Борьба с деморализацией духовенства; Конрад Вальдгаузер и Ян Милич
Гораздо ранее Гуса начались и обличения католического духовенства, и проявились стремления к исправлению церкви. Почин в этом деле принадлежал первому пражскому архиепископу Арношту из Пардубиц. Он употребил много труда и энергии на укрепление дисциплины и на поднятие нравственности и образованности среди духовенства своей епархии. Ему пришлось выдержать целую борьбу с монахами различных орденов… Читать ещё >
Борьба с деморализацией духовенства; Конрад Вальдгаузер и Ян Милич (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Гораздо ранее Гуса начались и обличения католического духовенства, и проявились стремления к исправлению церкви. Почин в этом деле принадлежал первому пражскому архиепископу Арношту из Пардубиц. Он употребил много труда и энергии на укрепление дисциплины и на поднятие нравственности и образованности среди духовенства своей епархии. Ему пришлось выдержать целую борьбу с монахами различных орденов. Архиепископ старался обуздать их гордость, жадность и погоню за влиянием на народ в ущерб приходскому духовенству. Эта борьба была трудная, так как монахи находили себе защиту и покровительство в папской курии. По инициативе архиепископа на поместном соборе чешского духовенства было издано постановление, предписывающее священникам учить своих прихожан молитве Господней, заповедям и краткому апостольскому Символу веры на народном языке. Одновременно с архиепископом Арноштом действовал знаменитый проповедник Конрад Вальдгаузер из Верхней Австрии, вызванный в Чехию императором Карлом IV. Конрад в своих проповедях бичевал пороки всех классов общества. Но в особенности доставалось от него монахам. Конрад обличал их в симонии, указывая на то, что они берут в свои монастыри вклады со всех вновь вступающих; говорил, что они так далеко отошли от своих предшественников, от святых основателей своих орденов, что, если бы те появились среди них в настоящее время, монахи не узнали бы их и наверное бы побили камнями. Монахи не раз привлекали смелого проповедника к суду, но за него стояли и архиепископ, и император. Конрад был определен священником в лучший приход в Праге, где и кончил мирно свою жизнь в 1379 г. Одновременно с Конрадом и несколько лет после него проповедовал с таким же жаром и с еще большим успехом, но уже не на немецком, а на чешском языке Милич из Жромерижа. Милич был членом Пражского капитула и носил звание архидиакона, главного помощника архиепископа по управлению епархией. Вместе с тем он был королевским подканцлером. Он отказался от всех этих должностей для того, чтобы в добровольной бедности и смирении проповедовать покаяние и чистоту жизни. Его пламенные обличения, соединенные с пророчеством о скором пришествии антихриста, действовали с поразительною силою. Целый квартал публичных домов в Праге, так называемые Бенатки, опустел благодаря его проповедям. Карл IV подарил ему этот квартал, и Милич устроил здесь исправительный приют Марии Магдалины для падших женщин. Милич в своих обличениях не щадил никого и раз даже самому императору сказал в глаза, что он великий антихрист. Тем менее, разумеется, сдерживался он в обличениях духовенства, особенно нищенствующих монахов. Монахи подали на него жалобу папе в 12 пунктах. Милича обвиняли за его учение о пришествии антихриста, за то, что он советовал слишком часто принимать причастие, за то, что порицал все духовенство, начиная с папы и оканчивая монахами, подстрекал светскую власть против духовной, запрещал духовным иметь какую-либо собственность и т. д. Милич лично отправился к папе в Авиньон и успел оправдаться от возводимых на него наветов, но заболел там и умер в 1374 г.