Характеристика различных форм безналичных расчетов и контроль за их выполнением
Платежное поручение на бумажном носителе представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров, за исключением случаев, указанных в Инструкции о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 66 (в редакции от 30.08.2010 № 370). Допускается передача… Читать ещё >
Характеристика различных форм безналичных расчетов и контроль за их выполнением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оптимизация форм безналичных расчетов организаций Республики Беларусь
В процессе хозяйственной деятельности у предприятий возникают хозяйственные связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одна организация выступает поставщиком товаров, а другая? их получателем, а значит, и плательщиком.
Расчеты — это предъявление и удовлетворение в денежной форме требований и обязательств участников расчетов, которые возникают в процессе производства, распределения и перераспределения, потребления [11, с.38].
Расчеты являются начальным и завершающим звеном кругооборота средств. Непрерывное возобновление циклов оборота средств организаций обеспечивается своевременными платежами, поступлением денег на счета в банке. Время кругооборота средств хозяйствующих субъектов зависит от организации расчетных операций и применяемых форм расчетов.
Сущность расчетных операций определяется финансовыми отношениями. Большое значение имеет соблюдение нормативных актов, регулирующих расчетные операции, уровень постановки договорной работы, состояние расчетно-платежной дисциплины, достоверности учетных данных.
Денежные средства — это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия.
Денежные средства предприятий находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, в чековых книжках и пр. Их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью — важнейшая задача на предприятиях. От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность предприятия, своевременность выплаты заработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций имеет важное значение для правильной операции организации денежного обращения расчетов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов [16, с. 78].
Организация расчетов представляет собой единство двух взаимосвязанных элементов: способа организации платежа и формы расчетов, т. е. определенной формы расчетных документов и их движения в процессе расчетов.
Расчеты совершаются как в форме безналичных платежей, так и наличными деньгами.
В расчетах с физическими или юридическими лицами) субъекты хозяйствования используют наличные денежные средства.
Основные задачи контроля наличных денежных средств состоят в том, чтобы выявить состояние сохранности денежных средств, правильность и законность их использования, подлинность и достоверность совершения денежных операций, отраженных в бухгалтерском учете, соблюдение кассовой дисциплины, полноты оприходования, целевого использования и условий хранения денежных средств.
Наличные деньги субъекты хозяйствования принимают в качестве средства расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовым суммирующим аппаратом, структурированной кабельной системой, модели которых включены в Государственный реестр. Прием наличных денег субъектами, имеющими право не использовать КСА, СКС, осуществляется по приходному кассовому ордеру формы КО-1, талонам формы 20-ФС, квитанции формы КВ-1, а также другим документам, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках.
Субъекты хозяйствования по согласованию с обслуживающими банками могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на предусмотренные законодательством цели: на расчеты между субъектами хозяйствования, иные цели. 18, с.41].
Для выдачи наличных денег используются первичные документы: расходный кассовый ордер формы КО-2, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 19 апреля 2001 г. N 43 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации» (в ред. постановления Минфина от 09.07.2004 N 107); платежная ведомость с последующим проставлением на ней реквизитов расходно-кассового ордера либо приложением самого расходно-кассового ордера на общую сумму выплаченных по ведомости (ведомостям) наличных денег без составления расходно-кассового ордера на каждого получателя.
Кассир вправе выдать деньги только лицу, указанному в расходно-кассовом ордере, платежной ведомости, других утвержденных законодательством документах, либо лицу, указанному в доверенности, оформленной получателем денег.
Расходно-кассовый ордер и другие документы утвержденных форм, по которым выдаются наличные деньги, заполняются в порядке, установленном законодательством.
Расчеты между организациями за товары и услуги производятся в основном в безналичном порядке через банки путем списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя. Применение безналичных расчетов позволяет государству контролировать деятельность организаций и кругооборот денежных средств. Кроме того, безналичные расчеты способствуют ускорению процесса реализации продукции, распределению и перераспределению совокупного продукта и национального дохода; сокращению потребности в наличных деньгах, обеспечивают накопление в банках ресурсов для кредитования, ускоряют денежный оборот.
Для совершения платежей за товары, услуги и по финансовым операциям применяются различные формы безналичных расчетов, которые отличаются друг от друга порядком проведения расчетной операции. Форма безналичных расчетов представляет собой законодательно регулируемый способ исполнения денежных обязательств через банки, определяемый видом платежной инструкции и организации документооборота. 13, c.72].
Доминирующей формой безналичных расчетов в Республике Беларусь является проведение расчетных операций с использованием платежных поручений.
Рассмотрим организацию движения денежных средств в каждой из перечисленных форм безналичных расчетов.
Платежное поручение — это платежная инструкция плательщика, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель для зачисления на счет бенефициара.
Расчеты платежными поручениями являются основной формой безналичных платежей в Республики Беларусь. Они используются в одногородних и иногородних расчетах, во внутриреспубликанском и внешнеэкономическом обороте, при расчетах за товары и услуги, авансовых платежах, предварительной оплате, расчетах по разного рода операциям нетоварного характера [24, с. 91].
Платежное поручение на бумажном носителе представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров, за исключением случаев, указанных в Инструкции о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 66 (в редакции от 30.08.2010 № 370). Допускается передача платежного поручения клиентом в банк-отправитель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и другие). Платежные поручения представляются в банк-отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).
Принятие к исполнению платежного поручения в банке-отправителе предлагает соблюдение следующих условий: правильности оформления, наличие денежных средств на счете плательщика для исполнения перевода, если на счете плательщика нет необходимой суммы денежных средств, банк не должен принимать платежное поручение к исполнению. Исключением является ситуация, когда договором между банком и плательщиком предусмотрено предоставление кредита на проведение расчетных операций при отсутствии или недостатке средств на счете плательщика. В этом случае банк принимает платежное поручение и исполняет его за счет предоставленных в кредит денежных средств.
Достоинствами расчетов платежными поручениями наряду с их универсальностью является простота документооборота и скорость перечисления денежных средств. В этой форме заложена возможность максимального приближения момента отгрузки товаров к моменту их оплаты, если плательщик сразу оформит и предоставит платежное поручение в банк, в то же время при использовании платежного поручения у бенефициара отсутствует гарантия платежа, так как у плательщика может не оказаться суммы средств на счете и прав на кредит, кроме того, срок платежа может увеличиться вследствие как несвоевременной выписки платежного поручения плательщиком, так и достаточно длительного срока действия платежного поручения.
Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.
Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки.
Представленное плательщику платежное требование-поручение должно содержать следующие обязательные реквизиты: наименование расчетного документа, дату и номер платежного требования-поручения, а также реквизиты в соответствии с требованиями описания полей «Сумма и валюта», «Плательщик», «Банк-получатель», «Бенефициар», «Назначение платежа» и так далее [3, с. 98].
При этой форме расчетов плательщик и бенефициар устанавливают в договоре срок, в течение которого плательщик обязан предоставить в банк требование-поручение. Этот срок банками не контролируется.
В данной форме расчетов значительная часть документооборота осуществляется вне банка. Платежное требование — поручение выписывается бенефициаром и передается непосредственно плательщику, поэтому бенефициар несет ответственность за достоверность, полноту и правильность оформление данного расчетного документа. Плательщик проверяет обоснованность требования бенефициара и акцептует его в установленном порядке полностью или частично, проставив в нем ту сумму, которую он согласен оплатить. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно бенефициара в порядке и сроки, определяемые договором, заключенным между ними.
Недостатки, присущие данной форме расчетов, проявляются в отсутствии гарантии платежей, которая может привести к замедлению оборачиваемости средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказов от акцептов (особенно необоснованных).
Достоинством этой формы расчетов является простота документооборота (не надо сдавать документы на инкассо, отказ от оплаты производится, минуя банк) и следовательно сокращению издержек по платежам, а также повышение ответственности контрагентов расчетов за их организацию и своевременность.
Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.
При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма инкассо.
Безакцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.
Акцептная форма инкассо используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон.
Акцепт плательщика может быть предварительным и последующим. предварительный акцепт — акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до поступления платежного требования, предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк-отправитель.
В заявлении на предварительный акцепт должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований; наименование бенефициара; номер и дата заключенного договора, по которому предполагается оплата платежных требований в день их поступления; расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения); другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной [13, с. 87].
При приеме заявления на предварительный акцепт ответственный исполнитель банка-отправителя проставляет на обоих экземплярах заявления дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Первый экземпляр заявления на предварительный акцепт хранится в банке-отправителе в отдельной папке, второй экземпляр заявления возвращается плательщику.
При приеме заявления на предварительный акцепт ответственный исполнитель банка-отправителя проставляет на обоих экземплярах заявления дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Первый экземпляр заявления на предварительный акцепт хранится в банке-отправителе в отдельной папке, второй экземпляр заявления возвращается плательщику.
Ответственный исполнитель сверяет с заявлением на предварительный акцепт только платежные требования, содержащие отметку об оплате с предварительным акцептом.
Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком о причинах не включения бенефициара в заявление на предварительный акцепт.
Урегулирование претензий между плательщиком и бенефициаром по поводу необоснованного не включения бенефициара в заявление на предварительный акцепт производится сторонами самостоятельно в порядке, установленном законодательством или договором.
Последующий акцепт — акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления платежного требования в течение срока, установленного действующими нормативными сроками. Последующий акцепт может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на ее часть (частичный). Срок представления заявления на последующий акцепт составляет пять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк [19, с. 76].
Платежное требование, подлежащее оплате в порядке последующего акцепта, в день поступления приходуется по внебалансовому счету «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и помещается в картотеку к указанному счету в календарной очередности. Платежное требование учитывается по указанному счету до его исполнения (полностью или частично) или возврата без исполнения. Хранение расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» может вестись в электронном виде.
Преимущество расчетов платежными требованиями заключается в том, что контроль за порядком их проведения осуществляется всеми участниками, включая банки. Обеспечивается строгая адресность доставки расчетных документов, так как они передаются для исполнения через банки. Основные недостатки являются отсутствие гарантии платежа, поскольку на сете плательщика может не оказаться необходимой суммы средств, кроме того расчеты платежными требованиями довольно трудоемки, их документооборот включает больше этапов, чем документооборот при расчетах платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.
Требования к форме и содержанию платежных инструкций и порядку осуществления операций при проведении расчетов в безналичной форме устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь.
Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 66 (в редакции от 30.07.2009 № 127);
Согласно п. 4 Инструкции о банковском переводе, расчеты осуществляются в порядке банковского перевода. Банковский переводпоследовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных Инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств на счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). В соответствии с Инструкцией банковский перевод может быть дебетовый и кредитовый [18, с. 87].
Форма расчетов включает в себя способ платежа и соответствующий ему документооборот, т. е. систему оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.
Рассмотрев формы безналичных расчетов можно сделать вывод, что каждая форма безналичных расчета имеют свои достоинства и недостатки для большинства форм достоинства является простота документооборота скорость перечисления средств, а к недостаткам отсутствие гарантии платежа.
Обращение денежных средств совершается непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях. Этот процесс непрерывен во времени. Поэтому важно, чтобы за расчетными операциями был установлен постоянный, систематический, ежедневный внутрихозяйственный контроль.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственных операций и направлен на предупреждение незаконного и нерационального использования денежных средств. Осуществляется главными специалистами и главным бухгалтером.
Текущий контроль проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и направлен на оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта в хозяйстве. Текущий контроль должен осуществляться всеми должностными лицами. [26, с.93].
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен на выявление недостатков или имеющегося положительного опыта. Последующий контроль осуществляют работники бухгалтерии, ревизионные комиссии.
Значением контроля расчетных отношений является: проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете расчетных операций по поставленным и полученным товарно-материальным ценностям при соблюдении требований законодательства Республики Беларусь;
своевременное взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженности организации;
выполнение действующего порядка использования денежных средств по назначению;
своевременное проведение и выявление результатов инвентаризации денежных средств;
контроль за расходованием денежных средств строго по целевому назначению;
обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности .
Контроль денежных средств проводится по трем основным направлениям:
инвентаризация денежной наличности и расчетов;
проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу, на расчетный счет;
проверка правильности списания денег в расход.
Ответственность за соблюдение правил ведения денежных средств возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера, руководителя финансовой службы и кассира.
Для совершенствования контроля за сохранностью и использованием денежных средств в организациях необходимо разработать и утвердить программу внутрихозяйственного контроля. Данная программа позволит усилить контрольные функции всех должностных и материально-ответственных лиц, которые обязаны отвечать за сохранность и целевое использование денежных средств.