Основы естествознания.
Основы естествознания
Переход к научному познанию был длительным. К этапу зарождения и начального развития научного познания можно отнести период примерно с VII—VI вв. до н. э., когда в Древней Греции возник интерес к пониманию мира в целом, до XVI—XVIII вв. — времени возникновения науки. Познавательной предпосылкой науки явилось развитие критических функций разума и абстрактного мышления. Еще в древнем мире человек… Читать ещё >
Основы естествознания. Основы естествознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. В естественную науку входит физика, химия, биология, биохимия, геохимия, астрономия, генетика, экология и др.
Культура — это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.
Каковы главные различия естественных и гуманитарных наук Объектом естественных наук является природа, а целью — получение объективного знания, которое может быть в дальнейшем материализовано в новой технике и технологии. Объектом же гуманитарных наук является сам человек во всей его сложности, а целью — созидание культурных ценностей, новых целей и смыслов человеческого существования. Принципиальное отличие между гуманитарным и естественно-научным знанием: целью исследования точных наук есть познание фактов, в частности путем измерения, с целью Понимания феномена (явления); целью же исследования гуманитарных наук есть познание (в том числе не исключается и измерение), с целью Постижения, Прочувствования ноумена (сущности) .
Разделение этих наук началось в эпоху античности: астрономия, математика, география, с одной стороны; театр, живопись, поэзия, музыка, архитектура и скульптура — с другой.
По каким позициям естественно-научная культура нуждается в содействии культуры гуманитарной В частности, естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам:
- 1 Созданные естественной наукой технологии требуют гуманитарной экспертизы (проверка на совместимость с главной общественной ценностью — жизнью человека);
- 2 Постановка целей развития естественно-научной культуры требует учитывать и основные гуманитарные ценности. Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры:
- 3 Чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественно-научных отраслей знания
Наука как отрасль культуры Термин «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) вошел в обиходевропейской социальной мысли во второй половине XVIII в. Первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Современная трактовка понятия «культура» отражает как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие конкретных исторических форм этой жизнедеятельности.
Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Содержание понятия «культура» и его структура находятся в постоянном развитии и зависят от конкретной исторической эпохи, общественно-экономической формации, национальных особенностей. Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты — орудия труда, жилище, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства — нравственность, воспитание, этику, эстетику, религию, искусство, науку.
Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый рядпризнаков. В отличие от техники целью науки является познание мира, а не использование полученных знаний о мире для его преобразования. От искусства наука отличается рациональностью. От философии науку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки. В отличие от идеологии научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наука отличается тем, что опирается не на веру, а на чувственную реальность. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.
Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты.
Универсальность — сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.
Обезличенность — конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.
Систематичность — наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Фрагментарность — наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.
Общезначимость — научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.
Незавершенность — процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.
Преемственность — новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.
Критичность — всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены подсомнение и пересмотрены.
Достоверность — любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.
Внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.
Рациональность — разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.
Чувственность — научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия. естествознание наука гуманитарный Кроме того, для науки характерны свои методы исследований, использование приборов и оборудования, особый язык.
Таким образом, специфика науки как отрасли культуры заключается в следующем:
¦ наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;
¦ результаты науки требуют эмпирической проверки.
Наука как способ познания мира Наиболее развитой формой познания в настоящее время является наука. Она познает объективные законы изучаемых явлений. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий. Формула науки: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать со знанием дела. Наряду с наукой существует вненаучное познание, занимающее важное место в жизни человека. На практике вненаучные формы познания часто бывают незаменимы. Среди них наиболее распространено обыденное познание.
Под обыденным познанием понимают неспециализированную познавательную деятельность человека в процессе его жизнедеятельности. Результатом обыденного познания является жизненно-практическое знание. Такое знание не требует для своего усвоения и передачи специальной подготовки. При этом жизненно-практическое знание является ключевым во взаимопонимании людей и образует основу любого другого знания, в том числе и научного. Помимо обыденного, к вненаучному относят многочисленные специализированные виды практического познания и знания — например, практическое животноводство, растениеводство, швейное дело и т. д. Результатом обыденного познания, так же как и научного, может быть объективное знание о мире. При этом научное и обыденное познание имеют ряд важных отличий:
- 1. Характер объекта познания. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей. В науке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связей между ними, при этом на теоретическом уровне имеют дело не с самими объектами, асихидеализированными моделями.
- 2. Системность и обоснованность — признак, отличающий научное знание от обыденного. Научные знания выстраиваются в систему посредством логического выведения одних утверждений из других.
- 3. Проверка достоверности полученных знаний. Достоверность обыденного знания может быть установлена только опытом или в процессе производства. Наука использует специфическое средство проверки знаний — эксперимент.
- 4. Использование специальной аппаратуры. В отличие от обыденного познания наука нуждается в специальных орудиях и средствах исследования — научной аппаратуре (инструментах, приборах, оборудовании).
- 5. Используемый язык. В процессе обыденного познания пользуются обычным, разговорным языком. В науке помимо разговорного используется особо разработанный язык специфических терминов, символов, схем, формул.
- 6. Необходимость особой подготовки. В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки — теоретической, практической, методической.
Переход к научному познанию был длительным. К этапу зарождения и начального развития научного познания можно отнести период примерно с VII—VI вв. до н. э., когда в Древней Греции возник интерес к пониманию мира в целом, до XVI—XVIII вв. — времени возникновения науки. Познавательной предпосылкой науки явилось развитие критических функций разума и абстрактного мышления. Еще в древнем мире человек стал выделять себя из мира природы, почувствовал себя активной силой. Возникшее в дальнейшем общественное разделение труда способствовало накоплению рациональных знаний, а значит, и развитию научного способа познания. Научное познание иначе называют научным исследованием. Наука — не только результат научного исследования, но и само исследование. Она имеет определенную структуру. Выделяют два уровня научного исследования — эмпирический и теоретический.
Эмпирическое исследование (отгреч. empeiria — опыт) — это опытное познание.
Теоретическое исследование (от греч. theoria — рассматриваю, исследую) представляет собой систему логических высказываний, включающих в себя математические формулы, схемы, графики и др., образованные для установления законов природных, технических и социальных явлений.
На основе эмпирических исследований могут быть сделаны эмпирические обобщения. На основе эмпирических обобщений формулируется гипотеза (от гр. hypothesis — основание, предположение) — научное предположение. Для формулировки гипотезы, объясняющей эмпирические факты, необходимо все предшествующее знание, касающееся данной проблемы. Научное предположение остается гипотезой до эмпирического подтверждения. После выдвижения определенной гипотезы с целью ее проверки исследование опять возвращается на эмпирический уровень. Для проверки научной гипотезы проводятся новые эксперименты. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус закона или закономерности, если нет — считается опровергнутой, и поиски иной, более приемлемой, гипотезы продолжаются.