Иран накануне революции
В иранской деревне господствовали феодальные отношения. Собственность на землю и оросительные сооружения принадлежала шаху, помещикам и духовенству. Среди кочевых племен сохранялись феодально-патриархальные отношения. Крестьяне, в основной массе не имевшие земли, обрабатывали помещичьи земли на принципе издольщины. Помещики вели борьбу против самостоятельного крестьянского землевладения. 4/5… Читать ещё >
Иран накануне революции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К началу XX столетия Иран оставался отсталой страной, полуколонией Англии и России. Его население составляло 10—12 млн. человек, более половины которого были оседлые крестьяне-земледельцы. Около ¼ жителей, представленных племенами самого разного этнического состава — курды, луры, бахтиары, белуджи, кашкайцы, туркмены, арабы и др., были заняты кочевым скотоводством. Остальную часть (около 1/5) составляло городское население.
В иранской деревне господствовали феодальные отношения. Собственность на землю и оросительные сооружения принадлежала шаху, помещикам и духовенству. Среди кочевых племен сохранялись феодально-патриархальные отношения. Крестьяне, в основной массе не имевшие земли, обрабатывали помещичьи земли на принципе издольщины. Помещики вели борьбу против самостоятельного крестьянского землевладения. 4/5 крестьянского урожая присваивалось феодалами, при этом государство и чиновники облагали крестьянство дополнительными податями и всякими поборами. Сдвиг стратификации к буржуазной типологии в деревне происходил медленно. Крестьяне были политически бесправны, в деревне господствовал произвол.
В городах было распространено ремесло, фабрично-заводская промышленность почти отсутствовала, за исключением небольших электростанций, текстильных, посудных, кожевенных и некоторых других фабрик, принадлежавших иранцам. К тому же многие из них закрывались в результате иностранной конкуренции. Еще с 70-х гг. XIX в. Англия и Россия начали применять новые формы осуществления своего влияния в Иране, заключавшиеся в финансово-экономической экспансии. Фактически в собственности России и Англии находились линии телеграфной связи, пути сообщения, рыбные промыслы и пр., причем в Северном Иране господствовала Россия, а в южноиранских провинциях — Англия. «Имперский банк Персии», основанный в 1889 г. английским предпринимателем Рейтером, получил право на эмиссию банкнот, монополию на поставку серебра для чеканки монеты, право эксплуатации железных, медных, свинцовых, каменноугольных копей, месторождений нефти, ртути, марганца, асбеста, буры. Царское правительство, в свою очередь, получило концессию на учреждение русско-персидского учетно-ссудного банка, который финансировал торговлю России с Ираном и реализовывал займы, представляющиеся Россией иранскому шаху. Россия занимала первое место во внешней торговле Ирана. Весь Северный Иран оказался под сильным политико-экономическим влиянием России. С 1901 г. Англия владела концессией на разработку нефти на 4/5 территории Ирана.
Таким образом, политическая самостоятельность Ирана базировалась не столько на власти шаха (с конца XVIII в. — династия Каджаров), сколько на соперничестве двух главных колониальных держав в этом регионе. Отсталость Ирана в экономике отражалась и в политической жизни страны. В стране царил административный произвол, взяточничество, продажа должностей.
Среди передовых слоев национальной буржуазии, интеллигенции и патриотически настроенных кругов в конце XIX в. зарождались идеи буржуазного национализма. Распространена была в конце XIX в. в Иране, особенно среди духовенства и мелкой буржуазии, пропаганда идей панисламизма. Тогда на начальной стадии своего развития, панисламизм в какой-то мере отражал протест против закабаления иностранным капиталом и призывал народы к объединению на религиозной основе.
В конце XIX — начале XX в. в Иране стали возникать различные нелегальные патриотические организации. Они выступали против шахских сановников, призывали к борьбе против засилья иностранцев, произвола правящей феодальной верхушки, а также выдвигали требования провести реформы политического строя в буржуазном духе.
Народное недовольство и массовые волнения к концу 1905 г. охватывали все более широкие слои населения и распространялись во многих областях страны. Еще до начала революции 1905 г. в Иране проявлялось влияние революционной борьбы в России. Главным каналом проникновения революционных настроений были иранские отходники в Закавказье и особенно в Баку, где в 1904 г. была создана особая социал-демократическая организация «Гуммет», объединявшая рабочих-мусульман, азербайджанцев и персов и действовавшая под рyководством большевиков. Возвращаясь на родину, иранские отходники несли с собой идеи революционной борьбы против шаха, феодалов и империалистов. Пожалуй, именно на примере Ирана известный тезис о пробуждении Азии под влиянием русской революции 1905 г. работает наиболее зримо и очевидно.
Засилье иностранцев, прогнивший государственный строй, невыносимые условия жизни народных масс, влияние революции 1905—1907 гг. в России послужили причиной революции 1905—1911 гг. в Иране. Фактически это было конституционное движение, принявшее массовый характер.