения. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и студентов.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

Лекции. Они являются одними из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Цель — дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления. В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает, традиционно, вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции.

Семинары. Они являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Семинары строятся, как правило на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. Семинары могут проводиться в ДО с помощью компьютерных видео и телеконференций. В педагогическом аспекте видео вариант ничем не отличается от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера. Семинары, проводимые с помощью телеконференций (т.е. при письменном, невербальном общении) могут называться виртуальными семинарами, так как его участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит расширенно и асинхронно и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не моделируема (управляема), то каждый участник видит на экране все тексты вопросов и ответов всех других участников семинара.

Консультации. Это — одна из форм руководства работой слушателей и оказания ему помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные, моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого: внимание, память, воображение и мышление). В СДО используются в основном консультации с применением таких средств, как: телефон, электронная почта, видео и телеконференции. Выбор средств новые информационные технологии определятся имеющимся составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.

Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Осуществлять их можно, когда требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент или когда необходимо произвести доставку портативного лабораторного практикума «на дом».

Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение в виду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СДО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

Качество усвоения студентами учебного материала в СДО, так же как и в традиционном процессе, можно характеризовать по уровням усвоения:

  • 1. уровень представления;
  • 2. уровень воспроизведения;
  • 3. уровень умений и навыков;
  • 4. уровень творчества.

В СДО широкое распространение получил тестовый контроль как для самопроверки, так и для проведения итогового контроля (в центре или вне его под наблюдением тьютора). Применяется два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управление процессом обучения, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса обучения. Они учитываются как при планировании процесса обучения, так и в ходе его, как инструмент текущего и выходного (рубежного) самоконтроля.

Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы.

В СДО находят распространение проектно-коммуникационные методы оценки знаний и умений обучающихся, которые дают возможность преподавателям лучше узнать учащихся, детально проверить уровень их подготовки. Эти методы во многом субъективны, основаны на прямом личном контакте всех участников ДО. Среди многообразия методов оценки подготовки студентов можно выделить:

  • · написание реферата по заданной теме индивидуально, в паре с другим студентом или в составе группы, работающей по одному проекту;
  • · референтную оценку работы другого слушателя, изучающего ту же тему;
  • · личное интервью с преподавателем (в синхронном или асинхронном режиме);
  • · оценку работы слушателя «равным по положению», т. е. другим студентом, работающим в одной учебной группе;
  • · самооценку работы студента;

Все перечисленные методы организации контроля учебной деятельности хорошо реализуются в условиях телекоммуникационной сети. Причем не только с помощью наиболее современных синхронных видеоконференций, проходящих в реальном времени и требующих немалых материальных затрат на свою организацию, но и с помощью простых и дешевых телеконференций. Для проведения оперативного промежуточного контроля при СДО целесообразно использовать анкеты, рассылаемые по электронной почте в определенные сроки.

Самостоятельная работа. Это — общеизвестная регламентная форма при традиционном варианте. Для эффективной учебы обучаемый должен владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с учебным материалом, навыками самообразования.

Рабочие места обучающихся, где происходит процесс СДО, в зависимости от финансовых и материальных возможностей, можно разбить на три класса:

  • 1) на рабочем месте отсутствуют средства новых информационных технологий;
  • 2) имеется в наличии магнитофон и (или) видеомагнитофон;
  • 3) имеется компьютер с возможностью выхода в компьютерные сети.

При проведении дистанционного обучения используются так называемые «методы активного обучения». К ним относятся различные способы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, а также и некоторые педагогические приемы и специальные формы проведения занятий.

Эти методы способствуют формированию положительных качеств обучающихся:

  • · способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
  • · умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые мнения, точки зрения, правильно распределять и организовывать работу;
  • · умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;
  • · умение анализировать и оценивать свои действия и прочее.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой