Анализ издержек производства на исследуемом предприятии
В процессе анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а также занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции. Аналитическую ценность для дальнейшего поиска резервов экономии затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов будут иметь и такие расчетные аналитические показатели, как… Читать ещё >
Анализ издержек производства на исследуемом предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важную роль в снижении себестоимости продукции играет оперативный экономический анализ. С его помощью своевременно оцениваются складывающиеся хозяйственные ситуации с формированием себестоимости производимой продукции, вовремя вскрываются отрицательные причины и недостатки в работе, внутрихозяйственные резервы улучшения использования производственных ресурсов и оперативно принимаются управленческие решения по устранению отрицательных причин и мобилизации выявленных резервов снижения себестоимости продукции.
В процессе проведения оперативного анализа издержек производства необходимо выявлять и изучать не все факторы, влияющие на себестоимость продукции, а только основные, решающие в данном звене производства, которые вызывают существенные отклонения от программы формирования себестоимости производимой продукции. Такой подход вызывается той же необходимостью своевременного принятия наиболее эффективных в данных ситуациях решений, которые позволили бы быстро устранить отрицательные причины и создать благоприятные условия для закрепления и развития положительных причин.
Себестоимость вырабатываемой продукции формируется под воздействием множества разнообразных факторов с различными силой и направлением действия. Выявить и умерить эти факторы в оперативном цикле управления практически невозможно, да и нецелесообразно. Необходимо, прежде всего, установить, какие из них являются главными решающими на определенных стадиях создания потребительной стоимости, а затем организовать оперативный анализ этих факторов с учетом специфики соответствующих производств.
В процессе анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а также занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции. Аналитическую ценность для дальнейшего поиска резервов экономии затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов будут иметь и такие расчетные аналитические показатели, как удельные веса перечисленных калькуляционных статей в одном рубле отдельно выпущенной и реализованной товарной продукции.
Локомотивное депо является крупным потребителем топлива, электроэнергии и запасных частей. Поэтому организация их материально-технического обеспечения имеет чрезвычайно большое значение. При существующей структуре управления железнодорожным транспортом обеспечение производственного процесса производится через службу материально-технического снабжения в соответствии с планами материальнотехнического обеспечения.
Задачами анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов является:
степень выполнения планов материально-технического снабжения и ее влияние на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;
оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;
выявление внутренних резервов экономии материальных ресурсов.
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.
К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальныхзатрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.
Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, то есть сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов. На начало года материалоотдача составляла.
Мо= = 2,59 руб.,.
на конец года.
Мо =руб.
Материалоемкость продукции — отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции — показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции. На начало года общая материалоемкость составляла:
Ме= руб, на конец года.
Ме=руб.
Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат, Кт определяется отношением валовой или товарной продукции,(Iп=1,16) к индексу материальных затрат, (Iм=1,09). Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.
Кт =.
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции. На начало года этот показатель был равен Ро=,.
на конец года.
Ро=.
Коэффициент материальных затрат, Км, представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материальные ресурсы в процессе производства, нет ли перерасхода по сравнению с установленными нормами. В локомотивном депо он составляет.
Кз=.
Если Кз>1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов.
Проанализируем показатели частной материалоемкости (сырьеемкости, топливоемкости, энергоемкости (таблица 5).
Таблица 5.
Анализ частных показателей материалоемкости.
Показатель. | План. | Факт. | отклонение. |
Выпуск продукции, тыс.руб. | +26 093. | ||
Материальные затраты, тыс.руб. В том числе: материалы и сырье топливо энергия. |
|
| +3861. +529. +2357. +975. |
Общая материалоемкость, руб. В том числе сырьеемкость топливоемкость энергоемкость. |
|
|
|
Изучим также энергоемкость и топливоемкость работы локомотивов и причины изменения их уровня и себестоимости продукции. Данные таблицы 5, 6 показывают, что более высокий уровень имеет энергоемкость. Однако по сравнению с планом она снизилась так же как и топливоемкость. Это произошло за счет более экономного использования материальных ресурсов и одновременного повышения себестоимости продукции. Однако энергоемкость и топливоемкость были бы еще ниже, если бы не рост цен в связи с инфляцией.
Таблица 6.
Факторный анализ материалоемкости, приходящейся на тягу поездов.
Вид тяги. | Энергоемкость. (топливоемкость), руб. | Отклонение от плана, руб. | ||||||
план УРпл ЦМпл/. /ЦПпл | усл.1. УРф ЦМпл/. /ЦПпл | усл.2. УРф ЦМф/. /ЦПпл | факт УРф ЦМФ/. /ЦПф | общее. | в том числе за счет изменений. | |||
удельного расхода сырья. | цен на сырье. | себестоимости продукции. | ||||||
электрическая. | 16,7. | 15,3. | 16,1. | 14,4. | — 2,3. | — 1,4. | +0,8. | — 1,7. |
тепловозная. | 8,8. | 4,9. | 7,9. | 7,4. | — 1,4. | — 3,9. | +3,0. | — 0,5. |
где УРф, УРпл — соответственно фактический и плановый удельный расход материалов на единицу продукции;
ЦМф, ЦМпл — фактический и плановый уровень цен на материальные ресурсы;
ЦПф и ЦПпл — фактический и плановый уровень цен на продукцию количество материалов Количество расходованных материальных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет проведения на дороге комплексных мероприятий по повышению эффективности использования тяги поездов, внедрения и совершенствования систем управления перевозками, стабилизации удельных затрат материалов на работу локомотивов, а также вторичному использованию материальных ресурсов.
Обобщенные сведения об изменении цен на материальные ресурсы можно получить, используя данные таблицы 7.
Таблица 7.
Изменение стоимости электроэнергии и топлива.
Вид материальных ресурсов. | Стоимость фактически израсходованных ресурсов по ценам, тыс. руб. | Отклонения от уровня. | |||||
2008 года. | 209 года. | 2008 года. | 2009 года. | ||||
плановым. | фактическим. | абс. | %. | абс. | %. | ||
Электро-энергия. | +9999. | +61. | +231 797. | +16. | |||
Топливо. | 52 670,2. | +534. | +5,8. | — 1537,2. | — 0,03. |
Влияние эффективности использования материальных ресурсов на объем производства продукции. Факторами первого уровня являются изменение суммы использованных материальных ресурсов и эффективности их использования:
ВП=МЗМо, (2.18).
где МЗ — затраты материальных ресурсов на производство продукции;
Мо — материалоотдача.
Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по этой модели применим способ цепных подстановок:
ВПплан=МЗпланМ0 план=1 009 763,27=330 191,5 тыс. руб., (2.19).
ВПусл1=МЗфактМ0 план=1 048 373,27=338 623,5 тыс. руб., (2.20).
ВПусл1=МЗфактМ0 план=1 048 373,40=356 042 тыс. руб. (2.21).
Таким образом, под влиянием эффективности использования материальных ресурсов, объем производства продукции изменился на.
(356 042−330 191,5)=+25 850,5 тыс. руб.,.
в том числе за счет изменения.
- — затрат материальных ресурсов на производство продукции на
- (330 191,5−338 623,5)=+8432 тыс. руб.
материалоотдачи.
(356 042−338 623,5)=+17 416,5 тыс. руб.
Соблюдение строгого режима экономии в расходовании трудовых, топливно-энергетических, материальных и денежных ресурсов при обеспечении выполнения заданий по качественным показателям является важнейшим средством повышения эффективности производственно-финансовой деятельности локомотивного депо. Поэтому при анализе эксплуатационных расходов депо особое внимание уделяют соблюдению установленных норм затрат, недопущению завышения против плана себестоимости по каждому виду работ. Анализ эксплуатационных расходов в локомотивном депо имеет свои особенности. Если по другим отраслевым линейным предприятиям анализ проводится методом сравнения фактических и плановых расходов, то в локомотивном депо анализируется так же изменение фактических расходов по сравнению с плановыми, пересчитанными на фактический объем работ (с правом расходов).
В настоящее время планы расходов по эксплуатации и ПВД разрабатываются предприятиями самостоятельно, исходя из намеченных объемов работ. Планы должны предусматривать снижение затрат на единицу перевозок (работ, услуг).
Расходы на эксплуатационную работу по экономическим признакам группируют по следующим элементам затрат:
фонд оплаты труда;
отчисления на социальное страхование;
материалы;
топливо;
электроэнергия;
амортизационные отчисления;
прочие расходы.
По производственному признаку различают расходы основные, общие для всех отраслей хозяйства железных дорог и общехозяйственные. Общехозяйственные расходы подразделяют на расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством. К основным относятся расходы на заработную плату производственного персонала, материалы, топливо и электроэнергию на тягу поездов. Расходы основные, общие для всех отраслей хозяйства — это оплата отпусков, отчисления на социальное страхование, расходы по охране труда, содержанию и ремонту оборудования, производственных зданий и сооружений, на исследовательские и испытательные работы и др.
По способу включения в себестоимость эксплуатационные расходы подразделяют на прямые и косвенные. Прямыми называют расходы, связанные с выполнением одного вида продукции (например, расходы по работе МВПС включаются в себестоимость пассажирских перевозок), косвенными — расходы по выполнению нескольких видов работ (продукции) (например, расходы по экипировке тепловозов относятся и к грузовому и к пассажирскому движению).
Расходы железных дорог по-разному зависят от объема работы. К зависящим относятся те расходы, которые при росте объема работы увеличиваются в такой же степени (например, расходы на оплату труда локомотивных бригад, смазочные и обтирочные материалы, топливо и электроэнергию на тягу поездов, текущий ремонт локомотивов). Но есть и такие расходы, которые не меняются при увеличении объема перевозок. Это так называемые независящие расходы (например, расходы на оплату труда руководителей, специалистов и служащих). В локомотивном хозяйстве примерно 80 — 85% расходов относятся к зависящим и 20 — 25% к независящим.
В среднем по локомотивному хозяйству структура расходов по основным элементам затрат следующая:
заработная плата — 30,6%;
топливо — 21,5%, в т. ч. на тягу поездов — 19,5%.
электроэнергия — 15,7%;
материалы — 6,6%;
прочие расходы, включая амортизационные отчисления — 25,6%.
Планируют и учитывают расходы депо по видам работ и по статьям Номенклатуры расходов железных дорог.
Для анализа эксплуатационных расходов локомотивного депо составим таблицу 8. Первым этапом анализа является сопоставление фактических расходов в целом и по элементам затрат с предыдущим годом и правом. Второй этап — установление причин их экономии или перерасхода, увеличения или снижения.
Таблица 8.
Анализ эксплуатационных расходов по элементам затрат.
Наименование. | План 2009 г. | Право расходов. | 2009 г. | Отклонение,%. | |||
план. | право. | ||||||
Объем продукции, млн ткм бр. | ; | 34 595,7. | 116,6. | 110,9. | ; | ||
Контингент, чел. | 97,5. | 102,1. | 92,2. | ||||
ФОТ, тыс.руб. | 162,4. | 108,6. | 99,7. | ||||
Отчисления 20,4%, тыс.руб. | 161,0. | 108,3. | 99,1. | ||||
Материалы, тыс.руб. | 109,1. | 102,6. | 101,4. | ||||
Топливо, тыс.руб. в т.ч.на тягу поездов на прочие нужды расход топлива, цена 1 т, руб. |
|
|
|
|
|
|
|
Электроэнергия, тыс.руб. в т.ч. на тягу поездов на прочие нужды расход на тягу поездов, тыс. кВт расход на прочие нужды, тыс. кВт цена 1 кВт часа на тягу поездов, руб. цена 1 кВт часа на прочие нужды, руб. |
|
|
|
|
|
|
|
Амортизация, тыс.руб. | 180,4. | 99,8. | 99,6. | ||||
Прочие расходы, тыс.руб. | 236,7. | 116,9. | 105,7. | ||||
Всего расходов, тыс.руб. | 158,3. | 107,9. | 100,1. | ||||
Себестоимость 100 000 т км брутто, руб. | 75,8. | 105,82. | ; | 102,92. | ; | ; | ; |
В 2009 году эксплуатационные расходы составили 356 042 тыс. руб., что на 131 061 тыс. руб. выше расходов 2008 года и на 229 тыс. руб. выше расходов по праву. Перерасход к плану составил по:
заработной плате — 8174 тыс. руб. или 8,6%;
начислениям — 3986 тыс. руб. или 8,3%;
материалам — 529 тыс. руб. или 2,6%;
топливу — 1031% или 8,1%;
электроэнергии — 975 тыс. руб. или 1,9%;
прочим расходам — 11 144 тыс. руб. или 16,9%.
По фонду оплаты труда расходы составили 102 949 тыс. руб., что на 62,4% выше расходов прошлого 2008 года и на 8,6% выше плана. Такой перерасход связан, во-первых, с индексацией минимальной тарифной ставки на 54,4% (с 336,5 руб. в 2008 году до 519,5 руб. в 2009 году), во-вторых, повлиял рост среднемесячной заработной платы на 70,4%.
С помощью метода элиминирования, в основе которого лежит способ цепных подстановок и индексный метод, выявим влияние отдельных факторов на результативную (фактическую) величину ФОТ. Фонд оплаты труда может измениться под влиянием двух факторов:
численности работников;
Необходимо вычислить индексы численности и среднемесячной заработной платы. Они будут определяться отношением фактических значений показателей к базовым или плановым значением тех же показателей. Элиминирование осуществляется путем последовательного исключения из общего значения результативного показателя влияния всех факторов, кроме исследуемого.
Изменение ФОТ под влиянием изменения численности можно определить по формуле Зч = Зо? (1 — Iч), (2.23).
где Зо— уровень заработной платы в базисном году, тыс.руб.;
Iч — индекс численности, показывающий изменение численности в отчетном году по сравнению с базисным (Iч = 0,975).
Зч = 63 410? (1 — 0,975) = 1585,25 тыс. руб.
Изменение ФОТ под влиянием изменения среднемесячной заработной платы рассчитывается по формуле Зz = Зо? Iч? (1 — Iz), (2.24).
где Iz — индекс среднемесячной заработной платы, (Iz = 1,704).
Зz = 63 410? 0,975? (1 — 1,704) = -43 544,6 тыс. руб.
Таким образом, в большей степени на ФОТ повлиял рост среднемесячной заработной платы на 70,4%. За счет уменьшения численности, возможно было бы иметь экономию ФОТ в размере 1585,25 тыс. руб.
Сумма начислений на ФОТ в 2009 году составила 3905 тыс. руб., что превысило отчет 2008 года на 14 856 тыс. руб. т. е. на 61% и план расходов на 2988 тыс. руб. или 8,3%.
Суммы отчислений на социальные нужды зависят от:
численности работников;
среднемесячного уровня заработной платы;
суммарного норматива отчислений.
Суммарный норматив отчислений в отчетном году снизился по сравнению с базисным на 6%, то индекс норматива отчислений равен 0,94 (Iн = 0,94), в месте с тем на сумму отчислений на социальные нужды повлияло повышение среднемесячного уровня заработной платы на 70,4% (IZ = 1,704). Если бы имелось только снижение численности (Iч =0,975), без изменения уровня заработной платы, то сумма отчислений на социальные нужды уменьшилась бы.
На изменение материальных расходов оказывают влияние следующие факторы:
объем перевозок;
средняя материалоемкость;
цена материалов.
Влияние объема перевозок определяется по формуле МPL = МPL?(1 — IPL прив), (2.25).
где Мо — расходы на материалы в базисном периоде, тыс. руб.;
IPLприв. — индекс приведенных ткм брутто (IPlприв.= 1,166).
МPL = 18 448?(1 — 1,166) = - 3053,9 тыс. руб.
Под влиянием материалоемкости расходы на материалы определяются следующим образом Мм = Мо? IPlприв(1 — Iм), тыс. руб. (2.26).
где Iм — индекс материалоемкости (Iм = 0,794).
Таким образом, если бы не произошло изменения материалоемкости, расход материалов был бы больше на:
Мм = 18 448?(1 -0,794) = 4431,1 тыс. руб.
Так же на перерасход повлиял ценовой фактор. Рост цен на материалы показан в таблице 9.
Таблица 9.
Цены на материалы.
Наименование. | Цена, руб. | Коэффициент роста цен,. | |
2008 год. | 2009 год. | ||
Турбокомпрессор | 2,83. | ||
Электропечи ПЭТ. | 2,9. | ||
Подшипник. | 4,1. | ||
Ротор | 1,1. | ||
Амортизатор | 1,1. | ||
Гильза. | 2,02. | ||
Фильтры. | 2,2. | ||
Ботинки. | 1,8. | ||
Костюм х/б. | 1,5. | ||
Костюм ПТО. | 2,6. | ||
Мыло хозяйственное. | 2,3. | 4,14. | 1,8. |
Песок. | 5,35. | 11,6. | |
Эмаль ПФ-115. БЕ. | 17,40. | 1,78. | |
Смазка ЖРО. | 1,53. | ||
Концы обтирочные. | 5,1. | 7,8. | 1,53. |
Масло дизельное. | 1,45. | ||
Лента скоростемерная. | 3,15. | 6,28. | 1,99. |
Смазка графитная. | 1,32. | ||
Смазка ЖТ-79. | ; | ; | |
Электроды. | 8,32. | 11,68. | 1,40. |
Трубы сварочные водогазопрововодные. | 3,03. |
Таким образом, если бы не произошло роста цен на материалы, материальные расходы уменьшились бы на 1377,2 тыс. руб.= (4431,1−3053,9), в основном за счет уменьшения материалоемкости.
В локомотивном депо потребное количество электроэнергии и топлива определяют на основании объема работ, нормы расхода электроэнергии и топлива на 10 000 ткм брутто и средней цены 1тут. или 1 кВт ч.:
Ет, э = PL? RU?P? 10 000, (2.26).
где.
Ru— удельная норма расхода электроэнергии и топлива, кг., кВт ч.
Р — цена 1 кВт ч. или 1 тут., руб.
На анализируемом предприятии расход электроэнергии в 2009 году составил 53 211 тыс. руб., что выше расхода в 2008 году на 4041 тыс. руб. или на 7,7%.
Используя метод цепных подстановок, определим долю влияния на изменение расхода электроэнергии на тягу поездов таких факторов, как объем перевозок, удельная норма расхода электроэнергии и цена 1 кВт ч. Последовательно подставляя в формулу (2.26) фактические значения факторов, получим:
Еэ баз=27 196 000· 10,03·0,171? 10 000= 46 686 тыс. руб.
Еэусл1=32 015 500· 10,03·0,171? 10 000= 54 911 тыс. руб.
Еэусл2=32 015 500· 9,23·0,171? 10 000= 50 586 тыс. руб.
Еэ факт=32 015 500· 9,23·0,173? 10 000= 51 133 тыс. руб.
Изменение расходов на электроэнергию на тягу поездов равно.
51 133- 46 686 = +4447 тыс. руб.
из них за счет:
изменения объема работ на (54 911 — 46 686) = +8225 тыс. руб.
изменения удельной нормы расхода электроэнергии на (50 586 — 54 991)= -4325 тыс. руб.
увеличения цены 1кВт ч на (51 133 — 50 586) = + 547 тыс. руб.
Таким образом, изменение эксплуатационных расходов произошло в основном за счет увеличения объема перевозок.
Аналогично определим влияние этих факторов на изменение расходов по топливу в депо. В 2009 году расходы составили 31 497 тыс. руб., превысив, таким образом, расходы на топливо в 2008 году на 1031 тыс. руб. или 63,1% и расходы по праву на 12 190 тыс. руб. или на 3., 4%.
Воспользовавшись методом цепных подстановок, получим:
Ет баз=1315· 167,9·712,2? 10 000 = 15 731 тыс. руб.
Ет усл1=1436,7· 167,9·712,2? 10 000 = 17 187 тыс. руб.
Ет усл2=1436,7· 158,6·712,2? 10 000 =16 228 тыс. руб.
Ет факт=1436,7· 158,6·1151,1? 10 000 =26 225 тыс. руб.
Таким образом, расход топлива на тягу поездов увеличился на.
(26 225−15 731)= +10 494 тыс. руб.
из них за счет:
увеличения объема перевозок на (17 187−15 731)=+1456 тыс. руб.
изменения удельной нормы расхода топлива на (16 228−17 187)= - 959 тыс. руб.
уменьшения цены за 1 тут. на (26 225−16 228) =+9997 тыс. руб.
Можно сделать вывод о том, что расходы топлива на тягу поездов увеличились в основном за счет повышения цен на топливо с 712,2 руб. до 1151,1 руб. (индекс роста цен 1,6).
По элементу «прочие расходы» перерасход к плану составил 11 144 тыс. руб., что составляет 16,9%. Одной из причин перерасхода является увеличение суммы доходов на 91 383 тыс. руб., начисление общеотраслевых расходов в сумме 2645,1 тыс. руб.
Таким образом, проведенный анализ показал прямую зависимость роста издержек предприятия и роста себестоимости. Рост себестоимости как правило ведет к росту цены за произведенную продукцию (товар, услуг) и снижению финансового результата предприятия.