Большевистская риторика.
Традиции русского академического красноречия и большевистская риторика
Ораторский искусство риторика красноречие С 1917 года в России наступает советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Многие считают, что коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков, а проиграл через 70 лет вследствие отсутствия риторики в советское время, потому что не умел защитить и объяснить себя речью. В первые годы советской… Читать ещё >
Большевистская риторика. Традиции русского академического красноречия и большевистская риторика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ораторский искусство риторика красноречие С 1917 года в России наступает советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Многие считают, что коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков, а проиграл через 70 лет вследствие отсутствия риторики в советское время, потому что не умел защитить и объяснить себя речью. В первые годы советской власти было издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим ораторам. Впервые была описана пропагандистская речь.
Литературная деятельность пролетарских культурно-просветительных организаций (Пролеткульта) традиционно рассматривается сквозь призму идеологических тенденций революционной эпохи.
Коммунистическая риторика главным образом основывалась на политической пропаганде, коммунистической символике. Политическая пропаганда состояла в тиражировании политической символики. Это может быть тиражирование словесных формул и визуально воспринимаемых эмблем.
Риторика большевизма рассчитана на достижение конкретного результата, убеждение колеблющихся или даже несогласных. Для этого необходимо хорошее знание адресата и умение установить с ним контакт.
Многие политические ораторы революционного и советского времени имели юридическое образование и были связаны с традициями судебной риторики, которая включает в себя такие качества, как убедительность, обоснованность и оценочность. Они не ограничивались аудиторией единомышленников, не боялись обращаться к тем, кто колебался.
В среде революционеров постоянно шла борьба отдельных течений, и это требовало аргументации, а не простого тиражирования политических символов, как в случае чистой пропаганды.
Для речи такого крупного политического деятеля, как В. И. Ленин, характерна энергичная, даже агрессивная риторика и контрастность. Характерны также градации, антитезы, резкая лексика. Его речь была направлена на то, чтобы ошеломить слушателя («шоковая стратегия»). Приведем несколько примеров:
«Мы победили потому, что лучшие люди всего рабочего класса и всего крестьянства проявили невиданный героизм в этой войне с эксплуататорами, совершали чудеса храбрости, переносили неслыханные лишения, жертвовали собой, изгоняли беспощадно шкурников и трусов. …] Из армии прогнали шкурников. Все мы скажем теперь — долой шкурников, долой тех, кто думает о своей выгоде, о спекуляции, об отлынивании от работы, кто боится необходимых для победы жертв.» («О трудовой дисциплине», 1920 г.).
«Когда проклятая царская монархия доживала своё последнее время, она старалась натравить тёмных рабочих и крестьян на евреев.» («О погромной травле евреев «, 1919 г.).
Из данных отрывков выступлений можно увидеть, что речи этой свойственна оценочность. Также она часто включает в себя короткие, емкие предложения, утверждающие интонации, имеющие целью убедить слушателей в несомненности построения новой картины мира:
«Товарищи красноармейцы! Стойте крепко, стойко, дружно! Смело вперед против врага! За нами будет победа. Власть помещиков и капиталистов, сломленная в России, будет побеждена во всем мире!» («Обращение к Красной армии», 1919 г.).
Многие фразы представляют собой политические лозунги, только более развернутые в устной речи:
«Все мы скажем теперь — долой шкурников, долой тех, кто думает о своей выгоде, о спекуляции, об отлынивании от работы, кто боится необходимых для победы жертв. Да здравствует трудовая дисциплина, рвение в труде, преданность рабочему и крестьянскому делу! Вечная слава тем, кто погиб в первых рядах Красной Армии!» («О трудовой дисциплине», 1920 г.).
А.Я. Вышинский (советский государственный деятель) часто использовал в своей речи такие приемы, как риторические вопросы и авторские неологизмы:
«Что собою представляют члены центра в своем политическом прошлом?[…] А сейчас что делают они? […].
На ответственном посту начальника Главхимпрома Ратайчак, этот обер-вредитель…" (Речь Государственного обвинителя прокурора СССР тов. Вышинского, 1936 г.).
Речь советского агронома Т. Д. Лысенко, как и ораторов традиционного академического красноречия, отличалась последовательностью логического построения и научной обоснованностью, наличием специальных терминов:
«…Возьмем такой важный вопрос, как семеноводство. Известно, что партия и правительство создали все необходимое для снабжения колхозов и совхозов хорошими сортами, которые высеиваются в районах. По одним только зерновым хлебам почти для каждой области созданы селекционные станции с большими полевыми участками, с большим количеством научных работников. Организована государственная сеть по сортоиспытанию, в задачи которой входит испытание пригодности сортов для различных районов Союза. В нашей стране имеется много зональных и отраслевых научно-исследовательских институтов, областных опытных станций по растениеводству и животноводству.» (речь на специальном совещании по генетике и селекции, 1939 г.).
Вне зависимости от того, политическая это речь или научная, она призывает слушателей к участию в жизни страны — труд ли это на благо общества, построение нового государства или применение научных знаний для успешного развития страны. Такие призывы можно услышать в речи А. В. Луначарского (советский писатель, общественный и политический деятель, публицист):
«…Можно быть хозяином в силу того, что над страной захвачена политическая власть. И в этом смысле мы уже настоящие хозяева и страны, и судеб народа. Но быть хорошим хозяином — это значит уметь хозяйничать. Для того, чтобы управлять судьбами такой колоссальной республики, даже союза республик, нам необходимы чрезвычайно острые, чрезвычайно многообразные знания, которыми был бы обогащен всякий гражданин, ибо всякий гражданин при нашей, подлинной демократии, должен быть участником в управлении страной.» («О задачах народного просвещения», 1918 г.).
Учитывая все перечисленные особенности речи русских ораторов времен большевизма, можно составить краткий перечень присущих этой речи качеств:
- · главная цель — агитация и пропаганда, воздействие на массы, их просвещение;
- · задача политической речи — исходя из символики, упорядочить картину мира и доходчиво ее передать;
- · оценочность речи;
- · использование резких, иногда грубых выражений;
- · постоянное повторение и гиперболизация новых символов революции, лозунгов (знаковые имена, цитаты, ключевые слова);
- · отождествление слова с делом, призыв к активным действиям, практическому применению знаний, участию в жизни страны;
- · политические ораторы в основном имели юридическое образование и были связаны с традициями судебной риторики;
- · в сфере революционеров шла борьба течений, это требовало не просто пропаганды, а достаточной аргументации;
- · доступность и ясность;
- · знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией.