Теоретические аспекты внутрифирменного обучения
Активная кадровая политика характерна для стабильно развивающихся фирм в наукоемких отраслях; так кадровый потенциал корпорации ИБМ, известной на мировом рынке вычислительной техники — 400 тыс. специалистов высшего класса, каждый из которых приравнивается к капиталовложению в 2−3 млн. долларов. На каждое место в ИБМ поступает не менее сотни заявлений, и даже к первому собеседованию допускаются… Читать ещё >
Теоретические аспекты внутрифирменного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление персоналом и эффективность производства. Обучение персонала как часть кадрового менеджмента
Становление рынка уже сегодня поставило ряд новых задач, решение которых невозможно на базе старых представлений, подходов и методов. Особую остроту в этом плане приобрели сегодня вопросы перестройки кадровой работы. В промышленности, как и в других сферах экономики, проблемы интесификации производства, повышения его эффективности, лучшего использования дорогостоящих и дефицитных кадровых ресурсов вышли на первый план, начали приобретать ключевое значение для выживания и приспособления предприятий к новой для них экономической ситуации.
Использование возможностей НТП и повышение эффективности производства в настоящее время более, чем когда-либо ранее, оказались в зависимости от степени участия в этих процессах всех работников производства: от рабочего до директора.
В последние годы многие предприятия используют в своей повседневной практике системы конкурсного замещения руководящих должностей и выборность руководителей, увеличивают затраты на обучение персонала. Однако для улучшения подготовки предприятий к работе в условиях рынка этих мер недостаточно. В короткие сроки следует перестроить всю систему работы с кадрами — оценку и аттестацию кадров, подбор, подготовку и повышение квалификации, работу с резервом кадров на руководящие должности. Одновременно с этим предстоит повысить профессиональный уровень самих работников кадровых служб, усилить реальную ответственность руководителей всех рангов за выявление, развитие и эффективное использование потенциала своих подчиненных.
Современный менеджмент в основном не столько наука и практика управления, сколько искусство управления людьми. Он создает предпосылки для решения важнейших проблем. Среди его возможностей: улучшение профессиональной подготовки сотрудников, налаживание взаимодействия между подразделениями фирмы, усиление роли коллективов всех звеньев компании в решении каждодневных задач, расширение стратегических компонентов в работе менеджеров фирмы.
Важнейшая цель управления персоналом — использование личностного потенциала каждого работника, который представляет собой комплексную характеристику способности работника выступать в роли активного субъекта производственной деятельности.
Основные направления, по которым осуществляется воздействие управления персоналом на повышение эффективности производства, разнообразны: тщательный отбор, подбор и оценка персонала в соответствии с требованиями должности или рабочего места; специальное обучение, профессиональная подготовка и тренинг; непрерывное обучение в соответствии с потребностями обновления знаний; усиление реальной зависимости оплаты труда и других вознаграждений от результатов труда.
О влиянии управления персоналом на эффективность производства говорит и тот факт, что производство, социальное развитие и воспитание людей представляют собой единый процесс. Поэтому учет социальных особенностей объекта управления и влияние на них повышения результатов функционирования конкретного предприятия — одна из ведущих задач управления, и, в частности, такой его функции, как управление персоналом.
Управление активами и персоналом предприятия — две неразделимые стороны управления бизнесом. Кадровая политика предпринимателя должна быть тесно связана с технической и инвестиционнной. Иначе неизбежны либо неэффективное использование капиталовложений (нет кадров освоить новую технику), либо утрата кадрового потенциала (способные и квалифицированные люди не находят на предприятии работу, соответствующую их запросам).
«Управление персоналом начинается с выработки кадровой политики, учитывая стратегические цели фирмы и условия формирования рынка труда. К числу этих условий относятся: свободный выбор сферы приложения своих способностей (труд по найму, самостоятельный бизнес, учеба, домашний труд); конкуренция между работниками (за рабочие места с более высокой оплатой и лучшими условиями труда) и работодателями (за наиболее квалифицированных работников с наивысшей предельной производительностью); мобильность рабочей силы — профессия (определяется общим уровнем образования и подготовки) и территориальная (зависит от рынка жилья и ограничений в прописке)…».
При переходе к рынку оплата возрастает с учетом финансовых возможностей фирмы. Однако при этом уменьшается доля социальных выплат и льгот за счет государства, которое гарантирует лишь минимальную заработную плату, обязательное социальное страхование за счет предпринимателя, условия труда.
Активная кадровая политика характерна для стабильно развивающихся фирм в наукоемких отраслях; так кадровый потенциал корпорации ИБМ, известной на мировом рынке вычислительной техники — 400 тыс. специалистов высшего класса, каждый из которых приравнивается к капиталовложению в 2−3 млн. долларов. На каждое место в ИБМ поступает не менее сотни заявлений, и даже к первому собеседованию допускаются лишь лица, успешно завершившие образование с безупречным послужным списком, обладающие личным обаянием. На их дальнейшее обучение и переподготовку тратится не менее 5% рабочего времени и свыше 30 тыс. долларов в год. При этом корпорация стремится гарантировать (как и ведущие фирмы Японии) пожизненную занятость (при готовности к многократной смене рабочего места).
Многие успешно развивающиеся компании в России также предъявляют к новым работникам такие необычные ранее требования, как аккуратность и дружелюбие в общении с клиентами, возраст до 30−35 лет, знание иностранных языков, не говоря уже об образовании, опыте работы, в том числе во внешнеторговых фирмах. Особое внимание обращается на корпоративную культуру.
Компенсаторная кадровая политика неизбежна при становлении или финансовых трудностях фирмы. Она ориентируется на максимальное использование уже сложившейся квалификации кадров и их переобучение лишь при освоении новой продукции и технологии.
Для повышения своих шансов на рынке труда работник должен вести свой послужной список, осваивать новые профессии, иностранные языки, быть готовым к смене рабочего места. Прежде чем открыть свое дело, следует накопить опыт в качестве ученика, стажера, рядового работника, управленца и т. д.
Обучение кадров включает: подготовку — первичное обучение и воспитание работников определенных профессий; переподготовку — обучение новым и смежным профессиям в связи с изменением условий производства и (или) трудового потенциала работника (например, в предпенсионный период); повышение квалификации — совершенствование знаний и профессиональных навыков в связи с освоением новой техники, технологии, организации производства, труда и управления.
Расстановка кадров — их рациональное распределение по подразделениям и рабочим местам с учетом интересов предприятия и самого работника. Она основана на периодической оценке (аттестации) каждого работника, контроля за адаптацией новичков, выявлением мотивов и причин текучести кадров, анализе удовлетворенности трудом по категориям персонала и подразделениям. Типовые схемы ротации (перемещений) персонала предусматривают не только вертикальное (на более высокую должность), но и горизонтальное движение. При этом новички обычно принимаются на менее квалифицированную и престижную работу, при успешном выполнении которой получают право пройти обучение и занять иное, требующее больших знаний и ответственности, рабочее место. В ходе аттестации сообщается не только итоговая оценка, но и цели работы на следующий год, рекомендации по повышению квалификации.
аттестация консультирование эффективность обучение персонал.