Система льгот, предоставляемых научным организациям
С учетом изложенного для академий наук, имеющих государственный статус, и государственных некоммерческих научных организаций целесообразно сохранить право бессрочного, безвозмездного пользования закрепленной за ними землей. Это соответствовало бы и Федеральному закону «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому для этой категории организаций не требуется… Читать ещё >
Система льгот, предоставляемых научным организациям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сказанное выше о стимулировании научной и инновационной деятельности в зависимости от государственных приоритетов в сфере науки и техники не даст возможности немедленного отказа от поддержки собственно научных организаций.
В случае механического, недифференцированного лишения научных организаций льгот по этим налогам, не связанным непосредственно с текущей доходностью организации, все организации должны будут либо в 2−10 раз увеличить объем финансирования (что нереально), либо прекратить свою деятельность.
Однако сохранять принцип предоставления льгот в зависимости от удельного веса научно-исследовательской деятельности (70%) значит препятствовать процессу развития инновационной деятельности в самих научных организациях.
Поэтому, по нашему мнению, эту поддержку следует увязать не с удельным весом НИОКР или с отраслевой подчиненностью, а с организационно-экономической формой научной организации.
Научные организации, имеющие статус некоммерческих организаций и учреждений, независимо от учредителя, но при условии прохождения государственной аккредитации следовало бы полностью освободить от налога на имущество.
Научным организациям, имеющим статус коммерческой организации (унитарного предприятия, хозяйственного общества или товарищества), следовало бы предоставить следующие льготы:
- * освобождать от налога на имущество уникальные научные стенды, установки и сооружения, являющиеся национальным достоянием и, по существу, мобилизационным резервом российской науки, оказывающимся невостребованным из-за общего экономического кризиса. Перечень таких установок могло бы утвердить Минпромнауки России;
- * не облагать налогом на имущество научное, опытно-производственное оборудование и приборы, иные основные средства, приобретенные за счет средств бюджета в рамках соответствующих государственных контрактов на НИОКР, в течение срока действия контракта, но не более двух лет после приобретения;
- * разрешить научным организациям произвести переоценку специализированного научного имущества самостоятельно, с утверждением результатов соответствующим органом государственной власти (Многократная директивная переоценка основных средств по индексам Госкомстата России привела к парадоксальной ситуации, когда газоанализатор или компьютер производства 1980 года оказываются дороже современных газоанализаторов и компьютеров. Здесь важно отметить, что в такой оценке должно учитываться не только физическое, но и моральное старение научного оборудования. Оценить этот фактор в состоянии только специалисты. Поэтому требования Минфина России и Госкомстата России осуществлять переоценку научного оборудования и приборов через фирмы оценщиков или с документальным подтверждением способствуют моральному старению парка научных приборов.);
- * изъять из базы для начисления налога на имущество стоимость незавершенного производства (дебетовый остаток по счету 20 «Основное производство» на конец отчетного периода), что предусмотрено инструкцией МНС России, но не Законом РФ «О налоге на имущество предприятий» .
Сколько-нибудь значимая НИОКР выполняется не менее года. Приравнивать научные организации к организациям торговли, общественного питания и серийного (массового) производства нет оснований.
Видимо, целесообразно внести некоторые коррективы в права научных организаций, касающиеся пользования землей.
Новый Земельный кодекс РФ предусматривает для некоммерческих научных организаций, имеющих государственный статус, владение земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования; для негосударственных коммерческих научных организаций, очевидно, земля будет предоставляться на правах аренды.
Анализ этих положений дает основание считать, что для научных организаций потребуется значительное увеличение финансирования (что нереально) для сохранения существующего потенциала, не говоря уже о его развитии; и для участия в инновационном процессе. Конечно, при надлежащем развитии трансферта технологий как результата НИОКР можно ожидать увеличения дохода научных организаций по этой статье, но через какой-то срок. В первые же годы действия Налогового кодекса РФ научные организации, владеющие землей и на условиях пользования, и на условиях аренды, будут поставлены на грань выживания.
С учетом изложенного для академий наук, имеющих государственный статус, и государственных некоммерческих научных организаций целесообразно сохранить право бессрочного, безвозмездного пользования закрепленной за ними землей. Это соответствовало бы и Федеральному закону «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому для этой категории организаций не требуется переоформления права пользования. Более того, для стимулирования инновационной деятельности и привлечения внебюджетных инвестиций целесообразно разрешить указанным научным организациям сдавать землю в аренду в целях создания инновационных комплексов на долевой основе.
Пример. Инвестор готов вложить средства в реализацию научно-технической разработки путем создания на долевой основе производства на земле, находящейся в бессрочном пользовании у НИИ; в соответствии с Земельным кодексом РФ земля, пропорциональная площади здания, должна передаваться в собственность владельцу части здания, т. е. федеральная земля переходит в частные руки. Чтобы этого не происходило, целесообразно допустить сдачу соответствующего участка земли в долгосрочную аренду. Кроме того, доходы от сдачи в аренду земли по аналогии с доходами от разрешенной законом сдачи в аренду имущества были бы существенным дополнением к бюджету научных организаций для поддержания и развития их материальной базы, а может быть, и инновационной деятельности.
Для коммерческих научно-технических организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы, занимающихся инновационной деятельностью или обеспечивающих ее (государственные унитарные предприятия, государственные научные центры и т. п.), целесообразно минимизировать расходы на земельный налог или аренду земли, не придерживаясь схемы расчета, исходящей только из типа населенного пункта по его численности.
При этом для организаций, выполняющих исследования и разработки в области приоритетов первой группы (критических), возможно полное освобождение от платы за землю на период выполнения таких работ.