Воспитание детей раннего возраста
Игра — подлинная современная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Проблемы детской игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Любопытные исследования показали, что к концу первого года жизни в процессе появляются первые слова, просьбы, капризы. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме сюжетных игр раннего… Читать ещё >
Воспитание детей раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученной из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых соответствующих сюжету, роли и реальных отношений участников совместной игры.
В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по-своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры.
Игра — подлинная современная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Проблемы детской игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания.
Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявлять активность и самостоятельность, реализовать свои воображения.
Сюжет в игре — это то основание, на котором взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:
- 1. усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями (1г-2лет);
- 2. усвоение ролевого поведения (2г 6м — 4 г 6м);
- 3. усвоение способов построения сюжета (4г 6м- 7 лет) (О.В. Лещинская-Гурова).
Психологи и педагоги отмечают, что развитие игры сильно затруднено, так как малыши имеют малый опыт деятельности с предметами, не умеют самостоятельно строить индивидуальную деятельность, заменять её отдельные этапы словами (С.Л. Новосёлова, Е. М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова).
Что дает предметная деятельность для развития игровых достижений ребенка раннего возраста?
Любопытные исследования показали, что к концу первого года жизни в процессе появляются первые слова, просьбы, капризы.
Доказано, что развитие ребёнка в игре на раннем рубеже раннего и дошкольного возраста связано с предметной деятельностью. Носителями предметной деятельности детей, ряд авторов подчеркивает роль взрослого в это процессе.
«Носителями предметных действий — отмечает Д. Б. Эльконин — являются взрослые люди. Неправильно организованная в раннем возрасте предметная деятельность, как доказали исследования психологов, может привести к искажению общей логики психического развития и прежде всего всей игры — главного (ведущего) вида деятельности детей дошкольного возраста».
К тому же Е. М. Новоселова, О. В. Зворыгина, Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова отмечают, что развитие игровой деятельности тесно связано с развитием предметной деятельности. Поэтому, чтобы проследить возникновение игры, необходимо обратиться к её истокам, предпосылкам складывающимся в предметной деятельности.
Все современные образовательные программы включают в себя содержание задачи по формированию сюжетной игры детей.
Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме сюжетных игр раннего возраста, показал следующее:
- — это проблема имеет многоплановое освещение в исследованиях;
- — в раннем возрасте ребенок должен овладеть действиями с предметами, т. е. предметной деятельностью. Затем происходит (в условиях оптимальной развивающей предметно-пространственной среды) переход от предметной деятельности к игровой деятельности, общению с педагогом, который создает воображаемую ситуацию.