Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Складывание предпосылок государственности у восточных славян

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменившиеся условия жизни, усложнившиеся межплеменные отношения, а также хозяйственная, экономическая деятельность побуждали людей к поиску новых форм общежития. Экономические факторы (рост производительности труда, появление излишков, разделение труда, развитие торговли), естественно, влияли на возникновение государства. Однако это влияние нельзя назвать определяющим. Первоначально… Читать ещё >

Складывание предпосылок государственности у восточных славян (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос о возникновении государственности у восточных славян относится к категории сложных и недостаточно выясненных вопросов. Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества. Это длительный и сложный процесс, растягивающийся на десятилетия и даже на века. В этой связи любую дату, означающую переход к государственным формам существования, можно рассматривать как условную.

Государственность является следствием естественного стремления общества к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. Первой, древнейшей социально-экономической формацией был первобытнообщинный строй. Он продолжался со времени становления человека до перехода к классовому обществу, и, следовательно, был наиболее длительной в истории человечества эпохой, что обусловлено медленным темпом развития общества на его первых этапах. Все стадии первобытнообщинного строя объединяет коллективный характер производства и потребления, вызванный тем, что производительные силы были еще весьма неразвиты. В первобытном обществе социальная жизнь регулировалась двумя основными принципами: обычаем (традицией) и правом сильного. Этого было вполне достаточно до тех пор, пока сородичи и соплеменники не отличались друг от друга в своих устремлениях и интересах. Однако по мере развития общества внутри него возникали различные противоречия. Именно поэтому дальнейшее развитие производительных сил, переход от типично первобытного потребляющего хозяйства к хозяйству производящему, разделение труда (прежде всего выделение скотоводческих и земледельческих народов) усложнило всю систему общественных отношений и в конечном итоге привело к переходу к иным типам общественного развития.

Изменившиеся условия жизни, усложнившиеся межплеменные отношения, а также хозяйственная, экономическая деятельность побуждали людей к поиску новых форм общежития. Экономические факторы (рост производительности труда, появление излишков, разделение труда, развитие торговли), естественно, влияли на возникновение государства. Однако это влияние нельзя назвать определяющим. Первоначально формирующаяся государственная власть не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни общества. Доказательством служит тот факт, что носители государственной власти (у славян — князья, дружинники) выделялись не по имущественному, а по профессиональному признаку. Одной из причин возникновения государства является осознание большинством членов общества необходимости ограничения родовой (патриархальной) власти старейшин, которая опиралась на силу традиций и на их собственный моральный авторитет. На первых порах основными функциями государственной (профессиональной) власти были суд и война. Кроме этого, носители власти заботились и о собственных интересах, что в конечном итоге привело к превращению государства в орудие группового обогащения. Рассмотренные общие закономерности становления государственности у различных племен и этнических групп проявлялись по-разному. При этом необходимо помнить, что государство не может быть навязано обществу не внешней силой, ни какой-либо социальной группой. Его становление всегда является результатом внутреннего развития, на которое влияют различные обстоятельства. Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу самых дискуссионных в исторической науке.

Многие исследователи полагают, что в большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII—VIII вв. н.э. Археолог И. И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север — с побережья Балтийского моря.

В VII—VIII вв. они уже составляли значительную часть населения этой территории. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми, почти таежными лесами пространства Восточной Европы.

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства. Социально-экономические — родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча, племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей. Размежевание племен кочевых и оседлых, земледельческих и скотоводческих, а также племен, живших по преимуществу охотой и перешедших к производящему хозяйству. Дополнялось начатками внутриродового разделения труда: появились профессионалы-ремесленники (гончары и специалисты по выплавке или обработке металлов), профессионалы-воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) — все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.

Политические — появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI—VII вв. существовала «Держава волынян»; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба — вокруг Киева, Славия — вокруг Новгорода, Артания — вокруг Рязани или Чернигова.

Начальная русская история — период противостояния двух центров формирующейся славянской государственности — Новгорода и Киева. Первоначально процесс объединения происходил при ведущей роли этих двух местных образований. Поздняя летописная традиция отдает в одних случаях предпочтение Киеву, а в других — Новгороду. Вероятно, это результат возникшего в XII в. соперничества между киевскими и новгородскими летописаниями.

Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появление было удобно и выгодно, чтобы князь дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Здесь следует заметить, что реальная отделенность и отдаленность власти от общества, а привилегированного княжеского дружинника от хлебопашца-смерда сложилась намного позднее; в первые века существования государства каждый земледелец мог очень легко изменить свое общественное положение и, подобно былинному Илье Муромцу, поступить на княжескую службу.

Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. Разрешение межобщинных споров силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически новой структуре — государству.

Предпосылками образования государства у восточных славян являлись:

  • — развитие производительных сил восточнославянских племен;
  • — формирование соседской общины;
  • — развитие торговли, в т. ч. и международной;
  • — рост имущественного неравенства;
  • — выделение племенной знати;
  • — появление системы управления;
  • — наличие союзов славянских племен.

Внешнеполитические — важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Процесс огосударствления княжеской власти у славян значительно ускорился в IX в. под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины обычным явлением стали набеги скандинавов (варягов), а на юге обострились отношения славянских и тюркских племен. Таким образом, и на севере, и на юге возникла необходимость в создании серьезных оборонительных союзов, действующих регулярно, а также в придании княжеской власти постоянный и государственный характер.

Древнерусское государство являлось одним из самых больших государств раннесредневековой Европы. Возникшее на просторах Восточной Европы в результате объединения ряда восточнославянских княжеств и племенных союзов в IX в., это государство существовало как единое целое на протяжении двух с половиной веков. Играя огромную роль не только в Восточной Европе, но и в истории Европы в целом, являясь связующим звеном между странами Европы и Востока.

Древняя летопись «Повесть временных лет», автором которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, сообщает, что новгородские старейшины пригласили на княжение варягов-скандинавов, сказав им: «Земля наша велика и обильна, только нет в ней порядка. Приходите княжить и владеть нами». Скандинавский конунг (князь) Рюрик, вероятнее всего, швед по происхождению, откликнулся на этот призыв и прибыл с дружиной в Новгород (ок. 862), посадив своих братьев Синеуса и Трувора в славянских городах Белоозеро и Изборск. Соратники Рюрика дружинники Аскольд и Дир нашли себе место на Днепре, в древнем городе Киеве. Однако не все складывалось так гладко, как повествует летопись. Пришествие скандинавов было встречено народным восстанием в Новгороде под предводительством Вадима Храброго, жестоко подавленное. Впрочем, варяги весьма прочно укрепились на Русской земле. После смерти Рюрика (879) его дружинник (по другим сведениям — родственник) Олег собрал войско из варягов, чуди (эстов) и славян, спустился с ними по Днепру, захватил Киев (882 г.), убив княживших там Аскольда и Дира, посадил на их место малолетнего сына Рюрика Игоря и основал новое государство, названное впоследствии Древнерусским.

Такова летописная легенда. Других сведений о появлении на Руси Рюрика и Олега у нас практически нет. Неизвестно, кто они, откуда пришли и где похоронены. Фактическим основателем династии киевских правителей в X в. стал именно Игорь (912−945) — первая конкретная фигура в Древней Руси, известная более или менее точно. Время же княжения Олега (882−911) характеризовалось активизацией процесса объединения племен под властью Киева, которая распространилась не только на полян, древлян и северян, но и на новгородских словен, кривичей, радимичей, улючей, а также на угорские племена чудь и мерю. Княжением Олега завершился процесс образования Киевской Руси, явившийся результатом длительной политической, экономической и культурной консолидации восточных славян.

Для русских историков факт призвания варяжского князя стал основанием считать его причастным если не к созданию основ русской государственности, то к появлению киевской династии. Историки XIX в. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский отмечали, что объединению восточнославянских земель под властью Киева способствовали внутренние исторические и политические процессы: у многих племен имелись свои военные вожди (великие князья). Например, Кий, Вячко, Радим и др. Но произошло это объединение в результате похода князя Олега и его дружины в 882 г. Помимо этой точки зрения в отечественной историографии имеются две противоположные друг другу концепции происхождения государства на Руси. Старая классическая норманнистика, и антинорманнская теория.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой