Попытки насаждения, христианства среди полабо-прибалтийских славян в X и XI вв. и их неудача
К прибалтийским славянам христианство приходило вместе с немецкою властью. Покоряя этих славян, немцы ставили в их главных городах своих бургграфов с гарнизонами и епископов с клирами. Бургграф и епископ действовали при этом рука об руку, порабощая славянское население и навязывая ему силою новую веру. Таким образом при Оттоне I устроены были епископства в землях племен лютицкого и бодрицкого… Читать ещё >
Попытки насаждения, христианства среди полабо-прибалтийских славян в X и XI вв. и их неудача (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К прибалтийским славянам христианство приходило вместе с немецкою властью. Покоряя этих славян, немцы ставили в их главных городах своих бургграфов с гарнизонами и епископов с клирами. Бургграф и епископ действовали при этом рука об руку, порабощая славянское население и навязывая ему силою новую веру. Таким образом при Оттоне I устроены были епископства в землях племен лютицкого и бодрицкого союзов — в Гавелъберге, Браниборе и Старграде, в земле полабских сербов — в Мерзебурге, Житице и Мейсене (Мышине). Все эти новые епископства в 968 г. были подчинены архиепископу Магдебургскому. Новые епископы начинали свою деятельность обыкновенно с наложения дани, так называемой бископовницы, на покоренных язычников, а затем принимались за обращение их в христианство. Они старались сделать это по возможности скорее и притом с наименьшими затратами усилий. Они считали бесполезным много разговаривать с язычниками, которых они считали грубыми невеждами, и потому не проповедовали христианство, а приказывали его принимать, истребляя идолов и разрушая языческие храмы. Таким образом, в 979 г. разрушена была главная святыня лютицкого союза — храм Сварожича в Радигоще. Язычники повиновались, так как ослушание влекло экзекуции со стороны местного бургграфа. При таком упрощенном способе обращения христианство необыкновенно быстро распространялось среди полабских и прибалтийских славян, и из 18 волостей, или графств, на которые поделены были немцами славянские земли, занятые при Генрихе I и Оттоне I (919—973), только в трех удержалось язычество. Но распространяемое таким путем христианство слабо пускало корни в народе, втайне придерживавшемся язычества, и при первом благоприятном случае покидалось славянами. Это случилось в 983 г. во время общего восстания полабских славян против немецкого ига. Славяне, восстановляя свою независимость, восстановляли и язычество. Соборные церкви в Гавельберге и Браниборе были разрушены до основания; духовенство спасалось бегством. Браниборский епископ уцелел, но соборный клир весь был перебит. Подобное же произошло и у бодричей. По всему пространству бодрицкой земли не осталось ни одной церкви: все были преданы пламени. Епископ Старградский спасся бегством; но мученическая участь постигла клир соборный. По словам датского короля Свена, рассказывавшего об этом событии Адаму Бременскому, мучеников, погибших в то время за веру, едва ли можно исписать в целой книге. Реакция против христианства продолжалась долгое время спустя как в земле лютичей, так и в земле бодричей. У бодричей в XI в. христианство пытался насадить князь Готшальк. При нем страна бодрицкая снова покрылась было церквами и монастырями, учреждены были епископства в Старграде, Мекленбурге и Ратиборе. Новый мятеж язычников в 1066 г. смел и самого князя, и его дело. Мятежом руководили зять Готшалька Блусс, женившийся на его сестре, и языческие жрецы. Жертвою разъяренного народа пал и епископ Мекленбургский, потерпевший страшные мучения: ему отрубили руки и ноги, а голову вонзили на копье, в знак победы и принесли ее, как жертву, богам в Радигоще. Князь Круто, призванный с острова Ран, поддерживал у бодричей язычество. Сыну покойного Готшалька Генриху удалось погубить Круто, и при помощи немцев утвердить свою власть не только среди бодричей, но и лютичей. Хотя сам Генрих и был христианином, но ему не удалось насадить христианство среди своих подданных, так как все свои силы он должен был употреблять сначала только на простое подчинение племен бодрицкого и лютицкого союза, а смерть, последовавшая в 1119 г., прекратила его дальнейшие замыслы. В начале XII в. язычество продолжало быть господствующей религией у полабских и прибалтийских славян.