Византийская община в viii-x вв
Византийский община крестьянин правовой Византийская община VII—IX вв. представляла собой соседскую общину — митрокомию, с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности. Приусадебные участки и пахотная земля находились в частной собственности общинников, а неподеленные земли, в том числе сельскохозяйственные угодья — пастбища, леса, луга, воды, составляли общинную собственность. Весь… Читать ещё >
Византийская община в viii-x вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика Византийской общины
византийский община крестьянин правовой Византийская община VII—IX вв. представляла собой соседскую общину — митрокомию, с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности. Приусадебные участки и пахотная земля находились в частной собственности общинников, а неподеленные земли, в том числе сельскохозяйственные угодья — пастбища, леса, луга, воды, составляли общинную собственность.
Хозяйствовать византийским крестьянам приходилось на крохотных участках, расположенных по большей части в горах и отвоеванных у леса территориях. Земельный участок крестьян, включавший в себя пашню, виноградник или сад, считался собственностью земледельца. Частная собственность на землю складывалась медленно. Отсутствовала купля-продажа земли, однако широко были распространены аренда, обмен, заклад. Надел общинника назывался долей, жребием. Это говорит о происходившем разделе земель. Закон предусматривал и передел участков в случае, если первоначальный раздел земли был произведен неправильно: «Если был произведен раздел несправедливо для некоторых в жребиях и в местоположении, пусть позволено будет аннулировать произведенный раздел». Но, стоит отметить, что византийская община не знала периодических переделов земель: крестьяне обносили свои наделы изгородью, окапывали рвом, сами решали какой культурой засеять свое поле.
Однако в частной собственности отчетливо выступали черты общинного землевладения, так как надел крестьянина не был свободен от действия прав всех общинников. Земледельческий закон не воспрещает соседям есть виноград, фрукты в чужом саду, запрещая лишь уносить с собой плоды: «Входящие в чужие виноградники и смоковничные рощи ради потребления [плодов] будут безнаказанны. Если же ради покражи — будут высечены и лишены одежд»1.
Также византийские крестьяне могли рубить дрова, косить сено, собирать каштаны, иметь дерево, пасти скот на чужой земле. Более того, Закон оговаривал превращение всех земель в открытое пастбище для скота всего селения после снятия с полей урожая.
Византийские крестьяне были свободными земледельцами, не знающими над собой никого господства, кроме государства, которому они были обязаны повинностями. Судя по источнику, крестьяне занимались земледелием, виноградарством и садоводством. Они возделывали пшеницу, ячмень, бобовые, виноград, яблоки, груши, гранаты, оливки. При этом они использовали такие орудия труда как плуг, лопату, мотыгу, топор, серп, садовый нож и т. д.: «Если земледелец украдет во время пахотьбы лопату или мотыгу и со временем опознан будет, то отдаст за это в день по двенадцать фоллов. Равным образом и укравший в самую пору садовый нож или во время жатвы серп или во время рубки леса топор».
Помимо земледелия, в хозяйстве крестьян большую роль играло скотоводство. Особенно много было овец, коз, баранов, свиней, также в Земледельческом законе часто упоминается крупный рогатый скот: «Если кто-либо нашел поросенка, делающего потраву, или овцу, или собаку…». Рабочим скотом служили быки, волы, ослы и мулы: «Если кто-либо возьмет быка для работы …». На них пахали, молотили, запрягали в повозку и т. д. Коров оставляли под надзором пастухов, как правило, наемных, и пастушеских собак. Чтобы животное не потерялось в лесу, ему на шею вешали колокольчик: «Если кто-либо обрезал колокольчик у быка или овцы…». Кроме этого византийские крестьяне разводили птицу и занимались пчеловодством.
Весь облик византийской деревни VIII-Х вв., строй ее жизни мало чем отличался от строя западноевропейской деревни того же времени: примитивной была техника сельского хозяйства, важную роль играли общинные отношения. С приходом славян византийская община стала более замкнутой, консолидированной, что отличало ее от современных ей общин Западной Европы.