Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)
Джон Локк Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и др. языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности… Читать ещё >
Этические нормы речевой культуры (речевой этикет) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости…, ученость становится в нем педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой.
Джон Локк Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и др. языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.
Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Формулы речевого этикета — типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба и др.) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.
Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам, работникам сферы обслуживания, т. е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.
Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения: социальный статус субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Особенностью русского языка является наличие в нем местоимений ты и вы. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальной — неофициальной обстановки.
Вы. | Ты. |
1. К незнакомому, малознакомому адресату. | 1. К хорошо знакомому адресату. |
2. В официальной обстановке. | 2. В неофициальной обстановке. |
3. При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату. | 3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату. |
4. К равному и старшему (по положению, возрасту) адресату. | 4. К равному и младшему (по положению, возрасту) адресату. |
В официальной обстановке, когда в разговоре принимает участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомым, с которым установлены дружеские отношения и обиходно-бытовое обращение на ты, перейти на вы.
Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Соответственно выделяются следующие группы формул речевого этикета:
знакомство;
представление;
приветствие;
приглашение;
поздравление;
соболезнование;
сочувствие, утешение;
благодарность;
замечание, предупреждение;
предложение, совет;
просьба;
согласие, разрешение;
отказ;
комплимент;
обращение;
прощание.
Контрольные вопросы и задания Что такое «речевой этикет»?
Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику.
На какие группы делятся формулы речевого этикета?