Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Специфика общения по радио и телевидению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интонация помогает передать отношение говорящего, подчеркнуть наиболее важные моменты речи. Голос — совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата человеком и дышащими легкими животными. Высота голоса зависит от частоты голосовых связок. Сила голоса зависит от размаха голосовых связок. Тембр голоса зависит от присоединения к основному тону… Читать ещё >

Специфика общения по радио и телевидению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Есть существенные различия в речевом поведении создающего устное или письменное высказывание, но есть различия и в восприятии устной и письменной речи адресатом. Письменный текст рассчитан на зрительское восприятие. Читающий текст может вернуться к наиболее трудным местам, отложить его, поразмышлять, обратиться к справочным пособиям, чтобы прояснить для себя что-то непонятное.

Слушающий устный текст, как и создающий его, работает сразу «начисто». Если не используется особые технические средства, то воспроизвести услышанное со 100%-ной точностью практически невозможно. Даже конспект услышанного не есть полное соответствие исходному тексту. И, наконец, написанное сохраняется долго, тогда, как услышанное сохраняется лишь в памяти слушателей, а посему недолговечно.

Интонация помогает передать отношение говорящего, подчеркнуть наиболее важные моменты речи. Голос — совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата человеком и дышащими легкими животными. Высота голоса зависит от частоты голосовых связок. Сила голоса зависит от размаха голосовых связок. Тембр голоса зависит от присоединения к основному тону добавочных тонов, возникающих в резонаторной части голосового аппарата. Человек выражает голосом свои ощущения, чувства и мысли: крик, смех, плач, речь. Голосом также сопровождаются рефлекторные движения мышц гортани: чихание, кашель и т. д. Пауза — временная остановка звучания, разрывающая поток речи. Пауза — это продолжение разговора невербальными средствами.

Классификация пауз:

  • — синтаксические, соответствующие на письме знакам препинания.
  • — ритмические паузы организуют деление стихотворного текста на строфы, но характерны не для спонтанной, а для озвученной письменной речи.
  • — логические паузы отделяют речевой такт от соседних.
  • — паузы хезитации, обдумывания. В процессе этой паузы говорящий старается подобрать слово, сформулировать мысли, найти новый аспект для обсуждения.
  • — психологические паузы, несущие особую психологическую нагрузку. Сделав паузу в несвойственном ей месте, говорящий старается наполнить ее чувством.
  • — пустые паузы — мучительные и плохо воспринимаемые слушателями. Во время этой паузы говорящий вспоминает текст, который знает нетвердо.

Избыточность устной речи — не всегда оправданные повторы, уточнения, перифразы, связанные с тем, что говорящий не всегда четко может сформулировать мысль, вследствие чего ему приходится повторяться, добиваясь желаемого результата. Лаконизм (экономия) речи связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста. Самоперебивы, срывы конструкции — такая особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, бросает его, начинает снова, пытаясь сформулировать фразу другими словами. Прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, т.к. обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово.

Общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публичного выступления, следующие:

  • 1. Принцип краткости (достаточности).
  • 2. Принцип последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему.
  • 3. Принцип усиления состоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу.
  • 4. Принцип результативности, т.к. каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен формулироваться словесно.

Обращение одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.

Виды заключений:

  • 1. Подытоживающее повторение;
  • 2. Призыв;
  • 3. Интригующая концовка;
  • 4. Обращение к аудитории;
  • 5. Иллюстрированная концовка.

Методы изложения материала:

  • — Индуктивный способ — это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению.
  • — Дедуктивный способ — такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов — к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.
  • — Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие.
  • — Концентрический и ступенчатый способы предполагают:
    • а) концентрический — наличие единого центра, которым является поставленная проблема, вокруг которого и располагается материал;
    • б) ступенчатый — последовательное изложение проблематики, переход, как по ступеням, от одного аспекта к другому.
  • — Исторический (хронологический) и пространственный способы. Первый способ используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т. п. Второй способ предполагает изложение материала.
  • — Тактический способ, который считается одним из наиболее эффективных в агитационной речи.

Основные типы ораторов:

  • 1) Рационально-логический тип. Эмоциональность этих людей внешне практически не проявляется, хотя это не значит, что она отсутствует полностью. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям, к строгой аргументированности.
  • 2) Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи.
  • 3) Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, т.к. одновременно достаточно эмоциональны и логичны.
  • 4) Лирический или художественно-образный тип. Этих людей отличает глубокая эмоциональность, лиризм, острая впечатлительность, проникновенность, хотя в частных проявлениях люди этого типа могут существенно отличаться друг от друга.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой