Детство и юность В. Верещагина
Сама система обучения отличалась консервативностью, в ней много было военной муштры и шагистики, однако знакомство с прекрасными реликвиями и трофеями, с такими, например, как флаг с корабля, на котором Нахимов был в знаменитом Синопском бою, воспитывали восприимчивого мальчика. Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика… Читать ещё >
Детство и юность В. Верещагина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика среднего достатка. Детские годы до восьми лет, а затем каникулярное время он провел в отцовском имении около деревни Пертовка Череповецкого уезда.
Отец художника, Василий Васильевич, хотя и не имел законченного образования, но все же дослужился до чина «коллежского асессора». Выйдя в отставку, он решил поселиться в провинции, был избран предводителем дворянства и жил в своем имении «по старинке». Анна Николаевна, мать художника, также не блистала образованностью, она была очень суеверна, болезненна, но именно она оказала довольно сильное влияние на формирование личности художника и тем, что глубоко почитала русскую старину, и тем, что, зная французский язык лучше русского, воспитывала и в сыне уважение к европейской культуре. Но подлинное душевное тепло несла мальчику его няня, Анна Ларионовна Потайкина. Добрый и очень впечатлительный мальчик мучительно воспринимал бесправие и унижение людей, которое видел в своём имении. Вместе с тем ему стали ненавистны и какие-либо проявления холопского раболепия, притворство и ложь. Няня, как это часто бывало во многих дворянских семьях, воспитывала не только чувствительность души, но и стала естественным источником приобщения к народной культуре, в первую очередь к русской сказке. Уже в раннем детстве у Василия Верещагина проявилась одна особенность восприятия мира, своего рода «картинное мышление», отличавшее впоследствии Верещагина-художника. Слушая сказки или позднее, уже научившись читать, мальчик отыскивал прототипы героев среди окружающих. Он наблюдал, запоминал и в дальнейшем воспоминания детства сыграли важную роль в написании картин.
Детство, проходившее среди природы, отложило свой отпечаток на душу ребёнка. Согласно семейному преданию, однажды шестилетний Вася, залюбовавшись расписным платком няни, скопировал с него картинку, где показал тройку, преследуемую волками.
В семь лет мальчик был принят в Александровский царскосельский кадетский корпус, где во время обучения проявил интерес к изучению истории, боготворил героев Полтавы и Бородина. Спустя три рода он был переведен в петербургский Морской кадетский корпус. Годы, проведенные Верещагиным в этом старейшем морском училище, не прошли для него бесследно. Астрономия, навигация, корабельная механика не столь глубоко интересовали Верещагина, как история, литература и география, но он усердно занимался и этими предметами, так как, по его собственным словам, он никогда ничего не делал вполсилы.
Сама система обучения отличалась консервативностью, в ней много было военной муштры и шагистики, однако знакомство с прекрасными реликвиями и трофеями, с такими, например, как флаг с корабля, на котором Нахимов был в знаменитом Синопском бою, воспитывали восприимчивого мальчика.
Но особенно сильное воздействие на становление личности Верещагина оказали заграничные плавания. Объехав пол-Европы, Верещагин живо интересовался всем: посещал выставки и музеи, делал собственные выводы, изучал жизнь народа. Особенно его ошеломила статуя Екатерины II, которую почитали в России за ум и проницательность, любовь к стране, куда она приехала чужестранкой. Здесь же он увидел противоположность тому, во что верил.
В те годы все свободное время В. Верещагин отдавал рисованию, главным образом копированию. Учитель рисования В. К. Каменев отметил особые способности своего ученика, увидев сделанную им копию с картины А. Калама «Мельница». Верещагин некоторое время занимался живописью самостоятельно и брал частные уроки у одного из учеников Академии художеств, а с 1858 года приступил к систематическим занятиям в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. Здесь он нашел поддержку своим стремлениям стать художником, особенно у директора школы Ф. Ф. Львова.