Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Нормативное регулирование учета строительно-монтажных работ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве документов первого уровня в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указываются федеральные стандарты и область их регулирования. Новым здесь является то, что в систему федеральных стандартов включены не только традиционные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), но и единый план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, также закреплено, что… Читать ещё >

Нормативное регулирование учета строительно-монтажных работ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин себестоимость указывается в большинстве нормативных актов РФ. Однако следует отличать, по меньшей мере, две категории данного термина — это экономический и налоговый аспекты.

В ходе исследования экономического аспекта себестоимости выполненных работ следует использовать содержание актов, которые входят в систему правового регулирования бухгалтерского учета. С учетом комплексного характера этого термина, он в явной или косвенной форме присутствует практически во всех нормативных документах. Так что экономическую сущность себестоимости выполненных работ следует искать в документах на всех уровнях сложившейся в Российской Федерации законодательной системы по бухгалтерскому учету, отмечает Р. Ш. Тухватуллин [47, с.18].

При ведении бухгалтерского учета в организациях различных видов экономической деятельности необходимо соблюдать прежде всего требования федеральных законов, имеющих высшую юридическую силу. Характеристика указанных федеральных законов и область их регулирования применительно к такому виду экономической деятельности, как строительство, приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 — Регулирование учета затрат в строительной деятельности в РФ на уровне федерального законодательства [48, с. 5].

Нормативный правовой документ.

Область регулирования.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности…») [4].

Раскрывает содержание понятий «инвестиции», «инвестиционная деятельность», определяет права, обязанности и взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности.

Федеральный закон от 30.12.2004 Федерации" .

Регламентирует деятельность застройщиков по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц на основе договоров участия в долевом производственного назначения.

Продолжение — Таблица 1.2.

Градостроительный кодекс РФ: N 190-ФЗ.

Регулирует отношения в области градостроительного планирования, застройки, благоустройства, охраны окружающей среды и т. п.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» .

Содержит экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу вэксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Гражданский кодекс РФ «Подряд») [2].

Регулирует отношения заказчика и подрядчика при исполнении договоров подряда на проектирование и строительство объектов недвижимости, а также договоров на поставку оборудования и материалов, договоров на оказание транспортных услуг и т. д.

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» .

Закрепляет основные принципы саморегулирования профессиональной деятельности.

Федеральный закон от 22.07.2008 Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" .

Констатирует систему саморегулирования в строительстве и отмену лицензирования в данном виде экономической деятельности.

Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Устанавливает меры административной ответственности за нарушение тех или иных требований действующего законодательства.

Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

Регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

Регулирует отношения, связанные со строительством жилых домов.

Федеральный закон от 06.12.2011 (вступил в силу с 01.01.2013) [3].

Основное отличие данного ФЗ состоит в существенном расширении сферы его действия, наличии понятийного аппарата, характеристике общих требований к бухгалтерскому учету, раскрытии содержания принципов и системы документов по уровням регулирования бухгалтерского учета, а также функций органов, осуществляющих регулирование на государственном и негосударственном уровнях.

Налоговый кодекс РФ (часть первая): [1]N 146-ФЗ, Налоговый кодекс (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Основной законодательный акт о налогах и сборах и регулировании системы налогообложения, в том числе и в строительстве.

Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

Регулирует трудовые отношения, в том числе и в строительных организациях.

Кроме того, указанные отношения регулируются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Налоговый кодекс РФ [1] является основным нормативным документом, регламентирующим правила признания доходов, расходов и формирования финансового результата предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов для целей налогообложения прибыли в любом виде экономической деятельности, в том числе и в строительстве.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3] к документам регулирования бухгалтерского учета относятся: федеральные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. Как видим, в целом сохранена ранее действовавшая четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета, но произошло изменение в структурировании самих документов по уровням регулирования.

В качестве документов первого уровня в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указываются федеральные стандарты и область их регулирования. Новым здесь является то, что в систему федеральных стандартов включены не только традиционные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), но и единый план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, также закреплено, что федеральные стандарты устанавливают состав, содержание и порядок формирования информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности [3, ч. 3 ст. 21].

Характеристика содержания документов данного уровня регулирования применительно к строительству как виду экономической деятельности приведена в таблице 1.3.

Таблица 1.3 — Основные федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет затрат в строительстве [48, с. 7].

Наименование и номер стандарта.

Характеристика основного содержания стандарта.

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) (Приказ Минфина Россииот 06.10.2008 N 106н) [11].

Устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, в том числе и в строительных организациях.

Положение по бухгалтерскому учету подряда" (ПБУ 2/2008) (Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н) [9].

Отражает порядок и требования к формированию информации о доходах, расходах и финансовых результатах в бухгалтерском учете организацийподрядчиков (субподрядчиков) по договорам строительного подряда.

Положение по бухгалтерскому учету организации" (ПБУ 4/99) (Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Определяет состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, в том числе и в строительстве.

Положение по бухгалтерскому учету Минфина России от 30.12.1993 N 160) [10].

Содержит правила бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций, определения инвентарной стоимости объектов инвестиций, в том числе и в строительных организациях.

Продолжение — Таблица 1.3.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 от 30.03.2001 N 26н).

Регулирует общие положения по учету затрат и формированию первоначальной стоимости объектов основных средств в зависимости от источника их поступления, в том числе и при строительстве.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Содержит основные подходы к формированию доходов в бухгалтерском учете коммерческих организаций независимо от их отраслевой принадлежности.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.1999 N 33н).

Рассматривает основные правила формирования информации о расходах в бухгалтерском учете коммерческих организаций независимо от вида экономической деятельности.

Положение по бухгалтерскому учету деятельности" ПБУ 20/03 (Приказ N 105н).

Содержит основные правила и порядок отражения информации о совместной деятельности в бухгалтерском учете организаций — участников договора, осуществляемой в производственной сфере, в том числе и в строительстве.

План счетов бухгалтерского учета от 31.10.2000 N 94н).

Включает общие подходы к обобщению второго порядков (синтетических счетах, субсчетах), в том числе и в строительной деятельности.

О формах бухгалтерской отчетности от 02.07.2010 N 66н) [6].

Содержит новые формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также формы приложений к ним: отчета об изменениях капитала; отчета о движении денежных средств; отчета о целевом использовании полученных средств.

Совершенствование бухгалтерского учета в различных видах экономической деятельности, в том числе и в строительстве, имеет особое значение в условиях реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

В этом отношении наиболее позитивными явлениями стали функционирование сравнительно нового Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) [9] и признание Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на территории РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н [23, с.154].

К нормативным документам второго уровня регулирования в соответствии с логикой Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся отраслевые стандарты, устанавливающие особенности федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности, потребность в которых испытывают многие из них, в том числе и в строительстве.

Различные аспекты бухгалтерского учета в организациях различных видов экономической деятельности, в том числе и в строительстве, в настоящее время регулируются на основе методических рекомендаций, отнесенных в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к нормативным документам третьего уровня регулирования, которые систематизированы в таблице 1.4.

Таблица 1.4 — Организационно-методическое регулирование сметного нормирования, ценообразования и бухгалтерского учета в строительстве [48, с. 10].

Название и реквизиты документа.

Основные аспекты регулирования.

Методика определения стоимости от 05.03.2004 N 15/1).

Общие подходы к методике определения стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, составления сметных расчетов (смет), к формированию договорных цен на строительную продукцию, рекомендации по расчетам за выполненные подрядные работы.

Методические указания по изменений от 17.03.2011 N 6056-ИП/08).

Общие положения по определению величины накладных расходов при выполнении строительных, ремонтностроительных и пусконаладочных работ, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.

Методические указания по России от 17.03.2011 N 6056-ИП/08).

Основные принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Главный нормативный акт по вопросу структуры расходов, который действует и по настоящее время — Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.1999 № 33н (ред.от 27.04.2012) [8].

Следует отметить, что на сайте Минфина в конце 2012 года были размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды». Окончательно утвердить в Минфине их должны до конца этого года. Кроме того, на сайте финансового ведомства скоро появятся и другие проекты новых ПБУ: «Бухгалтерская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации». Новые ПБУ планировалось ввести в действие, начиная с отчетности 2013 года.

Следующий уровень — это различного рода методические указания, рекомендации Минфина РФ, которые учитывают и отраслевую особенность различных компаний [17, с.186].

В качестве примера можно привести Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред.от 08.11.2010) «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Заключительный уровень — это внутренние документы компании, основным из которых является Положение об учетной политике организации от 06.10.2008 № 106н (ред.от 27.04.2012) [11].

Также в некоторых отраслях имеют силу «Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)». Некоторая часть методических рекомендаций была сформирована в 60−80 годы в условиях централизованной экономики, но действуют они в части, которая не противоречит российскому законодательству и ПБУ 10/99. По некоторым отраслям и видам деятельности сформированы современные «Методические указания по планированию и учету себестоимости». Особенность функционирования современных видов предпринимательской деятельности (к примеру, туризм, риэлтерская деятельность, услуги сотовой связи и т. д.), у которых не имеются специальные методические рекомендации, оставляет свой отпечаток на перечень затрат и на порядок учета и калькулирования себестоимости услуг. А это, в свою очередь, приводит к образованию множества нестандартных ситуаций, которые трудно разрешимы в рамках законодательства, отмечает О. А. Алексеева [16, с.17].

Таким образом, обзор нормативной базы позволяет сделать вывод о том, что она обширна, довольно сложна и в условиях рыночной экономики динамична. От бухгалтеров на участке учета затрат и калькулирования себестоимости требуется не только внимательность, скрупулезность и хорошая память, но и ее знание. На практике правильную постановку бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости обеспечивает строгое соблюдение законодательства.

Не смотря на это, компании все же при учете затрат и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) совершают самые разнообразные нарушения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой