Введение.
Эволюция местного государственного управления России в XVI-XVII вв.
В Земские соборы входили: Боярская дума, высшее духовенство, так называемый «Освещенный собор» и выборные представители дворянства и городов. Большую часть соборов составляли дворяне. Особое преимущество на выборах имело столичное дворянство, посылавшее по 2 человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов (вне Москвы) посылали столько же дворян от каждого города. Из 192 выборных… Читать ещё >
Введение. Эволюция местного государственного управления России в XVI-XVII вв. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Создание единого Российского централизованного государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI—XVII вв. на Руси происходит процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система. Отдельные группы феодалов постепенно консолидировались и объединялись в единое сословие, завершалось всеобщее и полное закрепощение крестьян.
Интерес к истории городского самоуправления связан не только со стремлением историков более глубоко взглянуть в прошлое, но и с сугубо практическими потребностями. На современном этапе российской истории не сняты проблемы поисков более рациональной организации местного самоуправления не только из-за недостатков, присущих нынешней системе, но и вследствие развития процессов урбанизации и усложнения задач, вставших перед муниципальными учреждениями. Поэтому исключительно актуальным является вопрос оптимизации деятельности органов местного самоуправления.
Государственное управление России в период сословно-представительной монархии
Государственный строй
В середине XVI в. при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на укрепление централизованного государства. Среди них важнейшей была попытка уменьшить влияние Боярской Думы в государстве. Для этого в 1549 г. была учреждена «Избранная рада» или «Ближняя дума» из особо доверенных лиц назначенных царем. Это был совещательный орган, решавший вместе с царем все наиболее важные вопросы управления и оттеснивший Боярскую Думу.
Централизации государства во многом способствовала опричнина. Большая опричная территория управлялась особым аппаратом — царским двором с опричными боярами, придворными и т. д. власть царя опиралась на специальный опричный корпус, выполнявший функции личной охраны царя, политического сыска и карательного аппарата, направленного против восстаний народных масс.
Социальной опорой опричнины являлось мелкое служилое дворянство, стремившееся занять земли и боярских крестьян, усилить свое политическое влияние.
Опричнина существенно подорвала экономические и политические позиции княжеско-боярской аристократии, укрепив тем самым царскую власть, и способствовала ликвидации удельно-княжеского сепаратизма. Но ее проведение сопровождалось колоссальным разорением многих земель и городов, страшным произволом опричников.
Опричный террор не мог не повлиять отрицательно на дальнейшее экономическое развитие страны.
В середине XVI в. были осуществлены такие преобразования в центральном и местном управлении России, как отмена кормлений, земская и губная реформы, а также реформы в вооруженных силах. С середины XVI в. стали созываться сословно-представительные учреждения — Земские соборы.
После создания этих учреждений государственный строй России в XVII в. имел следующую структуру:
Во главе государства, начиная с 1547 г. стоял царь. Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания царя на Земском Соборе, что должно было способствовать упрочнению авторитет монаршей власти;
Царь как глава государства обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Но правил царь не единолично, а вместе с Боярской думой и Земскими соборами;
Боярская дума формально в XVI—XVII вв. являлась органом госуправления: она была постоянно действующим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы госуправления;
Реальное влияние Боярской думы на госуправление в исследованный период не было однозначным. Так, в годы опричнины роль Боярской думы была незначительной;
В состав думы вошли дворяне. Более того, в думу стали вводиться представители верхушки городского населения, торговая знать, гости. Но при этом дума продолжала оставаться органом родовитой боярской аристократии.
При Боярской думе были созданы: специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для работы с поступившими в думу делами образовывались комиссии из бояр и думных дьяков.
Большую роль в управлении государством в данный период играли Земские соборы. Они стали собираться с середины XVI в. и действовали в первой половине XVII в. Последние Земские соборы состоялись в 1648—1649 гг., 1651 г. и 1653 г. Во второй половине XVII в. окрепшая царская власть научилась обходиться без созыва этого сословно-представительского учреждения.
В Земские соборы входили: Боярская дума, высшее духовенство, так называемый «Освещенный собор» и выборные представители дворянства и городов. Большую часть соборов составляли дворяне. Особое преимущество на выборах имело столичное дворянство, посылавшее по 2 человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов (вне Москвы) посылали столько же дворян от каждого города. Из 192 выборных членов Земского собора в 1642 г. 44 человека являлись представителями от московских дворян.
Большое представление имели торгово-промышленные круги Москвы. В соборе численность депутатов-горожан достигала 20%. Земские соборы собирались в первой половине XVII в. довольно часто. Созыв Соборов объявлялся специальной царской грамотой. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были принимать всем составом Собора.
Продолжительность работы Земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет. Так, работа Земского собора, избравшего на царство Михаила Романова, продолжалась в течение 1613−1615 г. Соборное уложение 1649 г. обсуждалось на 3-х соборах с 1648 по 1649 гг. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, который носил название приговора.
Решения Земских соборов не были формально обязательными для царя. Но фактически он не мог с ними не считаться, поскольку дворяне и богатые посадские люди обеспечивали поддержку царю. Таким образом, Земские соборы с одной стороны, ограничивали власть царя, с другой — всемерно ее укрепляли.
Система приказов являлась органами центрального отраслевого управления, получила в конце XVI в. дальнейшее развитие, охватывая все органы государственного управления России. Действовал Посольский приказ, Разрядный, Ямской.
местное государственное управление россия Большое значение имел поместный приказ, решавший вопросы поместного и вотчинного землевладения, с раздачей земель дворянам, регистрация вотчин и т. д.
Поместный приказ рассматривал судебные споры по земельным делам. В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ. С появлением специализированных военных частей возникали Пушкарский, Рейтарский приказ. Полицейские функции и суд по разбойным и татебным делам осуществлял разбойный приказ.
Московская полицейская служба и суд важнейшим уголовным делам находились в руках Земского приказа. Земский приказ ведал переписями дворов, собирал подати с посадского населения Москвы.
Существовали приказы, занимавшиеся управлением отдельных местностей Российского государства — Владимирский, Галицкий, Казанский, Сибирский. Они занимались также сбором налогов и судом.
Важную роль играли финансовые приказы. Приказ большого прихода ведал таможенными пошлинами, откупами, торговыми сборами. Приказ большой казны собирал прямые налоги с городского населения, занятого торговлей и ремеслом.
Питейные доходы с государства собирал приказ с названием «Новая четверть». Имелись приказы с узкой специализацией — Приказ книгопечатного дела, Аптекарский приказ и др.
В приказах часто присутствовало дублирование, бюрократизм, взяточничество. В 1656 г. учрежден даже счетный приказ, время от времени проверявший расходные и приходные книги приказов, но эта мера большого результата не дала.
Существовала большая группа дворцовых приказов. Так, приказ большого дворца ведал дворцовыми землями и снабжением царского двора всем необходимым. Имелись Ловчий, Сокольничий, Постельничий приказы. Казенный приказ занимался личной казной царя и охраной царских драгоценностей.
Характерной особенностью каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управленческих, но и судебных функций.