История создания, идея, герои
Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Первый — законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом «ест» домашних, разводит… Читать ещё >
История создания, идея, герои (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Александр Николаевич Островский (1823−1886) — великий русский драматург. Развивая традиции реалистической драматургии Грибоедова, Пушкина, Гоголя, он своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии, утвердил реализм на русской сцене. Его театр явился школой ряда поколений русских актеров.
Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя — она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859 году, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.
Пьеса была написана в 1859 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство.
Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Первый — законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом «ест» домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: «Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего». Под этой смиреной жалобой Кабанихи — человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством.
«Гроза», опубликованная в 1860 году, явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо, нежели во всех предшествующих пьесах, раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
Образами Дикого, Кабанихи, Феклуши, полусумасшедшей барыни драматург показал, что господствовавшие в тогдашней жизни общественные отношения основаны были на диком произволе, деспотизме и жестоком насилии. Дикой и Кабаниха, богатейшие люди города Калинова, держат всю власть в своих руках. Они делают все, что им заблагорассудится.
В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.
В центр драмы «Гроза» Островским поставлена Катерина — натура поэтическая, чистая, открытая, созидательница по сути своего сильного характера. Она сама говорит о себе, что уродилась такая горячая. «Если очень мне тут опостынет, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» — говорит она. — «Здесь все как будто из-под неволи».
В главной героине драмы писатель нарисовал новый тип — самобытной, цельной, самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца темного царства.
Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство.
Добролюбов назвал Катерину характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что он представляет «художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи» Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений, в 3-х т., т. III, стр. 198.
Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам кабанинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму. Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных условий темного царства.
Ведущие образы «Грозы» раскрываются на широком социально-бытовом фоне, органически включенном в развитие действия. В «Грозе» второстепенные действующие лица (Кулигин, Феклуша) не участвуют прямо в развитии основной сюжетной интриги, но они необходимы, они служат воплощению темы и идеи произведения и помогают драматургу нарисовать в пьесе многостороннюю картину русской жизни. Искусно используя самые разнообразные изобразительные средства общенародного языка, Островский делает речь персонажей «Грозы» социально типичной и одновременно отчетливо индивидуальной, конкретной, образной, живописной.
Композицию «Грозы» драматург мастерски подчиняет естественному раскрытию лежащего в основе пьесы конфликта, отражающего борьбу между изжившей себя крепостнической моралью и прогрессивными стремлениями к проявлению человеческих прав. Действие «Грозы», отличаясь эпической широтой, глубоко драматично, оно непрерывно нарастает в своем внутреннем и внешнем динамизме. Повышая драматичность и сценичность пьесы, Островский прибегает к контрастному изображению, к параллелизму между переживаниями действующих лиц и явлениями, происходящими в природе (гроза), к резким поворотам в развитии действия, насыщает пьесу эпизодами высокого эмоционального напряжения. Эта пьеса, действие которой выносится и на улицу, и на площадь, — произведение огромной социальной масштабности, отчетливой демократической идейности, глубоко типических характеров и высокой театральности.
Наиболее глубокое раскрытие идейного смысла и художественных особенностей «Грозы» дал Н. А. Добролюбов. Незадолго до появления «Грозы» он выступил со статьей «Темное царство», в которой гениально истолковал творчество Островского как обличителя темного царства самодержавной России, как писателя, обладавшего «глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и ярко существенные ее стороны».
«Гроза» послужила новым доказательством справедливости положений, высказанных революционно-демократическим критиком. Добролюбов разъяснял, что народность «Грозы», как и всего творчества Островского, заключается в том, что его пьесы, показывая господствующие в жизни сложные отношения со всеми их последствиями, служат «отголоском стремлений, требующих лучшего устройства» Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений, в 3-х т., т. III, стр. 177.