Пути повышения надежности и эффективности эксплуатации электромеханического оборудования нефтеперекачивающих станций
В настоящее время существует большое разнообразие подобных диагностических комплексов различного исполнения, обладающих определенными достоинствами и недостатками. В большинстве случаев, это комплексы поставляемые зарубежными фирмами, наиболее известными из которых являются фирма «Брюль и Къер» (Дания), «Карл Шенк» и «Крауткремер ГМБХ» (Германия), «Baugh & Weedon» (Великобритания), «ABB Amdata… Читать ещё >
Пути повышения надежности и эффективности эксплуатации электромеханического оборудования нефтеперекачивающих станций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В качестве комплексной оценки эффективности системы технического обслуживания и ремонта (ТОР) можно воспользоваться обобщенным коэффициентом, характеризующим изменение соотношения затрат, связанных с эксплуатацией оборудования:
(1).
где: — коэффициент соотношения затрат;
Кр — режимный коэффициент;
Ку — коэффициент удельной загрузки оборудования;
Н1 — общие производительные затраты;
Н2 — общие затраты по ТОР.
Рассматриваемые виды затрат являются cложными функциональными зависимостями, которые, в общем случае, можно представить в виде:
(2).
где , — составляющие, соответственно, производительных затрат и затрат на ТОР.
Учитывая значительную продолжительность периода эксплуатации оборудования, зависимости (2) можно аппроксимировать непрерывными функциями. В этом случае значение общих затрат на эксплуатацию оборудования определится как.
(3).
Учитывая, отличие от ноля значений, и и, проводя поиск минимума функции (3), получим:
(4).
где, с целью упрощения последующего анализа, приняты следующие обозначения:
, , (5).
Значение величин, входящих в выражение (5), практически можно определить на основе анализа зависимостей, представленных на рис. 1.
Величины, характеризующие скорость изменения общих производительных затрат в зависимости от изменения составляющих, определяются структурой самого предприятия, номенклатурой эксплуатируемого оборудования, квалификацией основного и вспомогательного обслуживающего персонала и остаются неизменными до структурных или организационных преобразований предприятия.
Скорости изменения общих непроизводительных затрат в зависимости от изменения каждой составляющей, характеризуют организационно-техническую структуру системы ТОР конкретного предприятия и позволяют оценить степень влияния каждой составляющей на величину общих затрат.
Величины и, непосредственно связаны с техническим состоянием эксплуатируемого оборудования и характеризуют скорость изменения затрат на его эксплуатацию при его текущем состоянии () и скорость изменения затрат на восстановление или ремонт.
Из составляющих наиболее чувствительны к изменению технического состояния оборудования затраты на электроэнергию (), что связано с дополнительными энергетическими потерями при эксплуатации работоспособного, но технически неисправного оборудования. В последнем случае, часть подводимой к агрегату энергии тратится на преодоление дополнительных динамических сил, обусловленных наличием конкретных неисправностей в работе или на компенсацию их воздействия. Из экспериментально полученных данных, приведенных на рис. 2., следует, что величина данных потерь может возрастать до 20%, в зависимости от вида неисправности и степени ее развития, которая оценивалась линейным уровнем вибрации, сопровождавшей работу агрегата. Прирост затрат на электроэнергию дополнительного оборудования связан с необходимостью включения в работу маслоохладителей или повышенным расходом масла в маслосистеме или системе сбора утечек при неисправных подшипниковых узлах.
Скорости приращения составляющих затрат на ремонтно-восстановительные работы () зависят как от технического состояния оборудования, так и от продолжительности его эксплуатации при неисправностях конкретного вида. Подтверждением может служить анализ затрат (см. рис. 1.) на эксплуатацию магистрального насосного агрегата, после вывода его из текущего ремонта, связанного с необходимостью замены муфтового соединения. Ремонт выполнен квалифицированным персоналом, но из-за отсутствия средств контроля вновь установленная зубчатая муфта имела скрытый заводской дефект, что в последующем привело к росту вибрации, расцентровке валов и износу переднего подшипникового узла двигателя. При достижении уровня вибрации предельного значения, проведен повторный ремонт, который включал замену зубчатой муфты, подшипника двигателя и центровку валов.
Рис. 1. Изменение удельных затрат на эксплуатацию магистрального насосного агрегата типа НМ-10 000−210
Линейный уровень виброскорости, V [мм/c].
а. Двигатель СТД 6300 с насосом НМ 1000−210, Рабочее колесо на производительность 7000 куб. м/ч.
Линейный уровень виброскорости, V [мм/c].
б. (Подпорный насосный агрегат НМП 3600/90).
Рис. 2. Зависимость дополнительных потерь электроэнергии от технического состояния оборудования.
Рассматриваемый пример иллюстрирует случай низкой эффективности ТОР, когда имеет место рост непроизводительных расходов на эксплуатацию и обслуживание при резком изменении их соотношений, что достаточно полно оценивается предлагаемым обобщенным коэффициентом.
Поиск путей повышения эффективности ТОР возможен на основе анализа соотношения (5) [1]. Необходимым условием выполнения равенства, при ограничении роста и, является сохранение линейной зависимости между приращениями затрат. Практически, этим условием является требование своевременности проведения ремонтных и профилактических работ.
Увеличение прироста составляющих затрат на ТОР должно являться ответным воздействием на приращение эксплуатационных затрат.
Данное условие, являясь необходимым, может одновременно выполнять роль достаточного, только при наличии ряда ограничений, к числу которых можно отнести зависимости, устанавливающие связь конкретных производительных затрат () и затрат на ТОР () с наличием определенного вида неисправностей.
Объем и состав затрат определяется однозначно на основе отраслевой нормативной документации. Более сложной задачей является определение зависимостей между и возможными неисправностями, что связано с интегральным характером значений, допускающего однозначность решения в прямом направлении и приводящего к неоднозначности решения в обрат ном. В этом случае возникает необходимость учета дополнительных условий при выявлении вида неисправности и степени ее развития на основе анализа изменения затрат. Последнее является основной сложностью, при формировании ограничений и практической реализации условий минимизации затрат. Наиболее реальным вариантом решения отмеченной проблемы является применение дополнительных средств контроля или диагностики с учетом их вклада в изменение соотношения затрат (5).
Опыт создания и эксплуатации диагностических систем в ОАО «Центрсибнефтепровод» [2] и других управлениях АК «Транснефть» [3], свидетельствует о перспективности использования средств функциональной диагностики, основанных на анализе вибрационных характеристик оборудования.
В настоящее время существует большое разнообразие подобных диагностических комплексов различного исполнения, обладающих определенными достоинствами и недостатками. В большинстве случаев, это комплексы поставляемые зарубежными фирмами, наиболее известными из которых являются фирма «Брюль и Къер» (Дания), «Карл Шенк» и «Крауткремер ГМБХ» (Германия), «Baugh & Weedon» (Великобритания), «ABB Amdata Inc.» (США) и ряд других. Основными их достоинствами являются высокие метрологические характеристики и достаточно мощное программное обеспечение, позволяющее провести глубокий анализ информации. К недостаткам следует отнести высокую стоимость, закрытость программного и аппаратного обеспечения и недостаточно развитое методическое обеспечение.
Последнее связано с недостаточно полным учетом всех параметров, характеризующих работу механического оборудования и отсутствием формализованных процедур принятия решения.
Степень неполноты учета всех параметров различна как для систем в целом, так и для отдельных систем при решении определенного круга задач. На этапе постановки диагноза, в большинстве случаев, основное внимание уделяется результатам анализа вибрационных сигналов без учета их фазовых характеристик и влияния условий эксплуатации оборудования. Если учет производится, то только в виде фиксированных значений эксплуатационных параметров. При прогнозировании остаточного ресурса всего агрегата в целом и его отдельных узлов, недостаточно обоснованно принимают в качестве основной оценки линейный уровень вибрации, который также носит интегральный характер, как и рассмотренное ранее приращение эксплуатационных затрат.
В течении длительного периода эксплуатации оборудования (рис. 3.), техническое состояние последнего, а следовательно, и характер вибрации могут существенно изменяться. Для случая, приведенного в качестве примера, данные изменения существенны и связаны с износом радиальнопорного подшипника насоса, определить который по изменению только линейного уровня практически невозможно.
Учитывая дальнейшее использование данных средств диагностики в общей информационной структуре управления НПС, в частности системы ТОР, при разработке программного и методического обеспечения выбран другой, в отличие от известных систем диагностики, подход.
Рис. 3. Изменение вибрационных параметров насосного агрегата в процессе эксплуатации. НПС «Раскино», магистральный агрегат № 1, точка 11.
С целью устранения отмеченных недостатков, в ОАО «Центрсибнефтепровод», создан аппаратно-программный диагностический комплекс, структурная схема которого представлена на рис. 4.
Рис. 4. Блок-схема диагностического комплекса
Основными отличиями являются:
- · адаптивность процедуры сбора и обработки информации;
- · формализация процедур анализа информации и принятия решения;
- · прогнозирование ресурса на основе показателей надежности.
Программное обеспечение предусматривает два режима работы. Первый является режимом администратора системы и предназначен для опытного пользователя. Основным его этапом является настройка, на котором создается конфигурация всей системы с учетом требуемой глубины диагноза и конкретной аппаратурной комплектации. Формируется банк данных о номенклатуре оборудования, его нормативных эксплуатационных характеристиках, сроках и объемах ремонтных работ. Вносится информация о списке пользователей, их паролях и уровне допуска. Второй режим предназначен для конкретного пользователя, с учетом его уровня допуска к возможностям системы.
При положительных результатах анализа, процедура обследования завершается выдачей протокола, с указанием общего состояния агрегата, перечня неисправностей в работе, эксплуатационных параметров и показателей надежности (см. рис. 5.).
Таблица 1 Схема измерения параметров вибрации.
№ Точки, направление. | СКЗ. | ||||||||||
ниж. частота. | 76,25. | 126,3. | 226,3. | 276,3. | 326,3. | 401,3. | |||||
верх. частота. | |||||||||||
V1. | 3,485. | 0,485. | 2,783. | 0,183. | 0,161. | 0,052. | 0,066. | 0,031. | 0,046. | 0,017. | 0,017. |
H. | 4,442. | 1,555. | 3,215. | 0,505. | 0,242. | 0,107. | 0,046. | 0,091. | 0,031. | 0,015. | 0,008. |
A. | 7,157. | 5,049. | 2,852. | 0,288. | 0,285. | 0,033. | 0,066. | 0,183. | 0,028. | 0,011. | 0,011. |
V. | 3,322. | 2,500. | 0,919. | 0,173. | 0,056. | 0,066. | 0,029. | 0,049. | 0,028. | 0,008. | 0,008. |
H. | 6,272. | 4,853. | 1,493. | 0,198. | 0,110. | 0,035. | 0,056. | 0,181. | 0,022. | 0,007. | 0,007. |
A. | 6,033. | 4,828. | 0,678. | 0,118. | 0,033. | 0,019. | 0,031. | 0,078. | 0,016. | 0,008. | 0,008. |
V. | 2,743. | 1,146. | 0,377. | 0,258. | 0,256. | 0,223. | 0,309. | 0,583. | 0,060. | 0,093. | 0,093. |
H. | 3,336. | 0,488. | 1,047. | 0,230. | 0,081. | 0,190. | 0,131. | 1,887. | 0,097. | 0,027. | 0,022. |
A. | 4,017. | 2,481. | 0,227. | 0,066. | 0,124. | 0,226. | 0,268. | 0,611. | 0,209. | 0,085. | 0,032. |
V. | 2,256. | 1,339. | 0,393. | 0,137. | 0,216. | 0,157. | 0,182. | 0,106. | 0,083. | 0,042. | 0,026. |
H. | 4,823. | 3,097. | 0,280. | 0,163. | 0,093. | 0,232. | 0,100. | 1,802. | 0,078. | 0,023. | 0,018. |
A. | 3,417. | 1,672. | 0,111. | 0,324. | 0,389. | 0,231. | 0,215. | 0,694. | 0,183. | 0,027. | 0,027. |
Рис. 5. Фрагменты начала и конца диалога процедуры постановки диагноза.
Определение текущего состояния проводится с глубиной диагноза до узла, на основе разработанных и проверенных логических и метрических методов распознавания образов состояния, что позволяет использовать однотипные алгоритмы при постановке диагноза и дальнейшего прогноза. В качестве основных показателей при прогнозировании, используется вероятность безотказной работы и среднее время безотказной работы.
Определение данных показателей проводится по методу «наислабейшего звена» с учетом влияния обнаруженной неисправности на динамические характеристики дефектного узла и агрегата в целом.
При отрицательных результатах предварительного анализа, система запрашивает возможность ввода дополнительной информации, объем которой ограничивается возможностями аппаратурных средств и допустимой продолжительностью процедуры обследования. При достижении требуемой информативности, работа завершается выдачей протокола обследования (см. рис.5).
Наиболее существенной особенностью комплекса, является переход в постановке диагноза от предположений и гипотез к определению количественных характеристик технического состояния, что позволяет его использовать для получения требуемых достаточных условий выполнения соотношения (5) и их практической реализации.
Учитывая соотношение (5), необходимо отметить, что использование дополнительных средств диагностики связано с первоначальным увеличением затрат, которые могут достигать величин соизмеримых со стоимостью обследуемого оборудования. Кроме того, возникают вопросы, связанные с эксплуатацией самой системы диагностики и ее обслуживанием.
В заключении необходимо отметить, что только подобный подход позволит обоснованно повысить эффективность системы ТОР и перейти от регламентного обслуживания оборудования к обслуживанию по его текущему техническому состоянию.
- 1. Реклейтис Г., Рейвиндран А., Рэгсдел К. Оптимизация в технике: В 2-х кн. Кн. 1. Пер. с англ. — М.: Мир, 1986 г. — 350 с.
- 2. Штин И. В., Савельев В. К., Рудаченко А. В. Передвижная вибродиагностическая лаборатория для нефтеперекачивающих станций / / Нефтяное хозяйство, 1991, № 8 — С. 32.
- 3. Хамитов Р. Ф., Султанов И. М., Софьина Н. Н., Булатов В. В. Внедрение систем обслуживания оборудования по техническому состоянию / / Трубопроводный транспорт нефти, 1997, № 1 — С. 20.
- 4. А.с. 1 631 310 СССР, МКИ З G 01 H 11/06 Анализатор спектра для диагностики вращающихся деталей / Г. К. Бутакова, А. К. Темник, А. С. Чекалин, А. В. Рудаченко (СССР). — № 4 462 679/28; Заявлено 18.07.88; Опубликовано 28.02.91. Бюл. № 8 — 8 с.