Культура и быт
Значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказала перестройка Московского Кремля, начатая при Иване III. В ней участвовали итальянские архитекторы, и среди них Аристотель Фиораванти, создавший главный храм Российского государства — Успенский собор в Кремле. Новый Кремль воплощал в своем облике идею могущества и силы Русского государства. Народное творчество этого периода… Читать ещё >
Культура и быт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С образованием единого государства заметные сдвиги происходят и в культурной жизни России. Местные культурные традиции постепенно уходят в прошлое, уступают место общерусским тенденциям. В то же время вместе с приобретениями имелись и потери — исчезло могучее дыхание творцов эпохи Куликовской битвы, сказывается растущее и мертвящее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества. В противоречиях, обострениях развивается культура этой эпохи. [2; стр. 221−222].
Народное творчество этого периода представлено преимущественно историческими песнями. В XVI в. их главным героем становится Иван IV. Не меньшей популярностью пользуются и песни, рассказывающие о недавних исторических событиях — взятии Казани, походе Ермака. [4; стр. 90].
Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. В них же и в церквях, особенно при митрополичьем и епископских дворах, имелись библиотеки рукописных, позднее напечатанных книг. Книгопечатание появилось в середине XVI в.
В литературе происходил заметный подъем. В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи величия великокняжеской и царской власти, мировой роли России. [2; стр. 223,226].
Значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказала перестройка Московского Кремля, начатая при Иване III. В ней участвовали итальянские архитекторы, и среди них Аристотель Фиораванти, создавший главный храм Российского государства — Успенский собор в Кремле. Новый Кремль воплощал в своем облике идею могущества и силы Русского государства.
Еще одним направлением в архитектуре было строительство небольших каменных или деревянных храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками, и посвящались тому святому, который покровительствовал их ремеслу. [4; стр. 91−92].
В живописи усиливается преобладание московской школы. В иконопись все больше проникают жанровые мотивы, имеются элементы реализма.
Живопись становится все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора усиливает надзор за иконописцами.
Тяга к декоративности и виртуозности, изощренности и парадности характерна для живописи этой эпохи.
Обширное строительство храмов и монастырей, дворцов и теремов вызывало стремление к их украшению изделиями прикладного искусства. Мастера того времени делали изумительные по красоте, тонкости оклады для книг и икон.
Пышностью и декоративностью отмечены иллюстрации в печатных изданиях.
Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными, для себя, дворни, скота и птицы.
Развлекались знатные люди на пирах со скоморохами, игрой на народных инструментах, плясками. Увлекались медвежьей травлей, псовой и соколиной охотой.
Более скромно жили рядовые дворяне. Основная же масса населения — крестьяне — обитала в деревянных избах, крытых соломой или дранью. Избы топили по-черному, освещали лучинами. [2; стр. 228−230].