Положение о бухгалтерии
Организационные формы бухгалтерского учёта строятся на основании законодательно-нормативных актов, в которых эти вопросы разработаны достаточно подробно. Прежде всего, следует обратиться к закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности». В соответствии с Законом ответственность за организацию бухгалтерского учёта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций… Читать ещё >
Положение о бухгалтерии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» закрепил обязательность ведения и организации бухгалтерского учёта во всех организациях независимо от формы собственности. Таким образом, бухгалтерский учёт выступает как одна из основных типовых функций управления.
Организационные формы бухгалтерского учёта строятся на основании законодательно-нормативных актов, в которых эти вопросы разработаны достаточно подробно. Прежде всего, следует обратиться к закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности». В соответствии с Законом ответственность за организацию бухгалтерского учёта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Закон предусматривает четыре варианта организационных форм ведения бухгалтерского учёта:
- а) бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- б) штатную должность бухгалтера;
- в) передачу на договорных началах ведения бухгалтерского учёта организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
- г) ведение бухгалтерского учёта лично руководителем организации.
Эти формы выбираются руководителем в зависимости от объёмов работы организации.
Выбранная форма ведения бухгалтерского учёта закрепляется в организационных документах. Слово «организационные» показывает характер этих документов — в них закрепляется установленный порядок Начинается организация всякой работы с точного формулирования целей и задач. Цели и задачи организации (фирмы) в целом находят отражение в её уставе (положении об организации). Это главный (основной) организационный документ. В соответствии с установленными целями и задачами определяют функции управленческого аппарата для достижения поставленных целей, а также и кто эти функции будет выполнять. Распределение функций закрепляется в положениях о структурных подразделениях.
Если бухгалтерским учётом в организации занимается специальное структурное подразделение (бухгалтерия), составляется положение о бухгалтерии (как и о каждом другом структурном подразделении).
Положение — правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения (структурного подразделения).
Уже само определение этого вида документа раскрывает его содержание. Положение о структурном подразделении — документ, имеющий постоянный срок хранения и к его составлению необходимо отнестись с большой ответственностью. Положение входит в состав унифицированной системы организационно-распорядительной документации и имеет установленную структуру текста:
общие положения;
основные задачи;
организационная структура;
функции;
права и обязанности;
взаимоотношения, связи;
ответственность.
Составляя положение о бухгалтерии, прежде всего надо обратиться к закону «О бухгалтерском учёте и отчётности», Положению о главном бухгалтере, Положению или Уставу вашей организации (фирмы).
В разделе «Общие положения» указывают место бухгалтерии среди других структурных подразделений, порядок создания, реорганизации и ликвидации, подчинённость. Описывается руководящий состав бухгалтерии, нормативно-правовые документы, которыми она руководствуется в своей работе. Указываются основные показатели деятельности бухгалтерии.
Обязательным в разделе «Общие положения» является пункт о том, какими законодательно-нормативными актами руководствуется бухгалтерия в своей деятельности. Этот пункт можно написать обобщённо типа «Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется законодательными актами Республики Беларусь о бухгалтерском учёте и отчётности, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Беларусь, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт, Уставом организации и настоящим положением о бухгалтерии» .
Второй раздел Положения посвящается задачам бухгалтерии. Его также можно формулировать на основании статей 3−4 закона «О бухгалтерском учёте и отчётности», в котором указаны основные цели и задачи бухгалтерского учёта.
Третий раздел «Организационная структура» описывает структуру бухгалтерии, основанную на основных направлениях её деятельности, порядок распределения обязанностей между работниками, порядок утверждения организационных документов структурных подразделений бухгалтерии.
Из основных целей и задач вытекает раздел «Функции». В нём необходимо подробно перечислить все работы, выполняемые бухгалтерией. Именно этот раздел больше всего отражает специфику вашей бухгалтерии (строительной фирмы, банка, предприятия, учебного заведения и т. д.). Но в этом разделе есть и такие общие для любой бухгалтерии позиции, как учёт основных фондов, учёт денежных средств, контроль за своевременным и правильным проведением инвентаризации, ведение расчетов по заработной плате и т. п. Отдельными пунктами в этом разделе указывается обязательность применения утверждённых типовых унифицированных форм; своевременность и качественность составления первичных учётных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учёте; обеспечение сохранности бухгалтерских документов; использование современных автоматизированных технологий учётно-вычислительных работ и т. д.
Чем подробнее будет расписан этот раздел положения, тем легче составляются затем должностные инструкции на работников бухгалтерии, закрепляющие эти функции за определёнными сотрудниками.
За разделом «Функции» логично следует раздел «Права и обязанности», который наделяет работников бухгалтерии правами для выполнения возложенных на них функций. К обязательным пунктам относятся такие, как право требовать от структурных подразделений и должностных лиц своевременного, в соответствии с графиком, представления необходимых документов; не принимать к исполнению неправильно оформленные документы и т. п. Отдельно указываются в этом разделе и права главного бухгалтера, обязательность исполнения распоряжений и указаний главного бухгалтера и бухгалтерии, порядок назначения, перемещения и увольнения материально ответственных лиц.
В разделе «Взаимоотношения. Связи» можно указать, что бухгалтерия взаимодействует:
со всеми структурными подразделениями по вопросам бухгалтерского учёта;
с юридической службой — по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов;
с кадровой службой — по вопросам подбора кадров в бухгалтерию, по расчётам заработной платы работникам организации (фирмы).
Желательно записать пункт об обязательном представлении в бухгалтерию кадровой службой копий приказов по личному составу.
Последний раздел — «Ответственность». Здесь отражается ответственность главного бухгалтера и работников бухгалтерии за порученный участок работы.
Даже краткое изложение содержания Положения о бухгалтерии показывает важность этого документа, чётко расписывающего порядок работы подразделения. Это документ сложный, многопрофильный. Чем тщательнее, детальнее он разработан, тем чётче строится и легче организуется в дальнейшем работа бухгалтерии.
Оформляется Положение о бухгалтерии на общем бланке. Подписывается главным бухгалтером, начальниками отделов организации труда и заработной платы, кадров, юридического отдела и утверждается руководителем организации (фирмы).