Опытно-экспериментальная работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста
I уровень — высокий Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог, употребляет много слов из активного словаря, произносит все звуки… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение состояния работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста.
С целью проверки гипотезы исследования нами была организована опытно экспериментальная работа, которая включала три этапа:
- — констатирующий этап эксперимента предусматривал изучение исходного состояния работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей;
- — формирующий этап эксперимента предусматривал реализацию организационно-педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей;
- — контрольный этап эксперимента предполагал повторное изучение состояния работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 353 города Челябинска, в эксперименте принимали участие дети разновозрастной группы (10 человек) и педагоги (4 человека).
Образовательный процесс осуществляется по программе «Детство». Содержание программы «Детство» человекоориентировано и направленно на воспитание гуманного отношения к миру. Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
Изучение состояния работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста предусматривало выявление уровня развития речи детей дошкольного возраста, а также изучение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников.
Для изучения уровня развития речи детей нами была использована методика О. С. Ушаковой. Методика диагностики О. С. Ушаковой состоит из трех серий с заданиями (Приложение № 1):
- 1) задания на выявление уровня развития словаря и грамматики;
- 2) задания на выявление уровня развития звуковой культуры речи;
- 3) задания на выявление уровня развития связной речи
М.М. Алексеевой и В. И. Яшиной выделены 3 уровня развития речи детей:
I уровень — высокий Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог, употребляет много слов из активного словаря, произносит все звуки в словах, понимает обобщающие слова (игрушки, фрукты, посуда и т. д.).
II уровень — средний Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, вступает в диалог, делает незначительные ошибки в трехсложных словах, умеет пользоваться обобщением.
III уровень — низкий Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог, не проявляет способности к обобщающим словам.
Исследование проводилось с детьми разновозрастной группы в количестве 10 человек, использовались индивидуальные и групповые формы работы.
Таблица 2. Результаты изучения уровня развития речи детей дошкольного возраста.
Уровни развития. | Группы. | |
Контрольная группа (количество человек). | Экспериментальная группа (количество человек). | |
Высокий. | ||
Средний. | ||
Низкий. |
Результаты диагностики уровня речевого развития детей дошкольного возраста показали, что в контрольной группе 3 детей показали высокий уровень развития речи. Значительная доля принадлежит детям со средним уровнем развития речи — 5 детей. Низким уровнем развития речи обладает 2 ребенка.
Результаты диагностики экспериментальной группы показали, что у 4 детей высокий уровень развития речи, у 5-средний уровень, а у одного ребенка низкий уровень развития речи.
Диагностика детей показала, что у дошкольников есть проблемы со словарным запасом, недостаточный уровень развития связной речи, несформированность навыков грамматически правильной речи, не все дети могут подбирать обобщающие слова, заменять другие слова синонимами, путают буквы или пропускают звуки.
Также перед нами стояла необходимость изучения уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития детей. Нами было проведено тестирование педагогов по вопросам организации речевого развития детей (Приложение № 2).
Уровни профессиональной компетентности педагогов:
- · Оптимальный уровень — 80% и выше
- · Достаточный уровень — 50%-80%
- · Недопустимый уровеньменее 50%
Рисунок 1 — Результаты изучения профессиональной компетентности педагогов Таким образом оптимальный уровень знаний по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста показал 1 педагог, 2 педагога показали достаточный уровень знаний и 1 педагог показал недопустимый уровень знаний по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
Нами была выявлена необходимость работы с педагогами с целью повышения их профессиональных знаний.
Тем самым, результаты констатирующего этапа эксперимента дают основания для проведения экспериментальной работы по апробации предложенных нами организационно-педагогических условий повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста.