Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Научно-исследовательская деятельность музея

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

3] В 2011 г. в Петербурге поставили памятник зодчему Тома де Томону. Спустя семьлет выяснилось, что его автор и изобразил не архитектора, а шотландского химика //Медуза. — 16.08.2018. URL: https://meduza.io/shapito/2018/08/16/v-2011;godu-v-sankt-peterburge-postavili-pamyatnik-zodchemu-toma-de-tomonu-spustya-sem-let-vyyasnilos-chto-ego-avtor-vse-pereputal-i-izobrazil-shotlandskogo-himika (дата… Читать ещё >

Научно-исследовательская деятельность музея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный музей осуществляет научно-исследовательскую деятельность двойного характера.

С одной стороны, ведется теоретическо-методологическая работа по музеологии, в частности разрабатываются и апробируются новые технологии хранения и экспонирования музейных предметов, различные реставрационные методики.

Традиционно теория музейного дела подразделяется на несколько направлений:

  • теория документирования — изучение принципов комплектования фондов и отбора объектов;
  • теория тезаврирования — изучение методов источниковедческого анализа музейных предметов, принципов хранения и реставрации;
  • теория коммуникации — изучение взаимодействия посетителя и наследия, принципов экспозиционно-выставочной работы.

Сформировались различные музеологические школы, акцентирующие определенный ракурс рассмотрения музейного дела:

  • институциональный подход ориентируется на музей как организацию и общественный институт;
  • предметный подход отталкивается от музейного предмета и рассматривает все вопросы через призму его охраны, интерпретации и популяризации;
  • коммуникационный подход уделяет приоритет взаимодействию с аудиторией;
  • языковой подход смотрит на музейные предметы как на знаки.
  • (!) Методические задачи данного курса побуждают к приоритету институционального подхода в обсуждаемом круге вопросов, но авторы не настаивают на общем приоритете институциональной школы. Каждое направление важно для комплексного восприятия музейного дела.

логические, историко-культурные — исторические и т. д. Здесь музей выступает в роли полноценного научного института.

Научная работа проводится в различных форматах:

  • • написание и рецензирование публикаций (монографий, статей, пособий);
  • • лабораторные исследования и экспертизы отдельных проектов (например, изучение и реставрация конкретного памятника) (рис. 4.2, 4.3);
  • • поисково-экспедиционная деятельность;
  • • участие в профильных конференциях и симпозиумах;
  • • оппонирование докторских и кандидатских диссертационных исследований;
  • • экспертиза и консультирование организаций и частных лиц.
Научный анализ в ходе реставрации полотна Рубенса «Воскресение Христа», Эрмитаж.

Рис. 4.2. Научный анализ в ходе реставрации полотна Рубенса «Воскресение Христа», Эрмитаж1

К. Б. Калинина проводит анализ микрошлифов красочного слоя картины «Обращение Савла» Паоло Веронезе, Эрмитаж.

Рис. 4.3. К. Б. Калинина проводит анализ микрошлифов красочного слоя картины «Обращение Савла» Паоло Веронезе, Эрмитаж2.

Есть и значительная специфика, выделяющая музеи из числа других научных институтов, — это исследовательское описание фондов. Каждый музейный предмет проходит большой путь к максимально подробной научной интерпретации (табл. 4.1).[1]

Процесс научной интерпретации музейного предмета.

Таблица 4.1

Этап.

Характеристика этапа.

Фиксация в книге поступлений первичных данных о предмете, истории его происхождения и обстоятельств включения в музейную коллекцию.

Музейная атрибуция — экспертиза подлинности, установление физических параметров предмета (габариты, вес, материал, сохранность), для искусственных объектов — определение авторства, техники и времени создания, для биологических — определение видовой принадлежности, для минералов — химического состава и т. д.

Внесение предмета в инвентарную книгу, стандартизованное описание установленных признаков в научном паспорте, каталогизация предмета в специализированных информационных системах, постановка на государственный учет в рамках Музейного фонда РФ.

Сопоставительный анализ предмета с аналогами в коллекциях российских и зарубежных музеев, определение степени и признаков уникальности, в некоторых случаях — установление мемориальной ценности. Дополнение научного паспорта новыми сведениями, полученными в ходе исследования предмета и специальной литературы.

В отдельных случаях — лабораторные исследования, например, рентгеновское изучение живописного полотна для определения первоначального слоя.

Подготовка научной публикации предмета в рамках экспозиции либо выставки, включение в печатный или виртуальный каталог собрания.

Личность в истории.

Научно-исследовательская деятельность музея.

Михаил Михайлович Герасимов (1907—1970 гг.) — советский антрополог и археолог. Создатель уникального метода восстановления достоверного облика человека по найденным останкам, основатель научной школы реставрации.

Музейная атрибуция. Сопоставление живописного портрета адмирала Ф. Ф. Ушакова и найденного черепа, методика М. М. Герасимова. ГДМ.

Рис. 4.4. Музейная атрибуция. Сопоставление живописного портрета адмирала Ф. Ф. Ушакова и найденного черепа, методика М. М. Герасимова. ГДМ1.

Крайне необходима академическая автономия — любой нажим руководства в плане интерпретации вредит качеству исследования и может привести к прискорбным ошибкам. Так, только независимый в своей оценке профессионал может сделать правильный выбор между мастерски выполненной эффектной подделкой и «невзрачным» подлинником.

Курьезы Игнорирование научных принципов нередко приводило к анекдотическим ситуациям. Напомним два недавних примера монументальной скульптуры. Скульптор Александр Таратынов вместо зодчего Тома де Томона изобразил его «тезку» химика Томаса Томсона, руководствуясь Википедией. Другой скульптор Салават Щербаков на памятнике Михаилу Калашникову поместил изображение немецкого автомата Шмайссера, также обратившись к непроверенным интернет-ресурсам[2][3]. В случае с музеями подобный скандал может нанести непоправимый удар по репутации.

Для проведения верной экспертизы и атрибуции музейному сотруднику необходимы максимально широкие и подробные сведения, вписывающие музейный предмет в соответствующий контекст: исторический, биографический, художественный, природный и т. п. Например, атрибутировать портрет неизвестного можно на основании анализа биографии и круга заказчиков художника. И наоборот, установить художника можно, исходя из авторской манеры, известной по другим работам того же хронологического периода.

Чтобы подобная информация была доступна научным сотрудникам, музейное дело охватывает и некоторые смежные направления деятельности. Научной работе сотрудников содействуют:

  • музейная библиотека по профилю учреждения (рис. 4.5, 4.6);
  • музейный архив, включающий как подлинные документы и рукописи, так и их фотокопии;
  • • различные инструменты навигации, в том числе специализированные электронные базы данных и каталоги.[4]
Научная библиотека Эрмитажа.

Рис. 4.5. Научная библиотека Эрмитажа1

Современная музейная библиотека. © Музей современного.

Рис. 4.6. Современная музейная библиотека. © Музей современного.

искусства «Гараж».

Рассмотрим пример мемориального литературного музея. Как правило, в музейную библиотеку входят различные издания произведений писателя (включая первые и прижизненные), переводы на иностранные языки, труды литературных критиков, биографии, книги других писателей его творческого круга, возможно, имеются книги из личной писательской библиотеки, а также экземпляры с соответствующими автографами.

В архив подобного музея могут попасть авторские рукописи и их фрагменты, переписка, дневники, а также различные официальные документы о писателе, его семье и круге общения: копии метрических книг, паспорта, свидетельства, дипломы, анкеты, автобиографии, характеристики, личные дела, следственные дела, протоколы, заключения цензоров, финансовые расписки и т. д.

Если для примера обратиться к базам данных литературного музея, то могут быть использованы следующие каталоги, сведенные в единую информационную систему:

  • • хронологическо-биографический: по событиям в жизни писателя и его окружения;
  • • именной: писатель, его семья, окружение, учителя, ученики, контактирующие официальные лица, коллеги, критики, переводчики, цензоры, меценаты;
  • • литературно-тематический: по темам и мотивам произведений;
  • • произведений: по конкретным литературным работам, а также оказавшим влияние на творчество книгам других писателей;
  • • литературоведческий: по упоминаниям произведений писателя в литературной критике и филологических исследованиях;
  • • литературных героев: действующие лица произведений, ссылки на возможные реальные прототипы и заимствования;
  • • географический: по местам жизни, путешествий, описываемых в произведениях событий;
  • • языковедческий: по специфичным чертам языка писателя.

Хотя набор баз данных палеонтологического или военно-исторического музея будет отличаться, сам принцип работы с информацией неизменен.

Электронные базы данных позволяют осуществлять переходы между различными каталогами и интегрируют ссылки на информацию в паспорт научного описания. Фундаментальная каталогизация — важнейшая часть научной деятельности музея. Если ей жертвовать в угоду прикладным вопросам, то сильно падает качество научной среды и, как следствие, не достигается подлинная научность собрания.

Безусловно, музейная наука неспособна существовать в изоляции, в отрыве от других отечественных и мировых культурных центров. Так, изучение эволюции художественного стиля живописца возможно лишь на основании анализа всех идентифицированных его полотен, что, как правило, предполагает тесное взаимодействие с другими музеями и иными институтами.

В музейном сообществе сформировались устойчивые альянсы тематически близких организаций. Так, изучением творчества А. С. Пушкина занимаются музей-заповедник «Михайловское», музей-заповедник «Болдино», музей-заповедник «Царское село», Всероссийский музей А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Государственный музей А. С. Пушкина в Москве, Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе, Музей А. С. Пушкина в Торжке, Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина в Больших Вяземах и Захарове, Музей-усадьба «Остафьево». Большинство из этих учреждений, а также заведения в Калуге, Оренбурге, Твери входят в Ассоциацию пушкинских музеев.

(?) Почему именно эти географические точки важны для сохранения пушкинского наследия? Вспомните биографию и творческий путь великого поэта.

Формы взаимодействия между музеями различны: от единичных консультаций и передачи информации организации могут переходить к более тесным контактам — совместным исследовательским проектам и публикациям, обмену тематическими выставками, передаче музейных предметов для временных выставок и дубликатов — в основную коллекцию музея-партнера. Научное сотрудничество близких музеев имеет и маркетинговую составляющую: совместные проекты увеличивают информированность посетителей и привлекают их в музей-партнер.

Хотя процесс научного поиска непредсказуем, его организации требуется определенная систематичность, определение приоритетных целей, грамотное распределение ресурсов. Обычно музей планирует научную деятельность на год для обеспечения целевого финансирования в бюджете. Если речь идет о выполнении проектов по грантам, то срок может быть и коротким, и многолетним, — все зависит от специфики условий, выдвинутых грантодателем.

Администрация обязана соотносить интересы отдельных научных сотрудников с общей миссией и стратегическими целями музея. Чем больше исследование помогает понять и интерпретировать фонды, тем значительнее должна быть поддержка.

Важнейшая управленческая задача — выделять время, силы и иные ресурсы для фундаментальных исследований. Музей всегда обращен к посетителям, и инвестиции в научную деятельность могут показаться несвоевременными. Однако репутация и уровень музея в значительной степени зависят от научной составляющей.

Из классики музейной мысли В своем докладе этнограф Н. М. Могилянский отмечал: «Еще недавно практически живо было представление о музее как о простом хранилище попавших туда вещей, к которым приставлены хранители, как ответственные за целостность имущества сторожа… Музейные работники нового времени смотрят на музей как на живое учреждение, живой организм, где всякий застой — лишь болезненный симптом, норма же — исполнение серьезных задач и важных жизненных функций в форме постоянной, непрекращающейся научной и специальной музейной работы»[5].

Без научной деятельности невозможна главная функция музея — хранение музейного собрания. Время безжалостно относится к материальным объектам, и лишь научный подход позволяет избежать невосполнимых утрат подлинных памятников.

  • [1] © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, 2018. URL: https://support.hermitagemuseum.org/ru/projects/rubens (дата обращения: 23.10.2018).
  • [2] URL: http://www.darwinmuseum.ru/pictures/big_a4f695ae46.jpg (дата обращения:23.10.2018).
  • [3] В 2011 г. в Петербурге поставили памятник зодчему Тома де Томону. Спустя семьлет выяснилось, что его автор и изобразил не архитектора, а шотландского химика //Медуза. — 16.08.2018. URL: https://meduza.io/shapito/2018/08/16/v-2011;godu-v-sankt-peterburge-postavili-pamyatnik-zodchemu-toma-de-tomonu-spustya-sem-let-vyyasnilos-chto-ego-avtor-vse-pereputal-i-izobrazil-shotlandskogo-himika (дата обращения: 23.10.2018);на памятнике Михаилу Калашникову в Москве обнаружили немецкий автомат. Скульптор объяснил, что взял изображение «из Интернета» // Медуза. 22.09.2017. URL: https://meduza.io/feature/2017/09/22/na-pamyatnike-mihailu-kalashnikovu-v-moskve-obnaruzhili-nemetskiy-avtomat-skulptor-ob-yasnil-chto-vzyal-izobrazhenie-iz-interneta (датаобращения: 23.10.2018).
  • [4] © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, 2018. URL: http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/research/library/?lng=ru (дата обращения: 23.10.2018).
  • [5] Могилянский Н. М. Областной или местный музей как тип культурного учреждения. Пг., 1917. Цит. по: Музееведческая мысль в России XVIII—XX вв.еков. С. 443—444.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой