Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Школьная реформа. Н.С. Хрущев: личность в истории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Видимо, испугавшись слишком больших свобод для народа, Хрущев стал «закручивать гайки». 24 декабря 1958 года был принят закон, реформирующий среднюю школу. Закон вводил двухступенчатую систему — обязательное восьмилетнее образование с последующей отработкой на производстве в течение 3 лет. Поступление в вуз зависело теперь не от успеваемости учеников, а от трудовых характеристик. Кроме того… Читать ещё >

Школьная реформа. Н.С. Хрущев: личность в истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Видимо, испугавшись слишком больших свобод для народа, Хрущев стал «закручивать гайки». 24 декабря 1958 года был принят закон, реформирующий среднюю школу. Закон вводил двухступенчатую систему — обязательное восьмилетнее образование с последующей отработкой на производстве в течение 3 лет. Поступление в вуз зависело теперь не от успеваемости учеников, а от трудовых характеристик. Кроме того, интеллигенцию стали широко привлекать для работы на овощных базах, в колхозах, «орабочивать» ее. Хрущев закрыл Академию строительства и архитектуры и выселил из Москвы Академию сельского хозяйства, заявив: «Нечего им пахать по асфальту».

В итоге в правление Хрущева появилось первое поколение диссидентов: Галансков, Буковский, Бакштейн, Кузнецов.

Реформа промышленности

Столь же противоречивым было развитие промышленности. Пожелание повернуть промышленность лицом к потребностям человека оказалось лишь фразой. По-прежнему упор делался на развитие тяжелой промышленности и, особенно, оборонных отраслей. В середине 50-х-начале 60-х годов советская оборонная промышленность, наука и техника достигли впечатляющих результатов. Под руководством академика Андрея Дмитриевича Сахарова была создана и испытана первая в мире водородная бомба. Отметим сразу, что вскоре академик Сахаров поймет всю пагубность испытаний атомного и водородного оружия в атмосфере, так как это грозило здоровью не только живущего, но и будущих поколений. Вблизи полигонов, где испытывалось термоядерное оружие, стали рождаться дети — уроды. Резко увеличилось число онкологических заболеваний. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство, которое составило к началу 60-х годов ¾ общего подъема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4−5 раз. Общий объём промышленной продукции СССР увеличился по сравнению с 1913 г. в 33 раза, а по производству средств производства — в 74 раза. Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы западных экономистов о неизбежном «затухании» темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки. Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности — 40 процентов, в сельском хозяйстве — 75 процентов). «Сложившаяся в ряде отраслей промышленности чрезмерная централизация управления мешает оперативному и конкретному руководству предприятиями и снижает ответственность республиканских хозяйственных, партийных и советских организаций за работу промышленности». Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК в 1955 г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Пленум ЦК постановил: «…Обязать министров и руководителей ведомств, ЦК компартий и Советы Министров республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, партгруппы ВЦСПС, ЦК профсоюзов и их местных органов сосредоточить внимание на устранении имеющихся недостатков в организации и нормировании труда, упорядочении заработной платы, улучшении условий труда и быта рабочих, с тем чтобы неуклонно повышать производительность труда в промышленности и на этой основе обеспечить непрерывный рост реальной заработной платы рабочих и служащих». Через несколько лет было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции — химия. Пленум ЦК КПСС в мае 1958 г. принял важные меры по развитию химической промышленности в СССР. Пленум отметил, что новейшие открытия в области химии дают возможность полнее использовать богатые природные ресурсы народного хозяйства для производства синтетических материалов, идущих на изготовление обуви, одежды, предметов обихода. Пленум поручил правительству Союза ССР предусмотреть в плане развития народного хозяйства СССР на 1959 — 1965 гг. «необходимые капиталовложения в химическую промышленность, обеспечивающие высокие темпы развития этой важнейшей отрасли тяжёлой индустрии», с тем чтобы выпуск важнейших химических продуктов вырос в 2−3 раза, а производство искусственных и синтетических волокон, а также пластических масс в 4,5−8 раз. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма. Важной вехой в развитии промышленности стал 1957 год. Именно тогда было принято решение упразднить министерства и перейти на территориальный принцип управления промышленностью. Вместо министерств создавались Советы народного хозяйства (Совнархозы). «Крупным недостатком в практике руководства промышленностью и строительством является наличие ведомственных барьеров, что часто тормозит решение многих важнейших вопросов развития народного хозяйства. При существующих формах управления промышленностью и строительством каждое министерство во многих случаях стремится изготовить для себя всё, не считаясь с тем, что это ведёт к неполному использованию производственных площадей и оборудования, вызывает встречные, дальние и другие нерациональные перевозки. Перестройка руководства промышленностью и строительством позволит значительно сократить и упростить аппарат, устранить имеющиеся недостатки в использовании квалифицированных кадров, переключить людей, освобождающихся из аппарата управления и обслуживания, на предприятии и стройки, туда, где непосредственно создаются материальные ценности. Существующая структура промышленных и строительных министерств является многоступенчатой и сложной. Громоздкая структура министерств приводит к тому, что решение вопросов, выдвигаемых предприятиями, проходит длинный путь, через большое количество ступеней и инстанций. В соответствии с задачами дальнейшего подъёма народного хозяйства на современном этапе его развития необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях, видимо, следует перейти от прежних организационных форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному принципу. Формой такого управления могут быть, например, Советы народного хозяйства (совнархозы)». Они должны были объединить все отрасли промышленности на конкретной территории. Например, в Москве, на Урале, в Поволжье и т. д. Предполагалось, что это улучшит связи между отраслями внутри территорий, поможет усилить кооперацию в промышленности. Считалось также, что переход к территориальному принципу управления избавит страну от министерской бюрократии, от диктата центра. На первых порах реформа управления дала положительные результаты, но скоро они были исчерпаны. Ослабли связи между отраслями производства в масштабах всей страны, стало труднее проводить единую научно-техническую политику. Вместо бюрократии министерств, возникла не менее многочисленная бюрократия совнархозов. Реформа управления не затронула основную ячейку производства — предприятия. Они как были бесправными, так и остались. Только диктат центра сменился диктатом совнархозов. Реформа управления зашла в тупик. А как жили советские люди во второй половине 50-х-начале 60-х годов? В целом в большинстве колхозов жизнь оставалась малопривлекательной, хотя и не такой тяжелой, как при Сталине. Успехи народного хозяйства позволили осуществить ряд мер по подъёму благосостояния трудящихся. В июле 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях, согласно которому число получающих пенсии выросло до 18 млн., а пенсия для некоторых категорий трудящихся была увеличена в 2 раза и более. Начался перевод рабочих и служащих на 6- и 7-часовой рабочий день; был сокращён на два часа рабочий день в субботние и предпраздничные дни, отменена плата за обучение в средней и высшей школе. Установили шестичасовой рабочий день для подростков. С 1957 года началось постепенное повышение зарплаты низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих. В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства, которое развернулось со второй половины 50-х годов. Появились многочисленные панельные и блочные пятиэтажные дома, которые впоследствии получили название «хрущобы». Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих была почти несбыточной мечтой. Эти дома и сейчас еще стоят. Конечно, с позиции сегодняшнего времени они неудобны. Смежные комнаты, маленькие кухни, узкий коридорчик, отсутствие в некоторых домах балконов. В Москве принято решение о сносе хрущевских пятиэтажек. Таких темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой