Государственный пожарный надзор до 1927 года
В XV веке начинают издаваться не только строгие законы, карающие за поджог, но принимаются и некоторые предупредительные меры. Так, в 1434 году в царствование Василия II Темного издаются указы о правилах пользования открытым огнем. На том этапе развития общества эти меры — несомненный прогресс. И, несмотря на некоторую их ограниченность, важно отметить, что проблема пожарной безопасности как… Читать ещё >
Государственный пожарный надзор до 1927 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
18 июля 1927 года органами власти РСФСР утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Это событие стало одним из поворотных в истории развития пожарной охраны. В этом документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются: разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением; руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.
Безусловно, современная система государственного пожарного надзора, постоянно совершенствуясь и развиваясь, претерпела существенные изменения. Но «Положение» 1927 года — первый документ, положивший начало развитию уникальной в мировой практике эффективной структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья россиян, а также на сохранение материальных и духовных ценностей нашего государства. Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных мер.
К первым на Руси на современном языке пожарно-профилактическим мероприятиям следует отнести возведение в XIV веке оборонительных каменных стен вокруг городов. Так, по повелению Великого Московского князя Дмитрия Ивановича в короткий срок (1365−1367) Кремль был защищен двухкилометровой стеной, выполненной из белого камня. Возведя стены, Дмитрий Донской существенно снизил опасность огненного уничтожения города от военных пожаров. И, несмотря на то, что сберечь город от огня не всегда удавалось, каменные стены часто спасали город от уничтожения. В 1451 году монголо-татарская орда после безрезультатной осады города подожгла посады вокруг стен Кремля, которые, не дав огню распространиться, защитили внутренние постройки от уничтожения.
В XV веке начинают издаваться не только строгие законы, карающие за поджог, но принимаются и некоторые предупредительные меры. Так, в 1434 году в царствование Василия II Темного издаются указы о правилах пользования открытым огнем. На том этапе развития общества эти меры — несомненный прогресс. И, несмотря на некоторую их ограниченность, важно отметить, что проблема пожарной безопасности как социальное явление — одна из первых, на которую обратили внимание власть имущие. Попытки предупредительной борьбы с пожарами в Москве, а затем и в других русских городах относятся к концу XV — началу XVI веков. К тому времени Москва представляла собой крупный по тем временам город с населением около 20 000 жителей, проживающих в 8−10 тыс. дворах. Деревянные строения располагались в непосредственной близости друг от друга.
После опустошительного июльского пожара 1493 года Иван III издает первые на Руси правила, направленные на предупреждение возникновения пожаров: летом печей не топить, пищу варить на огородах, вдали от домов; не держать огня в домах; не заниматься стекольным производством в городе и др. В Судебнике (сборнике законов Русского государства), изданном в 1497 году и названным Судебником Ивана III, кроме указанных мер пожарной безопасности, предписываются суровые меры наказания поджигателям. Одним из знаменательных указаний князя явилось требование строительства каменных зданий.
В Москве стали строиться заводы по производству кирпича. Этот огнестойкий материал использовался при реконструкции стен Кремля, которые были возведены из красного кирпича и имели высоту 17 метров и ширину 5 метров. Для повышения мер пожарной безопасности Иван III приказал снести все постройки вокруг стен Кремля на расстоянии 235 метров. Этот указ явился прообразом современных требований противопожарных разрывов. В городе стали возводиться каменные терема на безопасном расстоянии друг от друга. Кремль стал олицетворением силы и могущества Русского государства.
В XVI веке каменное строительство стало вестись и в других российских городах. Были сооружены крепости-кремли в Смоленске, Туле, Троице-Сергиев монастырь в Загорске, Новодевичий монастырь в Москве.
В1504 году издается указ, устанавливающий ограничительные меры пользования в быту печами, свечами, лучинами; предписывающие заниматься вдали от строений гончарам оружейникам, кузнецам. Указом учреждаете создание пожарно-сторожевой команды, в обязанности которой входило вести наблюдение за соблюдением порядка в городе, в том числе за мерами пожарной безопасности. В связи с этим город разделялся на участки, на улицах устанавливались ворота, которые на ночь запирались. Горожане выставляли группу сторожей которую возглавлял решеточный приказчик, основную обязанность которого вменялось не допускать в город пришлых людей. В дальнейшем, вплоть до середины XVI век издавались указы и распоряжения, запрещающие пользоваться летом банями, разводит костры и др., по существу повторяя уже действующие правила.
Несмотря на то, что попытки регламентировать меры пожарной безопасности наблюдались и в более древние времена, все же следует выделить указы Ивана III как первые нормативные документы в этой области.
Следующий период развития пожарно-профилактических мероприятий в Российском государстве начинается с середины XVI века или со времени царствования Ивана Васильевича Грозного (1533−1584). В 1533 году он издал указ, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки с водой и запрещающий топить летом печи, а пищу разрешалось готовить только вдали от жилищ.
Позднее, в 1583 году, требования его распространились на все поселения Московского государства. эффективности противопожарных мероприятий, предпринятых Иваном Грозным, свидетельствует тот факт, что за почти полувековое правление, Москва была подвержена опустошительному огненному шквалу лишь один раз — в 1571 году. И это, несмотря на то, что столица к тому времени имела размеры в окружности около 30 верст и насчитывала более 40 тыс. дворов — вдвое больше, чем при Иване III, что, безусловно, повышало возможную частоту возникновения загораний.
В 1598 году по решению Земского собора царем был избран Борис Годунов. Наряду с важными политическими решениями, направленными главным образом на ликвидацию культурного и научного отставания России от Запада, им были предприняты попытки оградить столицу от огненной стихии: в 1603 году он делит Москву на 11 округов, назначает в каждом из них ответственным за «бережение от огня» одного из членов боярской думы.
Важной вехой в становлении Российского государства стало правление Алексея Михайловича (1645−1676).
Одним из самых главных событий этого времени следует считать принятое на Земском Соборе в 1649 году Соборного Уложения — сборника российских законов, окончательно оформившего крепостное право и укрепившего власть. Помимо этого в Уложении были помещены четыре статьи, касающиеся пожарного дела. В них говорилось, что хозяин дома может требовать с нанимателя осторожного обращения с огнем, а в случае возникновения пожара по его вине — взыскивать причиненный ущерб. Устанавливались меры наказания за несоблюдение правил пожарной безопасности и за поджог.
В целях сбережения от уничтожающих пожаров 30 апреля 1649 года издается, а в 1667 и 1675 годах дополняется «Наказ о градском благочинии», который распространился по всей Руси. Он содержал правила предупреждения пожаров, обязательных для всех. В наказе в очередной раз регламентировались меры безопасного обращения с огнем. За нарушение этих правил налагался штраф в размере пяти рублей, а виновник пожара, возникшего из-за нарушений указа, подвергался ссылке. Жителям городов указывалось на необходимость держать в домах пожарный инструмент: кадки с водой, топоры, крючья, веники. На каждые десять домов надлежало сооружать колодец для пожарных нужд. Исполнение Наказа возлагалось на объезжего голову. Причем в Наказе указывались конкретные фамилии ответственных за пожарную безопасность — кого-либо из высокопоставленных чиновников государства.
История сохранила имя первого «пожарного» Кремля — князя Анастаса Алибеевича Македонского. В помощь объезжим головам выделялся целый штат решеточных приказчиков и стрельцов. Кроме этого, по указанию царя в охране безопасности города обязаны были принимать участие по одному жителю из каждых десяти дворов. Они должны были обходить свои кварталы с бердышами, швабрами, топорами, рогатинами и заливными трубами. Объезжей голове вменялось в обязанность наблюдать за регулярной чисткой дымоходов от сажи.
«Наказ о градском благочинии» явился первым документом, утверждающим пожарную безопасность на Руси. Именно поэтому 30 апреля является днем профессионального праздника работников противопожарной службы.
Дальнейшее активное и поступательное развитие пожарной профилактики относится к периоду правления Петра I. В 1701 году выходит указ о строительстве в городах каменных зданий. В 1704 году этот указ повторяется для Москвы. Самое свое любимое творение — Санкт-Петербург — Петр I всячески оберегал от огненного уничтожения. Вот лишь далеко не полные сведения об организации мер пожарной безопасности в городе.
С самого начала строительства планировка города устраивалась по правилам пожарной безопасности: дома строились с противопожарными разрывами, улицы располагались прямолинейно и «просторно», что позволяло беспрепятственно вести пожаротушение, на Васильевском острове планировалось соорудить каналы, оборудованные противопожарным инвентарем. Был издан целый ряд указов, инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах, в жилых зданиях.
Петр хорошо сознавал необходимость постоянного контроля за мерами обеспечения пожарной безопасности со стороны государственных чиновников. Эту работу он возлагал сначала на генерал-губернатора А. Д. Меньшикова, а затем на канцелярию городовых дел. После учреждения главной полицейской канцелярии за строгим исполнением петровских указов, и в том числе в области пожарной безопасности, следил генерал-полицмейстер, подчинявшийся только царю. Непосредственный надзор за выполнением противопожарных мероприятий возлагался на конкретных государственных лиц.
Благодаря противопожарным мерам, а так же жесткому контролю за их соблюдением, за 20 лет существования Санкт-Петербурга при Петре I произошло лишь 9 крупных пожаров.
Пожары, захлестнувшие Россию в конце XVIII века, не могли быть не замечены. Практически после каждого существенного пожар появлялись очередные указы, распоряжения, инструкции. В этот период внимания заслуживает следующее: при правлении Анны Иоановны (1730−1741) был издан сенатский указ о строительстве брандмауэров. В 1740 году обращается внимание на одну из причин возникновения пожаров — пьянство. Для борьбы с этим злостным явлением было ограничено время торговли спиртными напитками.
Важным, ознаменовавшим новый шаг в развитии пожарной охраны, явился Указ императрицы Екатерины II (1762−1796) от 15 декабря 1763 года об учреждении штата главной Санкт-Петербургской полиции, при которой определено иметь число чинов при пожарных инструментах с брандмайором во главе. Штату пожарных предписывалось вести наблюдение за соблюдением правил пожарной безопасности и обслуживать пожарное имущество.
Несмотря на то, что в 1832 году появляются «Строительный устав» и «Пожарный устав»; в 1834 году — противопожарные правила на судах и плотах; в 1838 — положение о Петербургской полиции с прилагаемой инструкцией по содержанию в пожарной безопасности жилых домов, приведенные в документах правила, предусматривающие вопросы пожарной безопасности, никем не контролировались и поэтому не имели должного эффекта. Количество пожаров в конце XIX начале XX веков в Российской империи резко возросло. Тревожное положение в государстве с пожарами, особенно в сельской местности, неадекватное отношение к этой проблеме чиновников побудили и дали рождение такому массовому движению как создание добровольных пожарных обществ.
Важным шагом в объединении добровольных пожарных структур, взявших на себя обязательство по обеспечению пожарной безопасности, стал созыв первого съезда пожарных деятелей России, который прошел в июне 1892 года в Санкт-Петербурге. Съездом было принято решение об образовании добровольного пожарного общества, которое начало работу на следующий год.
Первым председателем Главного комитета был избран А. Д. Шереметев, большой энтузиаст пожарного дела и один из главных инициатор здания общества. В 1892 году он впервые начал издавать журнал «Пожарный», которые предназначен для популяризации пожарного дела в России, для привлечения властей к проблеме пожарной безопасности, объединения пожарных.
В 1894 году главный совет общества возглавил активный пропагандист пожарного князь Александр Дмитриевич Львов. В том же году в России вместо журнала «Пожарный» начинает издаваться журнал «Пожарное дело». По инициативе князя еще в 1892 году 23 мая в Петербурге в здании Технического общества организуется первая стационарная выставка пожарного дела. Вторая выставка открылась 21 июля 1897 года. Она размещалась на барже «Первенец». Удачное решение создания передвижной выставки, которая перемещалась от Невы до Волги и останавливалась в течение двух лет в 116 городах, привлекло около 120 тысяч посетителей. Следующая выставка, тоже передвижная, была организована в 1899 на пожарном поезде, которая за четыре месяца работы демонстрировалась в 74 городах европейской части России, включая Москву и Санкт-Петербург. Так, во многом благодаря активистам общества, 1906 год стал знаменательным, положившим начало образовательной деятельности в пожарной охране страны: в Санкт-Петербурге были организованы Курсы пожарных техников.
Еще раньше, в 1895 году, в районе Мытищ создается опытная пожарная станция, по существу являющаяся прототипом современных испытательных пожарных лабораторий. В её функции входило проведение огневых испытаний материалов и конструкций, используемых в строительстве, огнезащитных материалов. Кроме этого, проводилось обучение постройке жилищ, устраивались выставки новых достижений в области пожарного дела.
Императорское Российское пожарное общество выполнило свою основную функцию — взяло на себя большую организаторскую работу в области развития и популяризации пожарного дела, активизации пожарно-профилактической работы.
Однако их стремление возвести проблему предупреждения и тушения пожаров на уровень государственной политики реализовалось только в 1918 году, уже в Советской республике в виде Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало единой национальной политики в области пожарной безопасности, в том числе пожарной профилактики.
Декрет был принят 17 апреля 1918 года по представлению Высшего совета народного хозяйства и Всероссийского пожарного обществ Советом Народных Комиссаров (СНК). Б Декрете отмечалось, что пожарное дело должно базироваться на современной технической базе, важное место должна занимать пожарно-профилактическая работа. Противопожарные мероприятия должны подразделяться на две главные группы: общегосударственные мероприятия, осуществляемые на уровне государства, города, села и учреждения; местные мероприятия, находящиеся в заведывании местных органов и проводимые с привлечением населения. Эти направления стали основными в последующем развитии Советской пожарной охраны и нашли свое отражение в Положении о государственном пожарном надзоре.
Годы разрухи, вызванной последствиями гражданской войны, не могли не отразиться на обстановке по борьбе с пожарами. Зачастую пожары принимали огромные размеры, уничтожая целые жилые кварталы, фабрики, общественные здания, леса.
В целях улучшения создавшегося положения органами власти РСФСР, а также Советом труда и обороны, возглавлявшимся Председателем СНК, был принят ряд постановлений по укреплению пожарной безопасности в стране. Постановлением СНК от 23.04.1921 г. «О мерах по борьбе с пожарами» в центре, губерниях и уездах РСФСР были созданы специальные комиссии по борьбе с пожарами, которым представлялось право через отделы труда привлекать население к тушению пожаров в порядке трудовой повинности.