Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические основы аудита малых предприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом налогообложения не может меняться в течении трех лет с начала применения УСН. Малое предприятие, работающее по УСН вправе вести бухгалтерский учет без применения плана счетов, двойной записи и других требований, установленных ФЗ «О бухгалтерском учете». Они должны вести только бухгалтерский учет основных средств и НМА. Эти предприятия должны учитывать свои доходы и расходы в книге учета… Читать ещё >

Теоретические основы аудита малых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отличительные особенности малых предприятий

Малый бизнес представляет собой совокупность мелких собственников, сеть небольших по объему производственной продукции и количеству работников предприятия, действующих на локальных рынках и на прямую связанных с потребителями своих товаров и услуг.

Отличительные аспекты (отрицательные):

  • — ограниченность финансовых ресурсов и низкие темпы формирования капитала;
  • — большая зависимость от внешних условий;
  • — ограниченность закупок сырья небольшими объемами производства;
  • — потребность во всесторонних знаниях законодательства;
  • — ограниченная номенклатура производимой продукции;
  • — слабая защищенность перед контролирующими органами и криминальными структурами;
  • — недостаточное понимание руководством задач бухгалтерского учета.

Положительные отличительные аспекты:

  • — оперативность принятия управленческих решений;
  • — не высокие расходы по управлению;
  • — быстрая оборачиваемость средств, что повышает эффективность производства и экономит затраты;
  • — высокий уровень специализации, возможность оперативно повышать качество продукции и разрабатывать новые товары.

Существует взаимосвязь между налоговой системой, порядком ведения учета, формой ведения учета и бухгалтерской отчетности, а также между налоговой и статистической отчетностью, т. е. от системы налогообложения зависит форма ведения бух. учета и предоставления отчетности.

Малые предприятия могут работать по нескольким системам налогообложения: общий режим, упрощенная система налогообложения (УСН), уплата единого налога на вмененный доход (ЕНВД), смешанная система.

Общий режим налогообложения — это уплата федеральных, региональных и местных налогов, предусмотренных НК РФ. Эта система применяется в добровольном порядке. Единственное ограничение — это обязанность по уплате ЕНВД.

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) — эта система применяется в добровольном порядке, если малое предприятие утратило свой статус, то это не отражается на его праве применять УСН.

Существуют критерии перехода на УСН:

Величина дохода от реализации по итогам 9 месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на УСН, доходы от реализации не должны превышать 20 млн руб. без учета НДС. Этот размер должен ежегодно индексироваться в соответствии с уровнем потребительских цен. Средняя численность работников не должна превышать 100 человек. Остаточная стоимость основных средств и НМА не должна превышать 100 млн руб.

Не вправе применять УСН организации, имеющие обособленные подразделения, организации, производящие подакцизную продукцию, банки, страховые компании, фонды и т. д., бюджетные учреждения иностранные организации.

Объектом налогообложения не может меняться в течении трех лет с начала применения УСН. Малое предприятие, работающее по УСН вправе вести бухгалтерский учет без применения плана счетов, двойной записи и других требований, установленных ФЗ «О бухгалтерском учете». Они должны вести только бухгалтерский учет основных средств и НМА. Эти предприятия должны учитывать свои доходы и расходы в книге учета доходов и расходом (Приказ МНС от 28.10.2002 г.). Книга ведется по простой схеме: доход и расход, и порядок заполнения зависит от объекта налогообложения.

Малое предприятие может вести бухгалтерский учет в обычном порядке, но это придется делать одновременно с ведением книги учета доходов и расходов. В некоторых случаях целесообразно вести бухгалтерский учет (при утрате права применения УСН возникнет необходимость восстановления остатков на счетах бух. учета, акционерное общество по данным бух учета определяет сумму дивидендов).

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — гл. 26.3 НК РФ (с 01.01.03 г.) это налог региональный, т. е. он вводится субъектами РФ. Во Владимирской области — это Закон от 27.11.2002 г. № 117ОЗ. Обязанность уплачивать ЕНВД возникает при соблюдении условий: 1) на территории субъекта РФ введен ЕНВД; 2) налогоплательщик фактически осуществляет деятельность на территории этого субъекта.

Эта система применяется в обязательном порядке. Объект налогообложения — вмененный доход, т. е. потенциально возможный доход. Ставка 15% от вмененного дохода. Для плательщиков сохраняется обязанность по ведению бухгалтерского учета. Эта система налогообложения оказывает минимальное влияние на организацию бухгалтерского учета, т.к. размер ЕНВД рассчитывается не на основании данных учета, а исходя из законодательно установленных норм доходности.

Смешанная система налогообложения. С 2004 г. УСН можно совмещать с ЕНВД по тем видам деятельности, которые не облагаются вмененным налогом, т. е. виды деятельности, по которым не уплачивается ЕНВД вправе по желанию плательщика переводиться на общий режим или УСН. Сочетание общего режима и УСН не возможно. На практике малые предприятия стараются избежать совмещения нескольких режимов. При этом необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, облагаемых разными налогами, что увеличивает затраты на ведение учета. Кроме того, при разных налоговых режимах могут не совпадать система учета, состав отчетности и т. д.

УСН и ЕНВД в основном выгодны тем налогоплательщикам, покупатели продукции которых не являются плательщиками НДС (реализация товаров физическим лицам).

Основной принцип организации учета на малых предприятиях — это максимальное упрощение процедур ведения учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ними задач:

  • — обеспечить сохранность имущества;
  • — обеспечить эффективность управления ресурсами;
  • — исчислить финансовый результат деятельности;
  • — определить налоговые обязательства.

На малом предприятии могут решаться и не все эти задачи. Например, если на предприятии работает 1 чел., который является и учредителем, то не решается задача обеспечение сохранности имущества. Если предприятие является плательщиком ЕНВД, то нет обязанности определять налоговые обязательства, т.к. они рассчитываются не по данным бухгалтерского учета. Руководитель должен определить приоритетные задачи для бухгалтерии и затем выбираются наиболее эффективные способы решения этих задач.

Формы бухгалтерского учета — это система регистров бухгалтерского учета. Малое предприятие имеет право выбора одной из форм бухгалтерского учета: традиционная форма или упрощенная форма бухгалтерского учета.

Традиционная форма используется всеми предприятиями с типовым планом счетов и т. д. К ним относятся мемориально-ордерная, журнально-ордерная формы, в т. ч. журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий, форма бухгалтерского учета с использованием компьютерных программ.

Упрощенные формы бухгалтерского учета предлагаются типовыми рекомендациями, рекомендуются для малых предприятий с простым технологическим процессом производства, и имеющих незначительное количество хозяйственных операций (не больше 100 в месяц).

  • 1) Простая форма бух. учета предназначена для малых предприятий, работающих по упрощенному плану счетов и соблюдающих критерии:
    • — не более 30 операций в месяц;
    • — не осуществляется производство продукции, связанной с большими материальными затратами.

В нее включены всего 2 регистра:

  • 1) Книга или журнал учета фактов хозяйственной деятельности по ф. К-1;
  • 2) Ведомость учета заработной платы по ф. В-8.

В простой форме не требуется оборотная ведомость, т. е. бух. отчетность составляется на основании книги учета фактов хозяйственной деятельности. Книга является регистром синтетического и аналитического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и его источников и составить отчетность. В книге должны быть отражены все дебиты и кредиты синтетических счетов, а также учетные данные всех аналитических счетов.

Малое предприятие может вести Книгу в двух вариантах:

  • 1) В виде ведомости (открывается на месяц);
  • 2) В виде книги (открывается на весь отчетный год).

Книга должна содержать следующие учетные данные:

  • — № и содержание хозяйственной операции;
  • — дату и № документа;
  • — сумма по дебету и кредиту корреспондирующих счетов.

Книга открывается записями остатком на начало периода, затем в хронологической последовательности позиционным способом записываются совершаемые операции. По окончанию месяца подсчитываются обороты по дебету и кредиту всех счетов, которые должны быть равны итогу по графе 4 этой книги. Выводиться конечные остатки на начало следующего месяца. Ведомость по форме В-8 «Ведомость учета работников до 10 чел. В ней отражаются данные по расчетам с работниками и данные по выдачи и депонировании з/пл.

2) Форма бух. учета с использованием регистров бух. учета имущества предприятия. Она включает в себя 8 ведомостей по учету имущества, капитала, обязательств и операций. На основании ведомости и по данным оборотной ведомости составляется бух. отчетность. Каждая ведомость предназначена, как правило, для учета информации по одному счету, поэтому хоз. операции отражаются в двух ведомостях: в одной по дебиту по кредиту на одну сумму на основании одного и того же первичного документа.

Оборотная ведомость — это способ обобщения показателей счетов. Из шахматной ведомости в оборотную ведомость переносятся кредитовые и дебетовые обороты по каждому счету. Затем подсчитывает сальдо на 1 число следующего месяца. На основании этой ведомости составляется баланс малого предприятия и другие отчетные формы.

Предприятия, работающие по УСН обязаны вести книгу учета доходов и расходов. В ней все операции отражаются позиционным способом в хронологической последовательности.

Порядок заполнения книги зависит от объекта налогообложения. Если объект — доходы, то не заполняются графы связанные с расходами и второй раздел. Если объект — доходы минус расходы, то заполняются все графы и разделы этой книги. На основании этой книги заполняется налоговая декларация.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой