Начало революционного движения в России
Феодализм в целом, и в особенности крепостное право как его крайнее порождение, исторически изживал себя в России. Дворянские идеологи спорили о выгодах и невыгодах, сохранения крепостного права для помещиков. Разложение крепостного строя и его обречённость были замечены наиболее проницательными представителями помещичьего класса, однако царь и большая часть дворян цепко держались… Читать ещё >
Начало революционного движения в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Политическая обстановка
XIX век в России был настоян на бурных событиях прошедшего столетия. События теснились, нарастали, образуя сумму причин и предпосылок для создания Тайного общества.
С Французской революцией для правителей началось грозное время. Реакционное дворянство России пыталось объяснить события в Париже «слабостью» короля и действиями кучки «злонамеренных» лиц. Но в Россию проникали иностранные газеты, книги. И передовые русские люди понимали, что «смута» во Франции — начало всемирной, длительной и упорной борьбы против феодальной монархии. Хорошо осведомленный русский посол в Англии Семен Воронцов писал брату о Французской революции: «Это не что иное, как борьба не на живот, а на смерть между имущими и теми, кто ничего не имеет. И так как первых гораздо меньше, то они в конце концов должны быть побеждены. Зараза будет повсеместной. Наша отдаленность на некоторое время нас предохранит, мы будем последние, но и мы будем жертвами этой всеобщей чумы. Вы и я ее не увидим. Но мой сын увидит… «. В то же время французский посол Сегюр сообщал в Париж из северной столицы, что «хотя Бастилия не угрожала ни одному из жителей Петербурга, трудно выразить тот энтузиазм, который вызвало падение этой государственной тюрьмы и эта первая победа бурной свободы среди торговцев, мещан и некоторых молодых людей более высокого социального уровня».
Феодализм в целом, и в особенности крепостное право как его крайнее порождение, исторически изживал себя в России. Дворянские идеологи спорили о выгодах и невыгодах, сохранения крепостного права для помещиков. Разложение крепостного строя и его обречённость были замечены наиболее проницательными представителями помещичьего класса, однако царь и большая часть дворян цепко держались за средневековые порядки. Что касается будущих декабристов, то именно в крепостничестве они видели главную причину отсталости России.
Потом, когда восстание будет разгромлено, каждому из арестованных мятежников зададут один и тот же главный вопрос, ответ на который особенно интересовал императора: «Откуда заимствовали вы свободный образ мыслей?».
Разъединенные глухими стенами камер Петропавловской крепости, декабристы, не сговариваясь, ответят почти одинаково. А. Бестужев напишет: «…Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». М. А. Фонвизин признается следствию: «Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-го беспокойное желание деятельности».
Декабристы назовут себя «детьми 1812 года… «.
И. Д. Якушкин в своих воспоминаниях расскажет:
«Война 1812 года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании. Все распоряжения и усилия правительства были бы недостаточны, чтобы изгнать вторгшихся в Россию галлов и с ними двунадесять языцы, если бы народ по-прежнему остался в оцепенении. Не по распоряжению начальства жители при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя свои жилища на сожжение. Не по распоряжению начальства выступило все народонаселение Москвы вместе с армией из древней столицы. По рязанской дороге, направо и налево, поле было покрыто пестрой толпой, и мне теперь еще помнятся слова шедшего около меня солдата: „Ну, слава богу, вся Россия в поход пошла!“ В рядах даже между солдатами не было уже бессмысленных орудий; каждый чувствовал, что он призван содействовать в великом деле».
Многие будущие члены тайных обществ участвовали в крупнейших битвах войны 1812 года.
События войны сталкивают будущих декабристов, боевая дружба располагает к откровенности, и единомышленники узнают друг друга. «Связи, сплетенные на биваках, на поле битвы, при делении одинаких трудов и опасностей бывают, особенно между молодыми людьми, откровеннее, сильнее и живее», — скажет на следствии С. П. Трубецкой.
Заграничные походы 1813−1814 годов углубили их раздумья о судьбе Родины. Русская армия прошла по странам, где уже не было крепостного права. Ощущение свободы заразительно, солдаты забывают о рабстве в России. Да и возможно ли оно теперь? Ждут благостных перемен в Отечестве, надеются.
Но на Родине ничего не переменилось…
Солдаты вернулись с полей сражений иными. Как говорил современник, «они стали больше рассуждать». Роль народного партизанского движения в разгроме Наполеона укрепила веру крестьян в их право на свободу, они ждали освобождения, как законной награды. В России надеялись на большие перемены, но в царском манифесте 30 августа 1814 года о крепостных была лишь одна неопределенная строка «Крестьяне, верный наш народ — да получит мзду свою от бога».
Крепостные крестьяне — ополченцы и партизаны — снова вернулись под иго господ.
Прочие сословия, вплоть до дворянства, тоже имели основания для недовольства. Н. А. Бестужев на допросе 26 января 1826 г. Показывал: «Ропот всех гражданских сословий Российского государства; удручение земледельческого состояния налогами и особенно в последнее время подставами и дорогами, а вместе с тем прекращение многих способов к обращению внутренней промышленности, притеснение внутренней торговли, недостаток финансов, пренебрежение во многих случаях дворянских сословий наконец строгость, с которою управлялись военные поселения, и неудовольствия войска — все это вместе подавало повод думать, что когда-нибудь неминуемо должно случиться великому государственному потрясению, ежели останутся те же распоряжения».
Надо было спасать Россию, переменив правление, и путем демократических преобразований добиться ее благоденствия и процветания.