Крещение Руси.
Принятие христианства на Руси
Вводя новую христианскую религию на Руси, Владимир, несомненно, нуждался в священниках. И он мог их получить не из Константинополя, не из Рима, а из Корсуня. Говоря о стремлении князя Владимира к автономной церкви, Е. Е. Голубинский отмечает, что Владимир, возможно, вел переговоры о своем церковном управлении из захваченного им Корсуня! Не кто иной, как корсунские попы могли соответствовать… Читать ещё >
Крещение Руси. Принятие христианства на Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Князь Владимир обратился в христианскую веру в 988 году в городе Корсуни (Херсонесе), и считается, что с этой даты христианская вера приобрела статус государственной религии.
Также он окрестил своих детей, бояр, дружину и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще.
При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь яаурена императора Василия II —Василия Великого.
Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
" Боже великий, сотворивый небо и землю! Примзри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!" .
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому. Под Новгородом, В Перыне, где находился языческий храм, была построена церковь Рождества. По сообщению «Повести временных лет», Владимир начал строить в городах церкви, назначать священослужителей «и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам».
По словам историка Я. Н. Щапова: «распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев населения». Подтверждение этому можно найти у Татищева В. Н., который исследуя летописные рассказы о крещении, приводит такие факты: метрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. Но, так как христианство вступало в противоречие с уже устоявшимися верованиями и привычками людей, проживающими на Руси в тот период (это признают все ученые-историки), то распространение христианства не могло проходить без применения силы и других рычагов, доступных официальным правителям того времени.
Вводя новую христианскую религию на Руси, Владимир, несомненно, нуждался в священниках. И он мог их получить не из Константинополя, не из Рима, а из Корсуня. Говоря о стремлении князя Владимира к автономной церкви, Е. Е. Голубинский отмечает, что Владимир, возможно, вел переговоры о своем церковном управлении из захваченного им Корсуня! Не кто иной, как корсунские попы могли соответствовать желанию Владимира получить послушных его воле священников. Корсунское духовенство следует отличать от византийского, поскольку промежуточное и зависимое положение Корсуня и от Константинополя, и от Киева не могло не сказываться на политике корсунян. Таким образом, мних Яков дает нам весьма ценные сведения о политической обстановке времени введения христианства на Руси.
Культ первых русских святых имел большое государственно-политическое значение, способствовал укреплению княжеской власти.
Но как пишет М. Брайчевский, «новая вера решительно прокладывала себе путь, приобретая на Руси солидную поддержку. На повестку дня стала официальная христианизация Руси».