Анализ дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и покупателями
Когда компания продает товары или услуги в кредит, она устанавливает такие условия расчета, которые позволяют покупателю оплатить покупку в пределах оговоренного срока или получить скидку в качестве стимула за оплату этого срока. До получения соответствующих сумм продажа в кредит фигурирует в балансе как счета дебиторов. Как размеры, так и количество этого балансового счета представляют… Читать ещё >
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и покупателями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Операционный цикл оптовика начинается с использования наличных денег или коммерческого кредита для покупки запаса товаров. Когда запасы проданы, появляется дебиторская задолженность, которая после поступления денег превращается в наличность, и тем самым цикл завершается. Характерной особенностью операционного цикла оптовиков является крупные размеры покупаемых и продаваемых партий товаров. Такая высокая скорость оборота запасов означает, что прибыль оптовика в виде процента от продаж обычно незначительна.
Счета дебиторов представляют собой еще один важный элемент активов, а кредиторская задолженность (счета к оплате) — важную часть пассива (долгов) оптовиков. А так как оптовики, как правило, не нуждаются в значительном количестве оборудования или других основных средств, кредитные заявки относятся главным образом к оборотному капиталу, т. е. к суммам необходимым для поддержания запаса и финансирования дебиторской задолженности.
Когда компания продает товары или услуги в кредит, она устанавливает такие условия расчета, которые позволяют покупателю оплатить покупку в пределах оговоренного срока или получить скидку в качестве стимула за оплату этого срока. До получения соответствующих сумм продажа в кредит фигурирует в балансе как счета дебиторов. Как размеры, так и количество этого балансового счета представляют первостепенный интерес. На остатки сумм на этом счете влияют:
масштабы продажи в кредит;
условия предоставления кредита, политика взыскания сумм;
платежные привычки покупателей.
Чем щедрее предполагаемые условия кредита, тем крупнее дебиторская задолженность.
Щедрое предоставление кредита некредитоспособным покупателям или пассивность во взыскании задолженности способны ухудшать качество этой статьи баланса.
Спад в экономике также может привести к замедлению погашения дебиторской задолженности. Когда имеет место общее снижение экономической активности, компании, как правило, получают меньше прибыли, а их ликвидность снижается. Возникает цепная реакция неплатежей, т.к. компании, не получившие своевременную оплату за свои товары, задерживают расчеты со своими кредиторами. А так как при замедлении процесса превращения счетов дебиторов в наличность ликвидность компании снижается, сокращается поступление наличности для хозяйственных операций.
При быстром росте дебиторской задолженности следует проверить по отчету 5С «Затраты и расходы предприятия», сопровождалось ли это соответствующим увеличением объема продаж. Если нет, рост задолженности может указать на то, что в целях стимулирования сбыта, введены менее жесткие условия кредита.
С позиций кредитора счета дебиторов, как правило, представляют собой хороший источник обеспечения, потому что они в целом более ликвидны, нежели материальные запасы, на смену которым они приходят. Если круг покупателей велик, общий риск уменьшается. А условия предоставления кредита компанией позволяют примерно судить о времени, необходимом для превращения счетов дебиторов в наличность. Эти счета служат также надежным обеспечением, так как задолженность можно взыскать в оплату долга.
Взаимосвязь между счетами дебиторов и продажами можно отразить следующим образом, согласно (Приложение 36а, 36б) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Продажи в кредит / средняя дебиторская задолженность;
К об. д. з. = 470 946/275720,5 = 1,71;
Средний период инкассации = 365/Коб. д. з.;
Средний период инкассации = 365/1,71 = 213,5.
Коэффициент имеет больше смысла применительно к фирме, прибегающей к значительным продажам в кредит или способной отдельно показать эти продажи и продажи за наличные. На данном примере это приводит к затруднению. Поэтому коэффициент рассчитан по общим продажам.
Согласно приложениям Бухгалтерского баланса SRL «Somilana» на конец отчетного 2004 года дебиторская задолженность составила 292 760 леев, из которых счета к поступлению внутри страны 292 681 леев; счета к получению из-за рубежа 79 леев. Для всей суммы еще не истек срок погашения, т. е. руководитель фирмы строго контролирует расчеты с дебиторами. Оборачиваемость кредиторской задолженности или дни к оплате, характеризует, на сколько быстро фирма оплачивает свои коммерческие счета. Этот коэффициент существенно колеблется по отраслям, т.к. традиционные условия коммерческого кредита весьма разнообразны. Следует внимательно отнестись к значительным изменениям указанного коэффициента, т.к. существенное изменение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности может попросту означать, что компания извлекает выгоду из скидок, предоставленных поставщиками в случае более ранней оплаты, но может указать и на то, что поставщики отказывают в предоставлении коммерческого кредита. Значительное удлинение периода оплаты может отражать тот факт, что поставщики предоставляют дополнительный коммерческий кредит или увеличили сроки оплаты, но может свидетельствовать и о проблемах с наличностью, ведущих к отсрочке в оплате счетов поставщиков. Этот коэффициент также подвержен неточностям, т. к основан на соотнесении закупок и задолженности по счетам к оплате, а данные о закупках часто отсутствуют. Поэтому вместо стоимости закупок берут себестоимость проданных товаров. Среднюю оборачиваемость кредиторской задолженности исчисляется по следующей формуле:
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности =себестоимость продаж / средняя задолженность;
Коб. к. з. = 1 352 427/177577,5 = 7,62;
Среднее число дней задолженности = 365/Коб к. з. = 365/7,62 = 47,9.
Исчисленный коэффициент показывает, что SRL «Somilana» оплачивает счета кредиторов в среднем по истечении 48 дней. Коэффициент привлечения средств характеризует относительный уровень финансового риска, которому подвержены кредиторы. Он показывает, какую степень защиты кредиторской задолженности обеспечивают активы компании, которые финансируется за счет обязательств перед кредиторами. Чем больше величина заемных средств в сопоставлении с собственными средствами владельца, тем выше риск для кредиторов. Этот коэффициент также показывает на сколько могут быть обесценены активы в случае ликвидации, чтобы не причинить ущерб кредитору.
Типичный коэффициент «задолженность / капитал» исчисляется по следующей формуле:
Коэффициент «задолженность / капитал» = совокупные обязательства / /собственный капитал = 138 090/61896 = 2,23.
Коэффициент показывает, что кредиторы вложили в SRL «Somilana» в 2,23 раза больше средств, чем сами учредители.
Коэффициент «задолженность / капитализация» основана оценке долгосрочной задолженности и собственного капитала. Он показывает, в какой мере фирма зависит от долгосрочных обязательств.
Коэффициент «задолженность / капитализация» = долгосрочная задолженность / (долгосрочная задолженность + собственный капитал);
К «задолженность / капитализация» = 329 194/ (329 194+61896) = 0,84;
Коэффициент 0,84 для SRL «Somilana» показывает, что долгосрочные займы составляют 84% ее постоянного капитала. Кредиторская задолженность по торговым счетам на конец 2004 года составила 138 090 леев и вся она подлежит оплате в стране. Просроченных долгов на SRL «Somilana» нет.