Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Малые архитектурные формы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кулпытас — каменная стела, являющаяся наиболее разнообразной по видами и размерам, богатой по декору малой архитектурной формой. История происхождения казахских кулпытасов начинается в глубокой древности. Необработанные каменные стелы раннего бронзового века претерпели значительные изменения, прежде чем превратились в изумляющие своей оригинальностью и красотой, удивительными формами… Читать ещё >

Малые архитектурные формы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Малые архитектурные формы являются наиболее древними и интересными по значению. Среди них наиболее распространенными формами являются кулпытасы (замок-камень,), койтасы (баран-камень), уштасы и бестасы (пирамидки из трех и пяти ступеней), сандыктасы (сундук-камень или саркофаг). Более редкими являются кошкартас (реалистичное изображение архара в камне), айыртасы (стилизованные изображения двугорбого верблюда), каменьшлем и антропоморфные камни-ферты.

Каменные скультуры архара и стилизованные койтасы (камни-бараны) ставились на могилах вплоть до 20 века. Мангистауские «каменные бараны» различаются по формам и декору. Судя по технике изготовления и традиционным изображениям на них, период датировки таких памятников колеблется от 15 до 20 веков нашей эры. В этих памятниках отразились и древние культы барана как тотема рода, и мусульманское почитание агнца как жертвенного животного, и кочевнические представления о мужчине-воине, приносящего свою жизнь на поле боя в жертву ради чести и свободы, ради родной земли и народа. Горделивые фигуры рогатых баранов-самцов или архара водружались на могилах непременно мужчин-воинов, о чем свидетельствуют изображенные на них атрибуты: сабли, топоры, ружья, переметные сумы всадника и пр. В зависимости от исламских догматов кошкартасы позднее заменяются стилизованными койтасами различных форм: цилиндрических, парусовидных, седловидных, параллепипедных, украшенных изящным орнаментом и аскетично лаконичных, с прорисованными тамгами и аробографическими эпитафиями, на скромных плитах и в сочетании с пирамидками и саркофагами.

Кулпытас — каменная стела, являющаяся наиболее разнообразной по видами и размерам, богатой по декору малой архитектурной формой. История происхождения казахских кулпытасов начинается в глубокой древности. Необработанные каменные стелы раннего бронзового века претерпели значительные изменения, прежде чем превратились в изумляющие своей оригинальностью и красотой, удивительными формами и причудливым орнаментом кочевнические памятники. Исследователи считают, что история развития простой стелы до позднесредневекового кулпытаса могло проходить различными путями, поэтому кулпытас может воплощать в себе и идею коновязи — места, где кочевник навсегда остановился и привязал своего коня, и идею антропоморфного изображения (древние тюрки водружали на могилах умерших родителей каменные реалистично изображенные скульптуры воинов), которое могло трансформироваться в связи с исламскими запретами на поклонения изображениям живых существ. Главная особенность казахских кулпытасов — изображение на них оружия или орудий, украшений и вещей, которыми пользовался умерший при жизни. Существует и поныне поверье, что эти вещи будут необходимы ему в том мире, где он будет продолжать те же занятия, что в земной жизни. У кулпытасов всегда выделяется навершие — шаровидное, закругленное или шлемовидно заостренное. Тулово может быть плоским, квадратным в сечении, украшенным резьбой и традиционным орнаментом, эпиграфикой и изображениями предметов, родовыми тамгами и мифологическими рисунками.

Разновидности малых архитектурных форм чаще группируются в композиции, состоящие из кулпытаса и койтаса на пирамидках, нередко в композициях встречается и саркофаг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой