Как же все начиналось?
В VIII-IХ вв. развитие ремесла привело к общественному разделению труда — ремесленная деятельность отделилась от сельского хозяйства. Это сыграло огромную роль в разложении родовых отношений у восточного славянства. Теперь отдельные семьи имели возможность уже самостоятельно заниматься производством того или иного продукта для его дальнейшего обмена. Это укрепило материальную обособленность… Читать ещё >
Как же все начиналось? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Древнейшие письменные свидетельства о тех временах содержатся в сочинениях византийских, готских, арабских авторов (Прокопий Кесарийский (VIв.), Иордан, аль Якуби, Ибн Хордадбех и др.). Но самым важным источником считается «Повесть временных лет». Эта летопись включает разнородные материалы, принадлежащие разным авторам конца Хначала ХIIвв. Но основной текст «Повести» составлен монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. Предшественниками «Повести» были летописи, составленные при Владимире I, Ярославе Мудром; летописный свод митрополита Иллариона, создававшего его под именем монаха Никона в 60−70-е гг. ХI в.
Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.
Предков славян, которые населяли бассейн рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. Греческий историк Геродот, посетивший их территории, а V веке до н.э., называл их «сколотами» или «борисфенитами» по месту обитания — реке Борисфену (так в древности назывался Днепр).
В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем теперь. Только с начала нашей эры предки славян заняли территория от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. А на юге их границей стала широкая полоса лесостепи, проходившая на восток в направлении современного Харькова.
В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен. Большей частью племенные союзы у славян были связаны не единством происхождения, а районом расселения, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми. Такой племенной союз включал от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.
Около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, по верхнему течению Днепра и Западной Двине — кривичи, по берегам Припятидревляне. На Днестре, Пруте, в нижнем течении Днепра и на северном побережье Черного моря жили угличи и тиверцы. Севернее, в западных областях современно Украины, — волыняне. Еще севернее — от Припяти до Западной Двиныдреговичи. По левому берегу Днепра и вдоль Деснысеверяне, по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи. Вокруг озера Ильмень — ильменские славяне (словене).
Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на востокеволжские болгары и многочисленные5 угрофинские племена (мордва, марийцы, мурома).
Ранняя история западных славян представлена Волынцевской, Корчакской, РоменскоБоршевской и другими археологическими культурами.
Археологические культуры — совокупность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие особенности.
Общие черты этнического облика восточных славян сложились в 6−9 вв. на территории Восточной Европы в результате длительной и сложной перегруппировки славянских племенных объединений (анты, склавины, дулебы и др.), во взаимодействии с разноэтнической средой, в которой они обитали и расселялись (балты, финно-угры, потомки сарматов, тюрки и др.) и с которой контактировали (арабы, византийцы, скандинавы).
Следует отметить неравномерность развития хозяйства у отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это наименование связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.
К 9−10 вв. восточные славяне занимали территорию от Чудского и Ладожского озер на севере до черного моря на юге; от Восточных Карпат на западе до нижней Оки на Востоке.
С начала 8 века у восточных славян происходили значительные сдвиги в социально-экономической жизни, сопровождавшиеся ростом населения.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена ржи, ячменя, проса, а также огородных культур: репы, капусты, моркови, свеклы, редьки. Выращивали славяне и технические культуры — лен, коноплю.
Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах.
У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялись подсечно-огневая система. В первый год на осваиваемом участке рубили деревья и оставляли их лежать на земле. За зиму деревья высыхали, и на следующий год их сжигали вместе с пнями и в землю, удобренную золой, сеяли зерно. Подготовленный таким образом участок дватри года давал достаточно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок тем же способом.
Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона — суковатка. Убирали урожай при помощи металлических серпов, а затем размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Изза большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы ее оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем все снова повторялось.
Землю обрабатывали вначале деревянным валом, а затем плугом с железным лемехом. Применение железных орудий позволило увеличить площади распаханных земель и перейти к пашенной форме земледелия. Славянам были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся земля делилась на две части. Одна использовалась для выращивания хлеба, а другая половина отдыхаланаходилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля, засеваемого осенью, выделялось еще и яровое, на котором сеяли весной. Однако эта форма получила распространение преимущественно в южных районах, поскольку на лесном Севере долго не было необходимых площадей распаханной земли. Там долго сохранялась подсечная форма земледелия.
При раскопках были обнаружены ямы-хранилища. Некоторые из них могли вместить до 5 тонн зерна, что свидетельствует о масштабах производства.
Восточные славяне также занимались оседлым скотоводством — разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, а в лесной полосе — лошадей.
Охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) сохраняли важное место в хозяйстве. Мясо и рыба являлись необходимым дополнением к столу, особенно в то время, когда нельзя было убивать скот. Мед, пчелиный воск и меха были основными предметами внешней торговли.
Развивались ремесла (выработка железа, кузнечное, ювелирное дело), а также торговля на пути «из варяг в греки».
Хочется немного сказать о древнем календаре. Теперь мы живем по календарю, разделенному на четыре сезона. Исконный же русский календарь содержал их всего три. Самый длинный был зимний. Его границы определялись с того момента, когда скотину переводили на привязное содержание и питание заготовленными кормами, и до марта, когда появлялась первая трава, и скотину можно было уже выпускать на дополнительную подкормку.
Следующий после этого сезон заканчивался в июне моментом, когда начинался массовый покос. В это время занимались подготовкой будущего урожая. Так, например, подстилка из-под скотины вместе с навозом шла на удобрения. А откуда взялась подстилка? Из отходов производства, ибо так утилизировали солому, оставшуюся после обмолота зерновых. В хозяйстве старались из всего получить пользу.
Наконец, третий сезон — время усиленной подготовки к долгой зиме. Собирались зерновые, ягоды, грибы и т. д. Перед началом зимнего сезона проводили ревизию всего заготовленного провианта для себя и животных. В середине зимы проходила вторая ревизия: проверялось, хватит ли еды до нового урожая (так определялась норма потребления на оставшееся время), а чуть подпорченное или подмороженное шло на стол, обеспечивая праздник, известный ныне как Новый год.
Будучи язычниками, восточные славяне поклонялись Перунубогу грозы, «творцу молний», Хорсу — богу солнца. Божества Даждьбог и Стрибог были связаны с земледельческим культом; Велес (Волос) — покровитель скотоводства; Мокошь (Макошь) — женское божество плодородия. Культ Рода и рожениц был связан с понятиями жизни, родства и также плодородия. Известны низшие божества: лешие, берегыни, упыри и другие. Восточные славяне имели курганный обряд погребения с трупосожжением. (В 10 в. с принятием христианства распространялся курганный, а затем и бескурганный обряд трупоположения.).
В VII—VIII вв. усовершенствовались орудия земледельческого труда. Появляется ралоплуг с полозом и усовершенствованным наральником. Позднее распространяются плуги с железным лемехом и отвалом, подрезавшие почву и сбрасывающие землю из борозды в сторону пахоты. Появляются широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы.
Все это способствовало росту производительных возможностей. Теперь ведение самостоятельного хозяйства становится доступным не только крупным коллективам — родовым, соседско-родовым, соседско-большесемейным общинам, но уже и каждой малой семье в отдельности. Первобытный родовой коллективизм становится ненужным.
Введение
новых, более производительных орудий труда, более совершенных способов ведения хозяйства позволили отказаться от коллективного труда всех членов родовой общины. Основной хозяйственной единицей становится отдельная семья. И хотя в соседской сельской общине, где семьи селились по принципу соседства, а не родства, еще сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, она уже делилась на отдельные наделы, которые обрабатывала каждая отдельная семья. Собранный ею урожай становился собственностью такой семьи. Отсюда появляется материальная обособленность отдельных производителей, глав отдельных семейств, что, в свою очередь, приводило к неравномерному накоплению прибавочного продукта. Следствием этого процесса был рост имущественного неравенства внутри общины.
Имущественное неравенство-концентрация в руках определенной группы людей значительных материальных ценностей и политической власти, одна из главных причин социальной дифференциации.
В VIII-IХ вв. развитие ремесла привело к общественному разделению труда — ремесленная деятельность отделилась от сельского хозяйства. Это сыграло огромную роль в разложении родовых отношений у восточного славянства. Теперь отдельные семьи имели возможность уже самостоятельно заниматься производством того или иного продукта для его дальнейшего обмена. Это укрепило материальную обособленность отдельных производителей. Ремесло начинает сосредотачиваться в городах. Городэто явление абсолютно не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в новых исторических условиях, в условиях классового общества, общества феодального.
В это время впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла — кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрахградах или на городищахпогостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговлигорода. Одновременно города становились оборонительными центрами и местом пребывания носителей власти.
Археологами отмечена группировка поселений восточных славян гнездами. Выделяются укрепленные хозяйственноадминистративные центры сосредоточения общинной знати, ремесленные и торговые поселения, городища — убежища.
Обычно города возникали при слиянии двух рек или вокруг господствовавшей над местностью возвышенности, поскольку такое расположение позволяло гораздо лучше защититься от врагов. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем, или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль окружался водой, для чего выкапывали глубокий ров. К кремлю примыкали слободыпоселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом. Нередко ее также обносили оборонительной стеной.
Древнейшие города часто образовывались на важнейших торговых путях или на их пересечении. Одним из них был «путь из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали бассейна Днепра. Из одной реки в другую корабли перетаскивали по специальным путямволокам. Попав в Днепр, корабли доходили до Черного моря и дальше, до Византии. Вдоль этого пути возникли такие крупные города, как Новгород, Полтава и Киев. Последний стал столицей Киевской Руси.
Летописец Нестор в начале ХII в. писал, что на территории от Карпат до верховьев Оки и Волги издавна жили восточные славяне. В VI—VIII вв. Они составляли около пятнадцати племенных союзов, в одном из которых земле полян правил легендарный князь Кий. Вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью он, по преданию, основал город, названный в его честь Киевом и впоследствии величаемый «матерью городов русских».
Вторым торговым путем, также проходившим по территории славян, был волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. По времени возникновения он был одним из древнейших на территории Восточной Европы.
Социальные отношения регулировались обычным правом, частично нашедшим отражение в «Законе русском», Русской правде, грамотах. Известные по «Повести временных лет» и другим летописям поляне, древляне, северяне, словене, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы и другие были союзами восточно-славянских племен. В Среднем Поднепровье и в Приильменье возникли первые известные раннегосударственные объединения восточных славян («Русская земля», «Славия» и др.), ставшие вскоре основой Древнерусского государства. На основе племенных союзов Восточных славян сформировалась древнерусская народность.
Различный состав отдельных семей, входивших в территориальные общины, разный уровень их благосостояния, накопленных богатств, захват состоятельными и многочисленными семьями земель и угодий, пока еще пустовавших и никому не принадлежавших, — все это создавало условия для имущественной и социальной дифференциации внутри сельской общины.
Однако имущественное и социальное неравенство возникало не только в общине. В это время, в VIII-IХ вв., у славян выделяется родо-племенная и военно-дружинная знать. В эпоху господства родовых отношений высшим органом племени является народное собрание-вече.
Вечеплеменное собрание, в котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда.
Народное собрание обеспечивало социальное и экономическое равенство членов племенного сообщества. На нем избирались и переизбирались старейшины племени, князья, которые были носителями административной и военной власти племени. Эти должности занимали наиболее авторитетные и уважаемые члены племени.
Однако в период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ведении народного собрания, они сами готовят их в собственных интересах для последующего утверждения на народном собрании. Их должности из переизбираемых постепенно становятся наследственными.
Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии.
Военная демократия — выделяется военная знать (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.
Однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни племени.
Вокруг племенного князя, происходившего уже из одного наиболее знатного и богатого рода, чья власть превратилась в наследственную, формируется дружина.
Дружина — профессиональное войско, постоянное занятие котороговойна.
Однако эта дружина уже коренным образом отличается от племенного войска периода родового строя с его сугубо оборонительными функциями.
Общеплеменное ополчение — боеспособная часть мужского населения племени, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости.
Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками.
Верхушка племени, которая выросла из старой племенной знати и богатых соплеменников, постепенно отрывается от соплеменников, возвышается и узурпирует власть. Эта группа объявляет себя собственником земель, облагает подвластное население даньюналогом. Князья и знать захватывают племенную землю в личную наследственную долю, подчиняют своей власти бывшие родоплеменные органы управления.
Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военную дружинную организацию, совершая походы с целью захвата военной добычи, собирая дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян превращается в силу, стоящую над обществом и подчинившую себе ранее свободных общинников. Таков был процесс классообразования и формирования ранних форм государственности увосточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию на Руси в конце IХ в. раннефеодального государства.
Восточные историки рассказывают о том, что накануне образования древнерусского государства существовали три крупных объединения славянских племен: Куяба, Славия и Ортания. Куябой (или Куявой) тогда называлась область вокруг Киева, Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Ортании, третьего объединения славян, точно не установлено.
Восточные славяне составляли основу населения Древнерусского государства, были носителями древнерусского языка, письменности, создателями древнерусской культуры. На основе древнерусской народности складывались 3 восточно-славянских народа: белорусы, русские, украинцы.